Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 02:26, реферат

Описание работы

Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки – не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы

Работа содержит 1 файл

Реферат Методы психологии...docx

— 38.53 Кб (Скачать)

8. В большинстве случаев применяются точные приемы фиксации наблюдаемых явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т. д. [3]

Преимущества  метода наблюдения

Наблюдение позволяет  непосредственно охватить и зафиксировать  акты поведения. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. Оперативность получения информации. Относительная дешевизна метода.[6]

Недостатки  метода наблюдения

Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования). Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения. [6]

                                       Метод самонаблюдения

  

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических  методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод  помимо преимуществ обладает целым  рядом недостатков. Во-первых, наблюдать  свои переживания очень трудно. Они  или изменяются иод влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

  Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится попять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.

    Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно приобретает наиболее точный характер и его принято называть экспериментальным самонаблюдением. Характерной чертой его является то, что опрос человека проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те моменты, которые наиболее интересуют исследователя. [2]

Предметом исследования психологии являются душевные процессы, или переживания. Первое необходимое  условие успешного решения стоящих  перед психологией задач заключается  в том, чтобы по возможности полнее и адекватнее учитывать весь материал, касающийся предмета исследования. В  связи с этим перед нами встает новый вопрос — как, каким путем  добывает психология материал для своего исследования, каковы ее методы.

     Несомненно, метод, используемый той или иной наукой, зависит от особенностей предмета изучения. Как мы знаем, предметом психологии являются психические феномены, или переживания. Однако, каждый отдельный факт переживания именно в силу того, что оно — переживание, изначально известен субъекту, то есть он существует не только объективно — как факт, но и субъект знает о его существовании. Проще говоря, переживание не только факт, но, вместе с тем, это, непременно, и факт сознания. Отсюда заведомо предполагается существование первичного, данного в готовом виде факта знания о наличии психических феноменов. Это и есть основной источник, дающий нам сведения о психическом. Обычно его называют внутренним чувством, внутренним восприятием, или восприятием переживаний, чтобы отличить его от внешнего чувства, внешнего восприятия, то есть того, что считается источником постижения внешнего опыта, или физических феноменов.

    Однако восприятие переживаний дает лишь случайные сведения, поскольку наши переживания — хотя бы с точки зрения целей самой психологии — имеют совершенно случайную природу; они зарождаются, развиваются и сменяют друг друга не так и не в том порядке, как это интересует психолога; у них свои собственные, самостоятельные основания. Помимо этого, сведения о них могут оказаться весьма односторонними, поскольку эти переживания, возникнув в каждом отдельном случае, всегда имеют совершенно определенный конкретный вид и значение; для выявления их истинной природы они должны изучаться в различных случаях и условиях.

   Само собой разумеется, что чем шире и многостороннее опыт субъекта, чем богаче содержание его сознания, тем полнее должен быть запас сведений о душевной жизни, которым он располагает. Однако как основа науки он все же недостаточен. Для этого необходимо самонаблюдение — сложный акт, протекающий не сам по себе и непосредственно, а направляемый на постижение переживаний с определенным намерением и по определенному плану.

   Естественно встает вопрос: возможно ли такое намеренное направление внимания на собственные переживания? Родоначальник позитивизма Конт (1793—1857) отрицательно решал этот вопрос. То же самое, между прочим, следует сказать о том направлении психологии, которое известно под названием бихевиоризма.

   В самом деле, если данные самовосприятия душевной жизни вытекают из факта естественного переживания этой последней, то очевидно, что чем полнее это переживание, тем полнее должны быть сведения о ней. Однако самонаблюдение обращается к совершенно иным способам постижения душевной жизни. В этом случае возможность постижения переживания дает не полнота и интенсивность этого последнего, а полнота и интенсивность производимого субъектом наблюдения за своими переживаниями.     Следовательно, если в первом случае внимание направлено на переживаемый объект, то во втором — на само переживание. Исходя из этого, полнота сведений о душевной жизни зависит от интенсивности работы внимания в первом и во втором случаях. Когда внимание более интенсивно обращено на объект, сведения самовосприятия надежнее и обширнее; если же напряженное внимание направлено на переживание, то тогда уже более полные и надежные сведения о душевной жизни дает самонаблюдение.[4]

    Таким образом, становится ясным, что между восприятием переживаний и самонаблюдением существует не только количественное отличие, как это полагает, например, Г.Э. Мюллер, но и качественное. Это различие настолько велико, что условия, благоприятные для одного, идут во вред другому. Направленность внимания на предмет, несомненно, мешает самонаблюдению, поскольку при этом оно не может быть обращено с равной степенью интенсивности на переживание предмета. Но если это так, то самонаблюдение, безусловно, должно быть связано со многими препятствиями. Это обстоятельство, конечно, значительно снижает его методологическую ценность. Прежде всего, надо отметить следующее: самонаблюдению не под силу полностью постичь тот или иной душевный феномен. Чтобы начать наблюдение над переживанием, необходимо уже заранее знать о его существовании. В противном случае мы не будем иметь предмета наблюдения. Но знание о существовании переживания дается лишь с началом его возникновения и никак не раньше. Значит, прежде чем начнется наблюдение, психический факт уже пройдет определенный путь развития, и, следовательно, самонаблюдению дается лишь последний этап этого пути. Таким образом, самонаблюдение, в сущности, лишено возможности осуществляться на всем протяжении психического процесса. Оно изучает лишь части или фрагменты переживаний, а не их полную картину.

    Но еще хуже то, что самонаблюдению недоступно постижение естественного протекания этих фрагментов. Дело в том, что факт наблюдения сам по себе уже представляет новое психическое обстоятельство, новый факт, который налагается на имеющееся содержание сознания и, следовательно, придает ему новый вид. Таким образом, во время самонаблюдения переживание, являющееся его предметом, развертывается в новых условиях. Самонаблюдению никак не удается уловить его в том виде, в каком оно бывает вне самонаблюдения. Следовательно, естественное протекание переживания всегда остается недоступным самонаблюдению.[3]

То, что факт самонаблюдения уже самим своим  существованием нарушает естественность переживаний, не подлежит сомнению. Самонаблюдение предполагает направление внимания на переживание. Но внимание — довольно сложный акт, вызывающий целый ряд  последствий в сознании; в частности, он затрудняет душевный процесс, на который  направлен, вызывает новые репродукции, некоторые переживания заглушает  вообще или, во всяком случае, ослабляет  и замедляет. Когда человек разгневан, его внимание направлено на предмет, вызвавший этот аффект гнева. Но достаточно перенаправить внимание в сторону  самого аффекта с целью уяснения его психологической природы, как  человек почувствует ослабление аффекта.[4]

Одной из характерных  черт душевной жизни человека составляет механизация ее процессов. В процессе своего развития она проходит несколько  ступеней, после многократных повторений упрощается, представая в виде простого завершенного переживания. Сам процесс  его образования сокращается  и остается незаметным для нашего сознания. Это обстоятельство делает совершенно невозможным наблюдение постепенного образования, созревания психических процессов. Например, когда  я вижу какой-то привычный предмет, то тотчас же, как бы непосредственно, знаю, что передо мной лежит, скажем, записная книжка. Но это узнавание, происходящее в данном случае сразу  же; первоначально, когда этот предмет  был еще незнаком мне, достигалось  на основе целого ряда душевных феноменов  и актов. То же следует сказать  и в отношении многих других случаев, например, когда я сравниваю между  собой два предмета, в сознании тотчас возникает представление  их сходства или различия. Сначала  такая оценка непременно основывалась на целом ряде переживаний, которые  затем уже не выявляются, исчезают. Для того чтобы они вновь возникли, процесс узнавания или сравнения должен быть каким-то образом искусственно затруднен. Только тогда они вновь займут свое место в содержании сознания.

В заключение нельзя не отметить, что внимательное переживание  какого-либо внутреннего процесса и  внимательное наблюдение за его течением преследуют две совершенно различные цели, настолько отличные, что в некоторых случаях одна совершенно блокирует другую. Например, если я внимательно рассматриваю какую-то интересную картину, то совершенно невозможно, чтобы я с такой же интенсивностью наблюдал за психическими процессами, сопутствующими этому внимательному переживанию картины. Обычно наблюдение за переживанием какого-нибудь душевного акта вызывает его прерывание, замедление и задержку (Г.Э. Мюллер).

Какой же вывод  следует из всего этого? Неужели  тот, который делают противники психологии самонаблюдения, а именно: полное отрицание  ценности самонаблюдения как метода? К счастью, природа самонаблюдения такова, что во многих случаях позволяет  либо уменьшить некоторые из отмеченных трудностей, либо вовсе избежать их.

Прежде всего, нужно отметить, что психическая  действительность допускает не только свое естественное течение. По терминологии Г.Э. Мюллера, для нее не чужды  и принудительные процессы, то есть процессы, возникающие в силу намерения  наблюдать за ними как объектами  внимания, направляемого этим намерением. Само собой подразумевается, что  основная трудность самонаблюдения, выражающаяся в нарушении естественного  течения психических феноменов  под влиянием наблюдения, не должна иметь места в случае изучения принудительных процессов.

Помимо того, акт самонаблюдения не исключает  полностью возможности ознакомления с естественным течением психических  феноменов, поскольку оно обычно происходит не в момент самого переживания, а после того, как переживание  прошло этап своего актуального состояния  и продолжает существовать лишь в  виде воспоминания. На сегодня уже  общеизвестно, что любое возможное  описание того или иного психического феномена опирается на память (Г.Э. Мюллер). Но человеческая память слаба, и сомнительно, чтобы психические переживания  сохранялись в ней в неизменном виде до тех пор, пока мы обратим  на них внимание. Поэтому психология обращается к репродукции давно  пережитых феноменов лишь в случае, если вопрос касается редкого феномена, повторение которого не ожидается (или  совсем, или хотя бы в ближайшее  время).

Обычные факты  нашего сознания, конечно же, не являются таковыми. Но интересно, что обычные  переживания, особенно те, длительность которых не превышает нескольких секунд, сохраняются в нашем сознании в течение некоторого времени после своего завершения, и потому для их припоминания не требуется подлинного акта репродукции. В этом случае говорят о непосредственной памяти.

   Самонаблюдению удается избегнуть своего основного препятствия — необходимости наблюдения в момент переживания психических феноменов. Факт непосредственного воспоминания позволяет самонаблюдению превратить психические переживания в объект своего изучения только post mortem. В нашей науке это называется ретроспективным самонаблюдением.

Следует также  учесть, что существует целый ряд  феноменов, наблюдение которых удается  в момент самого переживания. В этом случае не происходит раздваивания внимания, столь сильно затрудняющего самонаблюдение переживаний в момент их актуального  состояния. Это, главным образом, касается ощущений. Например, когда я разглядываю  чернила, то ясно переживаю их черноту, и чем внимательнее я наблюдаю, тем явственнее переживается в сознании эта чернота. То же самое надо сказать  о репродуктивных видах ощущений, то есть представлениях и, возможно, чувствах, возникающих в связи с такими ощущениями. Словом, в отношении  крайне периферических феноменов можно сказать, что их переживание и наблюдение возможно в одном и том же акте внимания, поэтому ничто не мешает производить и одно, и другое одновременно.

Информация о работе Методы наблюдения и самонаблюдения в психологии