Методы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.

Содержание

Введение
Анкетирование
Виды анкетирования
Интервьюирование
Тестирование
Психологический тест
Классификация тестов
Требования предъявляемые к тестам
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ПиП контрольная текст.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

По  процедуре проведения интервью подразделяются на:

  1. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.
  2. Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.
  3. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.
  4. Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.
  5. Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По  типу опрашиваемых интервью бывают:

    1. с ответственным или очень известным лицом;
    2. с экспертом;
    3. с рядовым респондентом.

   Важное  значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:

    1. запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии;
    2. запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью);
    3. механическая звукозапись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне.

Так же при проведение интервьюирования необходимо учитывать различные факторы, которые могут в той или иной степени смещать или искажать информацию.

      1. Влияние индивидуальных особенностей  интервьюера.

           1.1. различия в возрасте.

           1.2. различия пола.

           1.3.различия национальной принадлежности  и профессии.

           1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.

           1.5.различия образовательного уровня.

           1.6.различия в мировоззренческих  взглядах и установках интервьюера   и опрашиваемого.

      2. Стиль поведения интервьюера.

           2.1. демонстрация собственной точки  зрения.

           2.2. реакция на ответы и поведение  опрашиваемого.

           2.3.демонстраци чувства превосходства  над опрашиваемым.

      3. Неправильный выбор места интервьюера.

      4. Неправильный выбор времени  для интервьюирования

      5. Неадекватное восприятие интервьюера  и опрашиваемым.

      6. Чрезмерная длительность интервью.

      7. Запись  беседы  при  помощи  технических  средств  без   разрешения опрашиваемого.

     Интервьюирование  очень часто применяется в  едином процесс исследования вместе с анкетированием. Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой информации. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы.

  1. Тестирование

     Тестирование (testing) — термин зарубежной, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий3.

     В отечественной психологии чаще употребляется  термин «психодиагностическое обследование».

     Тестирование  используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом  консультировании, планировании коррекционной  работы и т. д.

    1. Психологический тест

     Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и  личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

     Характеристики психологических тестов

  1. Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального  распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
  2. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
  3. Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверено положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные "проверенные" методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести "создателя".
    1. Классификация тестов.

     По  форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и  компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

     Индивидуальные  и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

     Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

     Одно  из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

     Однако  следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо  меньше возможностей добиться взаимопонимания  с испытуемым, заинтересовать его  и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

     Устные  и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно ("открытые" ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным ("закрытые" ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить "открытый" или "закрытый" характер.

     Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты "Карандаш и бумага") представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

     В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей  геометрических фигур, конструкций  и узлов технических устройств  и т.п. Наиболее известные из них  — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

     Аппаратурные  тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной   диагностики,   ориентированной   на   определенный   критерий.   В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

     Компьютерные  тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

     С помощью компьютера экспериментатор  получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически  невозможно: время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Информация о работе Методы научных исследований