Методы опроса в психологических исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Работа содержит 1 файл

Experementalnaya_psihologia.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     8, Измерения в психологи.  Основные виды  шкал 

     Измерения в психологии — процедуры получения  числовых характеристик для свойств  изучаемых в психологии явлений, напр. моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок  и поступков личности, ее статуса в группе.

     Разнообразные виды измерения в теоретическом  плане формализуются с помощью  понятий числового представления  и шкалы. Числовое представление  — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями  в числовую систему с отношениями. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Типология шкал сложна и безгранична. Широко известна простая типология, предложенная американским психологом-психофизиком С. Стивенсом (1946). шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

     Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством  которого объекты группируются в  отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т.д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

     Порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения эквивалентности  еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

     Интервальная  шкала помимо отношений, указанных  для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование. Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют собой примеры интернатных шкал. В психологии к таким шкала относят шкалы измерения различны субъективных феноменов, полученные методом парного сравнения.

     Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает  лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В  физике этому типу шкалы удовлетворяют  многие процедуры измерения, напр. массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина.

     Из  других типов отметим абсолютную шкалу, допускающую лишь тождественные  преобразования и отображающую количество неделимых и однородных объектов, напр. количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т.д.

     С вопросом о типе шкалы непосредственно  связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки  результатов измерения. В общем  случае адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

     Экспериментальная психология родилась благодаря не просто лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения (интенсивности  ощущений, времени реакций, объема памяти и т.д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями. Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить правила это деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в социальных и поведенческих науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов. Из признания этого факта ни в коем случае не следует необходимость отказа от существующих методов измерения (равно как и методов обработки исходных данных), поскольку их ценность определяется не только предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать другие наблюдаемые факты, в т.ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок. 

     11, основне понятия  психометри 

     Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая  теорию и методику психологических  измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств  личности. Психометрия является разделом прикладной статистики[источник не указан 181 день]. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

     Начало  психометрии

     Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой. Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта.

     Психометрист  Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа.

     Карл  Пирсон, Генри Кайзер, Джордж Раш, Джонсон О’Коннор, Фредерик Лорд, Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

     Область психометрии

     Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае 

     12 Психологический  диагноз и взвод  

     По  характеру проработанности психологическое  заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.

     Итоговое  психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

     Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое  заключение при любом повторном  обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

     Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно  к целям обследования:

     клиническая практика – объективизация психологической  структуры психопатологического состояния  для его квалификации или дифференциальной диагностики;

     экспертиза  эффективности лечебного или  учебного процесса – фиксация состояния  ребенка на данный момент;

     школьная  практика – определение основных параметров психологической структуры  нарушения развития применительно к учебному процессу.

     Психологическое заключение может быть написано и  в свободной форме, однако использование  различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует  работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

     А. Общая  часть заключения

     Основные  паспортные данные ребенка.

     Основные  жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

     Наиболее  важные анамнестические данные.

     Специфика внешности и поведения ребенка  в процессе обследования, в том  числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к  обследованию (критичность и адекватность).

     Сформированность  регуляторных функций.

     Общая оценка операциональных характеристик  деятельности в различные моменты  обследования (в том числе и  ее динамический аспект).

     Особенности развития различных компонентов  когнитивной сферы.

     Характеристики  эмоционально-личностной сферы, включая  межличностные отношения.

     Б. Специальная  часть 

     Психологический диагноз.

     Вероятностный прогноз развития.

     Рекомендации  по дальнейшему сопровождению ребенка.

     Общая часть заключения ориентирована  не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

     Только  при условии, что все специалисты  полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

     Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический  диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

     Понятие психологического диагноза нельзя считать  достаточно разработанным в современной  психологии. В практике этот термин применяется часто в очень  широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

     Цель  диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Информация о работе Методы опроса в психологических исследованиях