Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 02:26, реферат
Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки – не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы
Одним из недостатков
самонаблюдения считается то, что
оно дает сведения только о собственной
душевной жизни. В цели же психологического
исследования входит изучение не только
индивидуальной душевной жизни, а душевной
жизни вообще, не частных и индивидуальных,
а общих закономерностей
Ясно, что основным способом, посредством которого одному субъекту удается поделиться своими наблюдениями с другим, является речь. Но насколько надежна она для этой цели, зависит от двух обстоятельств: первое — насколько полноценно удается субъекту найти соответствующее словесное выражение для своих наблюдений, и второе — насколько адекватно способен его понять слушатель. Видимо, несколько преувеличено мнение, согласно которому, мысль изреченная есть ложь. Но, одно, во всяком случае, несомненно — человеческие мысли, чувства и вообще переживания имеют столько нюансов, что передать их словами весьма нелегко, если вообще возможно. Нужен особый дар, чтобы найти всему этому соответствующее выражение. Это — участь избранных; совершенно немыслимо ожидать, что в речи любого можно будет обнаружить одинаково адекватное выражение испытываемых им душевных переживаний.
Еще труднее понять, что подразумевает под сказанным тот или иной субъект. Каждое слово вызывает уйму ассоциаций. Поэтому-то его значение может быть разным не только для различных субъектов, но и для одного и того же лица, вкладывающего различные нюансы и оттенки в значение данного слова. Совершенно очевидно, что в этих условиях полное понимание чужой речи, когда дело касается столь тонкого момента, как нюансы психических переживаний, весьма затруднительно, а иногда и просто невозможно. Особенно это касается речи тех лиц, которые по своему жизненному опыту и уровню культуры довольно сильно отличаются от исследователя.
Учитывая все
это, следует признать, что косвенное
самонаблюдение связано с серьезными
трудностями. Это, конечно, вовсе не
означает, что речь является совершенно
непригодным средством для
Заключение
Таким образом,мы
исходим из единства психического и физического,
внутреннего и внешнего, к которому приходит
наше решение психофизической проблемы,
раскрывается единство самонаблюдения
и внешнего, так называемого "объективного",
наблюдения. Речь для нас идет не о совместном
применении наблюдения как двух разнородных,
внешне друг друга дополняющих методов,
а об их единстве и взаимопереходе друг
в друга.
Список
литературы
[1] . Л.Д. Столяренко. «Основы психологии» 2000.г
[2] . Рубинштейн С.Л. «Основы обшей психологии». - СПб.: Питер, 1999.
[3] . http://psyznaiyka.net – форум для психологов
[4] . http://psihology.ru – научный сайт для психологов
[5] . См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
[6] Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
Информация о работе Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии