Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 02:26, реферат

Описание работы

Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки – не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы

Работа содержит 1 файл

Реферат Методы психологии...docx

— 38.53 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ  
ФБГОУ ВПО «СГУ»

Факультет психологии

Кафедра Клинической психологии 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
по курсу «Общая психология»

На тему: «Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии»

  
 
 

                                                          
 
 
 
 
 

                                                           Выполнила: Студентка 1 курса   
                                                           Лысенко В.С

                                                           Факультета Психологии 

                                                           Специальности «Клиническая психология» 
                                                           Группы «А»

                                                           Проверил: асс. Кафедры клинической               

                                                           психологии Погорелова В.А.  
                                           

                                           
 
 
 
 
 
 

Ставрополь 2011

Введение.

  Наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т.е. пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки – не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую – рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно так же то понимание предмета психологии, которое было здесь дано, предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.                                                                                                           Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Метод наблюдения.

Одним из основных методов получения фактов в психологии является наблюдение. [1]

   Наблюдение — это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества. [2]

   Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение. [2]

   Метод наблюдения считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. [4]

   Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. [4]

   Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта [5]

   Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления: Вербальное поведение - содержание речи, продолжительность речи, интенсивность речи. Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения. Перемещения людей. Дистанция между людьми. Физические воздействия – касания, толчки, удары. [4]

По  систематичности  различают

Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения  индивида или группы индивидов в  определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости  и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому  плану и при котором исследователь  регистрирует особенности поведения  и классифицирует условия внешней  среды.[6]

По  форме наблюдения.

   Осознанное  наблюдение, неосознанное внутреннее наблюдение, неосознанное внешнее наблюдение, наблюдение окружающей среды [6]

Осознанное  наблюдение.

   При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, в том числе и относительно сделанных выводов.

   Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности: наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

   Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное)наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное  внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым  субъектам неизвестно о том, что  за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель  находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда  психолог внедряется в хулиганскую  группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма  наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых  групп, при этом присутствие наблюдателя  считается естественным, и факт того, что его роль заключается в  наблюдении, будучи неизвестным, наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности: факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя  могут возникнуть трудности с  непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что  непосредственная запись может демаскировать  наблюдателя. Также наблюдатель  при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и  перенять систему ценностей изучаемой  группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и  системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт  норм»).

Неосознанное  внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым  субъектам неизвестно о том, что  за ними наблюдают, а исследователь  ведёт свои наблюдения, не входя  в непосредственный контакт с  объектом наблюдения (например, наблюдатель  может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма  наблюдения удобна тем, что исследователь  не стесняет поведение наблюдаемых  и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям  его исследования, то есть она позволяет  собрать достаточно объективные  данные о поведении людей.

Особенности: при такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен  в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть  контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение  окружающей среды

При такой форме  наблюдения исследователь изучает  условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[6].

Правильно организованный метод  объективного наблюдения в психологии характеризуется  следующими особенностями:

1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление. [3]

2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры. [3]

3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных материалов, характерных для изучаемого явления. [3]

4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов. [3]

5. При проведении наблюдений необходимо учитывать достаточно широкий круг обстоятельств, сопутствующих основному явлению. Например, при изучении структуры двигательных навыков в том или другом виде спорта учету подлежат не только особенности самих движений (например, их координированность, быстрота), но и внешние условия, в которых протекало спортивное занятие (помещение, открытая площадка, метеорологические условия), состав испытуемых (их пол, возраст, степень спортивной подготовленности), особенности методики преподавания (квалификация преподавателя, применяемые им методы обучения) и т. д. Сопоставление полученных путем такого широкого наблюдения данных позволяет не только описать, но и объяснить данное явление — указать на его обусловленность теми или другими сопутствующими обстоятельствами. [3]

6. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня. [3]

7. Результаты наблюдений подлежат точной регистрации: ведется протокол наблюдения, в который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты. Наблюдаемые факты регистрируются без какого-либо произвольного отбора или исключения; протокол должен быть точной фотографией наблюдаемого явления. [3]

Информация о работе Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии