Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
В работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общения как деятельности.
2. Изучение психические особенности умственно-отсталых дошкольников.
3. Изучение особенностей общения дошкольников с умственно-отсталых дошкольников с взрослыми.
4. Изучение особенностей общения умственно-отсталого дошкольника
Введение 3
Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 5
1.1. Понятия общения 5
1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника 9
1.3. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со взрослыми 15
1.4. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со сверстниками 19
Выводы 22
Список используемой литературы 25
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной психологии
Межличностное общение дошкольников
с умственной отсталостью
Курсовая работа 1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 5
1.1. Понятия общения 5
1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника 9
1.3. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со взрослыми 15
1.4. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со сверстниками 19
Выводы 22
Список используемой литературы 25
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми и лишь в отношениях с ними функционирует, как говорит Э.В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности».
Общение направлено
на удовлетворение важной
Общение
играет особую роль в развитии
ребенка, начиная с самого
На
развитие межличностного
Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков
общения выходит на первый план при воспитании таких детей. Проблемами формирования навыков общения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как: Выготский Л.С. (1927), Шипицына Л.М. (2004), Гаврилова Т.П. (1981).
Цель работы: изучение особенностей межличностного общения детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объектом исследования является общение дошкольников с умственной отсталостью.
Предмет исследования – межличностное общение дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: общение умственно-отсталых дошкольников складывается более успешно с взрослыми, чем со сверстниками в связи с интеллектуальным недоразвитием и отставанием формирования речи.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общения как деятельности.
2. Изучение психические особенности умственно-отсталых дошкольников.
3. Изучение особенностей общения
4. Изучение особенностей общения умственно-отсталого дошкольника
со сверстниками.
Метод: изучение, анализ психологической и педагогической литературы.
Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Понятие общения
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [8].
В ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Ребенок то занят своим партнером, то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования.
Функции общения: 1) организация совместной деятельности людей; 2) формирование и развитие межличностных отношений; 3) познание людьми друг друга. Эти функции, с одной стороны, как бы проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой – позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук.
«Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества» [10, с. 17].
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Оно играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания; оно также обуславливает
структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов.
Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.
Коммуникативная потребность специфична
и не сводится к каким-либо иным,
более простым потребностям. По своей
природе эта потребность
Средства общения – это
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств.
Ситуативно-деловая форма общения разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет потребность ребенка в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до трех лет [2].
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную с взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения с взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом становится личностный. Для дошкольника приобретает значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Он постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. Контакты детей характеризуются нестандартностью и
нерегламентированностью. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой [10].
Итак, общение представляет собой взаимодействие людей, направленное на улучшение отношений и достижение общего результата. У детей это взаимодействие имеет своеобразную форму существования. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов. Особенности общения детей со сверстниками отличается от общения с взрослыми, эмоциональностью, раскованностью, отсутствием жестких правил и ограничений. В общении с взрослыми дошкольник не контролирует и не управляет действиями, в отличие от их общения со сверстниками.
1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, появляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей [13].
В дошкольном возрасте уже четко
выступает недостаточность инте
Динамика нарушений
Информация о работе Межличностное общение дошкольников с умственной отсталостью