Методы определения психологической готовности к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Наибольшее распространение приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он включает три задания:
нарисовать фигуру мужчины по представлению;
копирование письменных букв;
копирование группы точек.

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       Определение результатов:

       1 балл – у нарисованной фигуры  должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

       2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

       3 балла – у фигуры на рисунке  должны быть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя  линиями. Отсутствуют шея, уши,  волосы, одежда, пальцы на руках,  ступни ног.

       4 балла – примитивный рисунок  головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

       5 баллов – отсутствует ясное  изображение туловища, рук и ног.  Каракули.

       2. Копирование букв.

       Ребенку предлагается скопировать простое  предложение из трех слов, написанное прописью (7 букв). Расстояние между словами образца примерно полбуквы.

       Определение результатов:

       1 балл – срисованную ребенком  фразу можно прочитать. Буквы  больше образца не более чем  в два раза и образуют три  слова. Строка отклонена от  прямой линии не более чем на 30 градусов.

       2 балла – предложение можно  прочитать. Буквы по величине  близки к образцу, их стройность  не обязательна.

       3 балла – буквы должны быть  разделены не менее чем на  две группы. Можно прочитать хотя  бы четыре буквы.

       4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв имеет еще вероятность письма.

       5 баллов – каракули.

       3. Копирование точек.

       Предлагается  скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда; второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку.

       Определение результатов:

       1 балл – точное воспроизведение  образца. Нарисованы точки, а  не кружки. Соблюдена симметрия  фигуры по горизонтали и вертикали.  Может быть любое уменьшение  фигуры, увеличение возможно не  более чем вдвое.

       2 балла – возможно незначительное  нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

       3 балла – группа точек грубо  похожа на образец. Возможно  нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника,  повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

       4 балла – точки расположены  кучно, их группа может напоминать  любую геометрическую фигуру. Величина  и количество точек несущественны.  Другие изображения, например линии, недопустимы.

       5 баллов – каракули.

       Сумма результатов выполнения отдельных  заданий представляет общий результат  исследования по этому тесту.

       Ребенок, получивший за выполнение заданий 2-5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый. С оценкой 6-7 баллов – зреющий, вариант «А» (прогноз благоприятный). С оценкой 6-9 баллов – зреющий, вариант «Б» (прогноз условно благоприятный). Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

       Следует отметить, что тест Керна-Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности к школе. Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат, то дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка. В этом случае можно использовать следующие методики.

       Методика  Н. И. Гуткиной «Домик» - срисовывание картинки, изображающей домик, составленный из элементов прописных букв.

       Методики  А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» - мышиные хвосты и ручки зонтиков также представляют собой элементы букв (приложение, рис. 1).

       Методики  Д. Б. Эльконина-А. Л. Венгера:

         Графический диктант – ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Последний диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии (приложение, рис. 2), а затем предлагает дорисовать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу;

       «Образец  и правило» - предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником) (приложение, рис. 3). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

       Проводя диагностику интеллектуальной готовности к школьному обучению, иногда изучение особенностей интеллекта начинают с  исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, скажем, через час после прослушивания. Л. А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-летнего возраста: с первого раза ребенок вспоминает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов; через 1 час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).

       Методика  А. Р. Лурии, позволяющая определить уровень развития опосредованной памяти, непроста и для ребенка, и для психолога, так как требует сложной интерпретации результатов. С ее помощью выявляется и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок должен стать средством, помогающим запоминать слова (и дети принимают эту задачу или не принимают ее, увлекшись самим процессом рисования). Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

       Помимо  принятия и непринятия задачи, в 6-летнем возрасте встречается частичное принятие: ребенок помнит слово по ходу рисования, но забывает его при воспроизведении, заменяя конкретным описанием своего рисунка. Общий уровень умственного развития ребенка прослеживается и при анализе других особенностей выполнения задания — адекватности рисунков, степени их лаконичности, условности (или, напротив, конкретности, детализированности), расположения рисунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т. д.

       Мышление 6-летнего ребенка образно и достаточно конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления обычно определяется с помощью методики разрезных картинок. Ребенку даются части рисунка, которые нужно так сложить, чтобы получилось целостное изображение — ослик, или петух, или чайник и т. п. (приложение, рис. 4).

       Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А. Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания — мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути, т. е. решения задачи (приложение, рис. 5).

       Методик, диагностирующих уровень развития понятийного или словесно-логического  мышления, много. Наиболее распространенные из них:

       «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот простой прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Иногда ребенку предлагают придумать название к рисунку.

       Более сложная методика, чаще применяемая при обследовании детей, — «Последовательность событий» (приложение, рис. 6). Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является последовательность событий, разворачивающихся на кухне: семья обедает, потом моется посуда и в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей, их отношений, скажем, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, на которой первый ребенок плачет. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

       Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами   и   живыми   существами.   Классифицируя   различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может – по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

       Как справляется ребенок с простейшими  обобщениями, видно и при работе с методикой «Исключение предметов». Другое ее название – «Третий лишний» или «четвертый лишний». В последнем случае из 4 предметов, нарисованных на карточке, три объединяются в группу, а четвертый, не соответствуя им по существенному признаку, исключается – оказывается лишним (приложение, рис. 7).

       При отборе детей в школы, учебные  программы которых значительно  усложнены и к интеллекту поступающих  предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи, некоторые спецшколы), используются более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц и т. п. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б. В. Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая, не соответствуя по смыслу, внешне ее напоминает. Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждение.

       Набор методик для обследования определенного контингента детей не бывает очень большим. Практическая работа требует исключения дублирующих методик, создания такого методического блока, который отвечал бы конкретным задачам отбора и теоретическим позициям школьного психолога. 

  1. Проблемы  обучения детей с 6-ти лет

       Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает непроизвольная память; специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Информация о работе Методы определения психологической готовности к школьному обучению