Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:38, контрольная работа
Наибольшее распространение приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он включает три задания:
нарисовать фигуру мужчины по представлению;
копирование письменных букв;
копирование группы точек.
Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. Но в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению.
До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия «готовности к школе» или «школьной зрелости». Свидетельством тому является определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области.
Школьная зрелость – это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» (А. Анастази).
Школьная зрелость – это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении (Й. Шванцара).
Готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения. По мнению В. А. Аверина, именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений ко взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.
В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает три аспекта: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению, прежде всего, характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу, следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей.
Что
касается специального аспекта готовности,
то под ним понимается определенный
уровень умелости ребенка в отношении
чтения, письма и счета.
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сфер произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – интеллектуальную и личностную (мотивационную) готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов:
К индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л. И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки и просто похвалу от всех окружающих.
Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативноличностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей – деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика – начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной.
Определяя
личностную готовность ребенка к
школе, помимо особенностей развития мотивационной
сферы необходимо выявить и специфику
развития сферы произвольности. Произвольность
поведения ребенка проявляется при выполнении
требований, конкретных правил, задаваемых
учителем, при работе по образцу.
Существует много методов определения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Наибольшее распространение приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он включает три задания:
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Я. Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций.
1. Рисунок мужчины – это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф. Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис стандартизировал это задание и сформулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представлению:
Исследования
П. Т. Хоментаускаса позволили
Информативными могут быть и размеры фигуры: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека рисуются детьми тревожными, неуверенными, испытывающими чувство опасности.
Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица, это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетельствует о более высоком уровне интеллектуального развития ребенка.
Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с половиной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет – это рисунок с большим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не рисует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, туловище или ноги), то на это следует обратить внимание.
Информация о работе Методы определения психологической готовности к школьному обучению