Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Характеристики деятельности оператора (время решения задачи, число ошибок, психологические и физиологические показатели состояния организма и др.), получаемые в результате экспериментальных исследований, являются случайными величинами. Поэтому обработку результатов инженерно-психологического эксперимента нужно проводить статистическими методами. Основные задачи, рассматриваемые в курсовой работе, следующие:
определение числовых характеристик случайных величин;
проверка статистических гипотез относительно найденных числовых характеристик (сравнение числовых характеристик между собой);
проверка влияния действия какого-либо фактора на изучаемую характеристику деятельности оператора.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
КРИВОРОЖСКИЙ
КОЛЕДЖ НАЦИОНАЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Инженерная психология и человеческий фактор в авиации
Тема:
Методы обработки результатов инженерно-психологического
эксперимента.
Выполнил
курсант
группы №….
Руководитель
Кривой Рог 2012
Лист задания
Дисциплина: Инженерная психология и человеческий фактор в авиации
Курсант: ………………….; курс …..; группа №……
Направление подготовки: шифр ………..; название: Электромеханика
Тема: Методы обработки результатов инженерно-психологического эксперимента
Вариант: №1
Исходные
данные:
Оператор | Время реакции диспетчера, мс. в часы дежурства | ||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 177 | 147 | 147 | 187 | 207 | 187 | 207 | 217 | 227 |
2 | 167 | 157 | 157 | 147 | 157 | 187 | 147 | 177 | 167 |
3 | 177 | 197 | 167 | 197 | 167 | 217 | 197 | 207 | 207 |
4 | 117 | 107 | 117 | 137 | 117 | 127 | 137 | 137 | 127 |
5 | 157 | 137 | 147 | 167 | 147 | 167 | 187 | 197 | 187 |
6 | 167 | 177 | 147 | 157 | 127 | 157 | 197 | 197 | 207 |
7 | 137 | 147 | 137 | 157 | 167 | 157 | 187 | 197 | 197 |
8 | 127 | 107 | 127 | 157 | 137 | 147 | 167 | 157 | 167 |
9 | 197 | 167 | 197 | 227 | 207 | 197 | 197 | 217 | 217 |
10 | 147 | 127 | 127 | 147 | 137 | 127 | 147 | 167 | 167 |
Задание выдано: 3 февраля 2012 г. Преподаватель ………….( ................)
Курсовая
работа зачислена с оценкой...........
Голова комиссии .....................( ...................)
Члени
комиссии: ......................(.......
Теоретическая часть
Характеристики деятельности оператора (время решения задачи, число ошибок, психологические и физиологические показатели состояния организма и др.), получаемые в результате экспериментальных исследований, являются случайными величинами. Поэтому обработку результатов инженерно-психологического эксперимента нужно проводить статистическими методами. Основные задачи, рассматриваемые в курсовой работе, следующие:
Основные числовые характеристики случайных величин — математическое ожидание и дисперсия. Математическое ожидание характеризует среднее значение исследуемой случайной величины, а дисперсия — степень разброса значений случайной величины вокруг ее среднего значения.
Предположим, что в результате эксперимента получено N значений характеристики деятельности оператора (времени реакции, числа ошибок и т. д.) х1, х2, .... хN. Тогда математическое ожидание:
,
а выборочная дисперсия:
Величина
называется средним квадратическим отклонением и имеет ту же размерность, что и случайная величина. При вычислении среднеквадратического отклонения и дисперсии все значения xi для удобства вычислений можно увеличить (уменьшить) на одну и ту же величину. На их значении это не отразится.
Если число элементов в выборке достаточно велико (М >50), то вычисления по формулам (1.1) — (1.3) становятся очень громоздкими. Чтобы облегчить вычисления, данные группируем. Для этого всю область изменения величины х разбиваем на k интервалов одинаковой длины. Число элементов выборки, попавших в j-й интервал, обозначаем nj. Тогда математическое ожидание и дисперсию выборки находим по формулам:
, (1.4)
где k - число интервалов, равное, в зависимости от объема выборки, 5÷15;
xj - середина j-го интервала.
При математической обработке результатов эксперимент также нужно сравнивать различные выборки, в частности сравнивать их математические ожидания или дисперсии. Эта нужно потому, что ввиду ограниченности объема выборки ее числовые характеристики (математическое ожидание и дисперсия) также являются случайными величинами. Поэтому различие между двумя математическими ожиданиями или дисперсиями, полученное в результате эксперимента, еще не означает, что они действительно различаются (различие может оказаться случайным, не значимым ввиду ограниченности объема выборки). Достоверный вывод о расхождении двух числовых характеристик (о принадлежности их к различным выборкам) можно сделать лишь в результате его проверки с помощью статистических критериев, которые применяются только в том случае, если сравниваемые величины подчинены нормальному закону распределения.
Различие между дисперсиями считается существенным, т. е. неслучайным, если выполняется условие
(1.5)
где и - сравниваемые дисперсии;
- случайная переменная, подчиненная распределению Фишера с и степенями свободы;
p - уровень значимости.
Уровень значимости р показывает вероятность ошибки при проверке гипотезы о равенстве сравниваемых величин. При проверке полученных результатов будем пользоваться уровнем значимости р = 0,05. Это значит, что при проверке гипотез о равенстве двух величии в 5% случаев можем, допустить ошибку, признав полученное расхождение неслучайным (значимым).
Если
между дисперсиями нет
(1.6)
Значения
величины F для уровня значимости
р = 0,05 и различных степеней свободы
f1 и f2
приведены в табл. 1. При пользовании табл.
1 и формулой (1.5) следует иметь в виду, что
обозначение f1 везде относится
к выборке с большей выборочной дисперсией.
Таблица 1
fi | Значение F при fi | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 12 | 24 | 50 | ∞ | |
1 | 164,4 | 199,5 | 215,7 | 224,6 | 230,2 | 234,0 | 244,9 | 249,0 | 252,0 | 254,3 |
2 | 18,5 | 19,2 | 19,2 | 19,3 | 19,3 | 19,3 | 19,4 | 19,5 | 19,5 | 19,5 |
3 | 10,1 | 9,6 | 9,3 | 9,1 | 9,1 | 8,9 | 8,7 | 8,6 | 8,5 | 8,5 |
4 | 7,7 | 6,9 | 6,6 | 6,4 | 6,4 | 6,2 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,6 |
5 | 6,6 | 5,8 | 5,4 | 5,2 | 5,2 | 5,0 | 4,7 | 4,5 | 4,4 | 4,4 |
6 | 6,0 | 5,1 | 4,8 | 4,5 | 4,5 | 4,3 | 4,0 | 3,8 | 3,7 | 3,7 |
7 | 5,6 | 4,7 | 4,4 | 4,1 | 4,1 | 3,9 | 3,6 | 3,4 | 3,3 | 3,2 |
8 | 5,3 | 4,5 | 4,1 | 3,8 | 3,8 | 3,6 | 3,3 | 3,1 | 3,0 | 2,9 |
9 | 5,1 | 4,3 | 3,9 | 3,6 | 3,6 | 3,4 | 3,1 | 2,9 | 2,8 | 2,7 |
10 | 5,0 | 4,1 | 3,7 | 3,5 | 3,5 | 3,2 | 2,9 | 2,7 | 2,6 | 2,5 |
15 | 4,5 | 3,7 | 3,3 | 3,1 | 3,1 | 2,7 | 2,6 | 2,3 | 2,2 | 2,1 |
20 | 4,4 | 3,5 | 3,1 | 2,9 | 2,9 | 2,6 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,8 |
30 | 4,2 | 3,3 | 2,9 | 2,7 | 2,7 | 2,4 | 2,1 | 1,9 | 1,8 | 1,6 |
60 | 4,0 | 3,2 | 2,8 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 1,9 | 1,7 | 1,6 | 1,4 |
120 | 3,9 | 3,1 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,2 | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,2 |
∞ | 3,8 | 3,0 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 1,0 |
Сравнение математических ожиданий проводим в предположении, что дисперсии выборок и различаются несущественно. Различие между математическими ожиданиями считается неслучайным, если выполняется условие:
, (1.7)
где - случайная величина, подчиняющаяся закону Стьюдента с F=N1+N2 - 2 степенями свободы;
D - средневзвешенная дисперсия, вычисленная по формуле (1.6).
Значения критерия Стьюдента (t-критерия) на уровне значимости р=0,05 для различного числа степеней свободы f приведены в табл. 2.
Таблица 2
|
Информация о работе Методы обработки результатов инженерно-психологического эксперимент