Межличностное общение дошкольников с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общения как деятельности.
2. Изучение психические особенности умственно-отсталых дошкольников.
3. Изучение особенностей общения дошкольников с умственно-отсталых дошкольников с взрослыми.
4. Изучение особенностей общения умственно-отсталого дошкольника

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 5
1.1. Понятия общения 5
1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника 9
1.3. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со взрослыми 15
1.4. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со сверстниками 19
Выводы 22
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

французова курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)



Федеральное агентство по образованию

Омский государственный  педагогический университет

 

 

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии

 

 

Межличностное общение  дошкольников

с умственной отсталостью

 

Курсовая работа 1

 

 

 

                                                                                 Выполнил студент

                                                                                                221 группы

                                                                                 Французова Елена Николаевна

                                                                                _________________________                                                                     

                                                                                                                     (подпись)

                                                                              Научный руководитель

                                                                              К.пc.н., доцент

                                                                              Чернявская Елена Александровна

                                                                                ___________________________

                                                                                                                      (подпись)

                                                                             «____»_________________2009г.

                                                                                 Оценка_____________________

 

 

                                                       

                                                Омск-2009

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 5

1.1. Понятия общения 5

1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника 9

1.3. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника

со взрослыми 15

1.4. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника

со сверстниками 19

Выводы 22

Список используемой литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы состоит  в том, что личность людей складывается только в их отношениях с окружающими  людьми и лишь в отношениях с ними функционирует, как говорит Э.В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности».

        Общение направлено  на удовлетворение важной духовной  потребности, которая является  одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т. е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

          Общение  играет особую роль в развитии  ребенка, начиная с самого раннего  возраста, общение приобретает личностный  характер и предполагает возможность  тесного взаимодействия. Воспитание  людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта. Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками. Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н. (1985), Лисина М.И. (1986), Запорожец А.В. (1974), Смирнова Е.О. (1992), Эльконин Д.Б. (1956).

           На  развитие межличностного общения  со сверстниками у детей дошкольного возраста наиболее существенное влияние будет оказывать первичное нарушение интеллекта.

Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в  формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков 

 

общения выходит на первый план при воспитании таких детей. Проблемами формирования навыков общения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как: Выготский Л.С. (1927), Шипицына Л.М. (2004), Гаврилова Т.П. (1981).

  Цель работы: изучение особенностей межличностного общения детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Объектом исследования является общение дошкольников с умственной отсталостью.

Предмет исследования –  межличностное  общение дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

В исследовании выдвигается следующая  гипотеза: общение умственно-отсталых дошкольников складывается более успешно с взрослыми, чем со сверстниками в связи с интеллектуальным недоразвитием и отставанием формирования речи.

В работе поставлены следующие задачи:

1.  Изучение общения как деятельности.

2. Изучение психические особенности умственно-отсталых дошкольников.

3. Изучение особенностей общения   дошкольников с умственно-отсталых  дошкольников с взрослыми. 

 4. Изучение особенностей  общения умственно-отсталого дошкольника

со сверстниками.

Метод: изучение, анализ психологической и педагогической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости

1.1. Понятие общения

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [8].

   В ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Ребенок то занят своим партнером, то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования.

   Функции общения: 1) организация совместной деятельности людей; 2) формирование и развитие межличностных отношений; 3) познание людьми друг друга. Эти функции, с одной стороны, как бы проявляют главные направления, в которых  обнаруживается «работа» общения, а с другой – позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук.

  «Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества» [10, с. 17].

Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Оно играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания; оно также обуславливает

 

 

структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических  процессов.

Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и  дошкольного детства. Нет оснований  говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.

Коммуникативная потребность специфична и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям. По своей  природе эта потребность состоит  в стремлении человека к познанию и оценке самого себя через посредство других людей и с их помощью. Потребность в общении не врожденна. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми.

Средства общения – это операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Среди них можно выделить 3 основные категории. Это экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики [8].

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается  сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств.

 

Ситуативно-деловая  форма общения разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет потребность ребенка в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до трех лет [2].

В младшем дошкольном возрасте возникает  внеситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную с взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения с взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом становится личностный. Для дошкольника приобретает значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.

  Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Он постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

   Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. Контакты детей характеризуются нестандартностью и

 

нерегламентированностью. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой [10].

Итак, общение представляет собой  взаимодействие людей, направленное  на улучшение отношений и достижение общего результата. У детей это взаимодействие имеет своеобразную форму существования. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов. Особенности общения детей со сверстниками отличается от общения с взрослыми, эмоциональностью, раскованностью, отсутствием жестких правил и ограничений. В общении с взрослыми дошкольник не контролирует и не управляет действиями, в отличие от их общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, появляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей [13].

В дошкольном возрасте уже четко  выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом: отсутствие любознательности, пытливости, слабость познавательной активности. Имеются выраженные затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.

 Динамика нарушений психического  развития в дошкольном возрасте у детей, страдающих олигофренией, особенно ярко выступает при изучении формирования их игровой деятельности. Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов. И в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития [8].

Информация о работе Межличностное общение дошкольников с умственной отсталостью