Методы опроса в психологических исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Работа содержит 1 файл

Experementalnaya_psihologia.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Предмет наблюдения

     Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же - физические проявления интересующего исследователя явления:

     Вербальное  поведение 

     Содержание  речи

     Продолжительность речи

     Интенсивность речи

     И др.

     Невербальное  поведение 

     Экспрессия  лица, глаз, тела,

     Выразительные движения

     И др.

     Перемещения людей

     Дистанция между людьми

     Физические  воздействия 

     Касания

     Толчки

     Удары

     И др.

     И т. д.

     То  есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким  образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

     Классификация наблюдений

     Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое  восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

     Преимущества  метода наблюдения

     Наблюдение  позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

     Наблюдение  позволяет одновременно охватить поведение  ряда лиц по отношению друг к другу  или к определённым задачам, предметам  и т. д.

     Наблюдение  позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых  субъектов.

     Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

     Оперативность получения информации

     Относительная дешевизна метода

     Недостатки  метода наблюдения

     Отхождение  от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)

     Прошлый опыт исследования влияет на последующие  факты наблюдения 

     6.

     Здесь речь пойдет только об эксперименте, проводимом с участием человека. Эксперимент, где  объектом исследований является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.

     С точки  зрения испытуемого, эксперимент —  это часть его личной жизни (времени, действий, усилий и т. д.), которую  он проводит в общении с экспериментатором для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении: его активность является эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонен определять эксперимент в психологии «с позиции испытуемого» как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т. п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т. д.

       Всегда, если смотреть на эксперимент  с позиций испытуемого, он является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом эксперименте есть элемент игры, как бы работы «понарошку», имитации жизненной ситуации. Но любой эксперимент есть также «игра всерьез», так как параллельной жизни нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь испытуемого, тем более что, участвуя в нем, он намеревается решить какие-то свои личностные проблемы.

       Общение испытуемого и экспериментатора  является необходимым условием  организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого. 

       Человек включается в эксперимент  как целостный объект. Следовательно,  организация эксперимента требует  учета основных, т. е. известных  в настоящий момент, психологических  закономерностей, определяющих поведение личности в условиях, соответствующих экспериментальным

     7. 

     Можно  выделить более  конкретнее  зависимости  результата эксперимента от личности экспериментатора. Так. есть три варианта искажающего" влияния экспериментатора на результаты эксперимента:

     влияния экспериментатора нет, либо оно несущественно, им можно пренебречь - неосуществимый идеал экспериментальной психологии.

       Данная гипотеза малоправдоподобная:

     личность  экспериментатора всегда и постоянно  влияет на ход и результаты эксперимента. В этом случае эффект влияния можно считать систематической ошибкой измерения - константной, ее легко учесть и ''вынести за скобки"";

     влияние экспериментатора проявляется по-разному  в зависимости от типа эксперимента, личности экспериментатора и личности испытуемого. 

     10, Надёжность и валидность тестов, техника проверки 

     Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается  фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

     Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение  — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. То есть, к примеру, при валидном измерении  интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.

     Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах).

     Способы установления валидности теста

     Существуют  четыре основных способа установления валидности теста.

     I. Оценка  очевидной валидности.

     Очевидная валидность – валидность, при которой  оценивается общее соответствие теста его назначению.

     II. Оценка  содержательной валидности

     Содержательная  валидность предполагает, что тест обнаруживает в себе полный набор  заданий для измерения определенной черты.

     III. Оценка конструктной валидности.

     Этот  способ проверки заключается в проведении продуманных экспериментов. Подход первый — «конвергентная валидизация» — это проверка ожидаемой связи тестовых оценок с другими показателями. Например, если для измерения какой-либо черты существует несколько методик, целесообразным было бы провести эксперименты по хотя бы двум, и тогда при обнаружении высокой положительной корреляции их результатов между собой можно говорить о валидности. Основной целью конвергентной валидизации является определение того, будут ли оценки теста варьироваться в соответствии с ожиданиями. Подход второй — «дивергентная валидизация» (англ.). Проверка валидности здесь заключается в том, что тест не должен измерять никакой черты, с которой он теоретически и не должен быть связан.

     IV. Оценка  прогностической валидности.

     Прогностическая валидность заключается в том, что психологический тест часто используется для прогноза поведения. Соответственно, если прогноз оправдывается с течением времени, это говорит о том, что тест был валидным. Но для характеристики многих видов деятельности этого метода не достаточно.

     Требования  к идеальному тесту

     Минимальное количество заданий. Однако чем больше личностных факторов хочет измерить тестирующий, тем большее количество вопросов целесообразнее задать тестируемому.

     Тест  должен соответствовать целевой  группе, на которую он направлен. Верно то утверждение, что тест, направленный на одну группу, в результате тестирования которой были получены достоверные результаты, может быть невалидным в отношении другого целевого сегмента.

     Адаптация теста. Применяется в случае проведения теста в иноязычной стране. 

     2, Идеальный и реальный  психологический  эксперемент 

     Понятие "идеальный эксперимент" ввел в употребление Г. Кэмпбелл. Идеальный  эксперимент - эксперимент, предполагающий варьирование экспериментатором только независимой переменной и контроль зависимой переменной. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

       Идеальный эксперимент противостоит  реальному эксперименту. Реальный  эксперимент - эксперимент, в котором  изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity). Внутренняя валидность - характеристика эксперимента, показывающая, насколько идеальный эксперимент соответствует реальному, а также указывающая на достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на зависимую переменную тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.  

       Чем больше влияние на зависимую  переменную не контролируемых  исследователем условий, тем ниже  внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность  того, что факты, обнаруженные посредством эксперимента, являются артефактами.

       Планирование эксперимента необходимо  для увеличения влияния независимой  переменной на зависимую за  счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся .-с^очником  артефактов, либо устраняются, либо их влия-ие усредняемся (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента. О таком эксперименте говорят, что он близок к "безупречному эксперименту''.

       Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать), Те из них. которые нарушают внутреннюю валидность, называют "побочными". К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

       Для того чтобы более подробно  рассмотреть центральное понятие  "валидность", необходимо обратиться  к системе отношений "эксперимент  -теория - реальность1". Так. на  основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете проверяется при помощи эксперимента. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия является показателем операциональной валидности. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент "наказания" за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван именно изменением независимой переменной. 

Информация о работе Методы опроса в психологических исследованиях