Методы опроса в психологических исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Работа содержит 1 файл

Experementalnaya_psihologia.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 

5, Методы опроса  в психологических иследованиях. 

Анкеты и вопросники

Личностные тесты

Метод беседы

Интервью 

     Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

     Пионером  использования анкеты в психологическом  исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды  на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных. 

     Виды  анкетирования

     По  числу респондентов

     Индивидуальное  анкетирование (один респондент)

     Групповое анкетирование (несколько респондентов),

     Аудиторное  анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

     Массовое  анкетирование (от сотни до тысяч  респондентов)

     По  полноте охвата

     Сплошное (опрос всех представителей выборки)

     Выборочное (опрос части выборки)

     По  типу контактов с респондентом

     Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

     Заочное (анкетёр отсутствует)

     Рассылка  анкет по почте

     Публикация  анкет в прессе

     Публикация анкет в Интернете

     Вручение  и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. 

Метод беседы

     Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в ведении  тематически направленного диалога  между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

     Общие сведения

     В ситуациях  устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат  говорящего возбуждает процессы в воздушной  среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации. Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева «беседа» интерпретировалась бы как «чтение». Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим:"…Беседа «разговор, поучение»…(М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием

     Виды  беседы

     Беседы  различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

     Терапевтическая беседа

     Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных  гипотез)

     Автобиографическая  беседа

     Сбор  субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

     Сбор  объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) 

     интервью 

     Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

     Общие сведения

     Метод интервью отличается строгой организованностью  и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы  субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

     В задачи психолога входит сведение своего влияния  на содержание ответов респондента  к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

     Виды  интервью

     По  степени формализации

     Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

     Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует  лишь общему плану, сформулированному  соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

     Полустандартизированное или фокусированное интервью. При  проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

     По  стадии исследования

     Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного  исследования.

     Основное  интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

     Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для  пополнения банка данных.

     По  количеству участников

     Индивидуальное  интервью — интервью, в котором  участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

     Групповое интервью — интервью, в котором  участвует более двух человек.

     Массовое  интервью — интервью, в котором  участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии. 

     3. Экспериментальные переменные и способы их контроля 

     Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, А и В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями. Первый признак — разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего.

Отлет гусей на юг отнюдь не является причиной выпадения снега через месяц. Второй признак — наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллекта и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как между уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса—Додсона).

     Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной.

     Третий  признак — причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная  процедура исключает иные возможности  объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явления В исключены.

     Контроль  переменных

     Следует различать контроль независимой  переменной и контроль «прочих» или  внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

     Различают два основных способа контроля независимой  переменной. Эти способы лежат  в основе двух типов эмпирического  исследования: активного и пассивного. Напомним, что в психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным — наблюдение и измерение. Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

     В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (также — измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных. Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

     При планировании исследования следует  иметь в виду, что принципы, предъявляемые  к формированию плана для активного  и пассивного исследований, одни и  те же, за исключением контроля эффектов, связанных с экспериментальным воздействием.

     Существует  несколько основных приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:

     1) элиминация  внешних переменных;

     2) константность  условий;

     3) балансировка;

     4) контрбалансировка;

     5) рандомизация.

     Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью  избежать воздействий со стороны  «прочих» переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100 %-й гарантии от заболе­вания дизентерией, но существенно снижает вероятность заболевания. 

     4, Наблюдение как  один из основних  импереческих методов  в психологи 

     Наблюдение  — описательный психологический  исследовательский метод, заключающийся  в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

     Общие сведения

     Вместе  с интроспекцией наблюдение считается  старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

     Наблюдение  применяется там, где вмешательство  экспериментатора нарушит процесс  взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда  необходимо получить целостную картину  происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

     Главными  особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя  и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб. 2000]

Информация о работе Методы опроса в психологических исследованиях