Методы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.

Содержание

Введение
Анкетирование
Виды анкетирования
Интервьюирование
Тестирование
Психологический тест
Классификация тестов
Требования предъявляемые к тестам
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ПиП контрольная текст.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

     Вербальные  и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

     Составляющие  эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в  их опосредованной речевой форме. Они  очень чувствительны к различиям  в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен  среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

     Невербальные  тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

    1. Требования, предъявляемые к тестам

     К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
    1. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации  результатов

     В этом вопросе существуют определенные строгие правила

     Наиболее важные из них:

  1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
  2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
  3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
  4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Кроме перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа.

     Однако  следует помнить, что явления, изучаемые  в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью  технических средств и описать  в точных математических формулах. Несмотря на то, что современная  математики и техника сами по себе чрезвычайно сложны, они по сравнению  с явлениями, которые изучает  психология, остаются достаточно простыми. Для исследования тонких явлений  и психологических категорий, которыми занимается психология, во многих случаях  они попросту не подходят.  
 
 
 
 
 
 

Литература.

    1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2006
    2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина  «Психология” Москва  “Просвещение»  1988г.
    3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002
    4. Крысько В.Г. «Психология и педагогика в схемах и таблицах». Питер, 2005
    5. Интернет-ресурс. Общая психология.  www.readabout.info/3519/
    6. Интернет-ресурс. Тренинг Монтессори. www.trening.montessoricity.ru/curs/9/13.html
    7. Интернет-ресурс. Словарь по общественным наукам. http://slovari.yandex.ru/

Информация о работе Методы научных исследований