Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей …………………………………………………………...8

1.1 Причины проявления противоправного поведения у подростков…..8

1.2. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям …………………………………………………………...12

ГЛАВА 2. Диагностика склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения…………………………………………….………..15

2.1. Методика исследования………………………….……………………15
2.2. Результаты исследований психологических особенностей подростков-правонарушителей…………………………………………………………...31

Заключение…….……………………………………………………………..40

Список использованной литературы…….………………………….……...41

Приложения………………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

 

 

Женская выборка (female):  

Шкала

Процент испытуемых

Диапазон Т-баллов

Интерпретация

Вывод

Установка на соц. желательность

90%

Ниже 50

Испытуемые не склонны  скрывать собственные нормы и  ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

 

10%

70-89

Высокая настороженность  испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации.

Готовность испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном  свете с точки зрения социальной желательности.

Склонность к преодолению  норм и правил

50%

50-60

Нонкомформистские установки испытуемых, их склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым

Тенденция«нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно  было бы преодолеть.

40%

60-70

Чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявлении негативизма.

Результаты заставляют сомневаться в достоверности  результатов тестирования по данной шкале.

10%

Ниже 50

Конформные установки  испытуемых, склонность следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения.

В некоторых случаях  при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

Склонность к аддиктивному поведению

30%

Свыше 70

Наличие выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Вероятность сомнительности результатов.

70%

50-70

Предрасположенность испытуемых к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.

Ориентации на чувственную  сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных  нормах и ценностях.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

100%

50-70

Низкая ценность собственной  жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

 

Склонность к агрессии и насилию

50%

50-60

Наличие агрессивных  тенденций у испытуемых.

Склонность использовать унижение партнера по общению как  средство стабилизации самооценки.

90%

60-70

Наличие агрессивной  направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми.

Склонность решать проблемы посредством насилия.

Волевой контроль эмоциональных реакций

100%

60-70

Слабость волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании  или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных  реакций.

Склонность реализовывать  негативные эмоции непосредственно  в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Склонность к деликвентному  поведению

70%

60

Высокая готовность к  реализации деликвентного поведения.

Отклонения от нормы

30%

50-60

Наличие деликвентных тенденций у испытуемых.

Низкий уровень социального  контроля.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение.

Исходя из результатов  исследования можно сказать поставленные задачи были решены, а гипотеза исследования полностью подтвердилась и

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам  общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел  в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.

Эффективность такой  деятельности в значительной степени  зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных  криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Список литературы

  1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни/ Ю.М.Антонян.- М.: Юрист.-1996.- 369 с.
  2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей/ И.П. Башкатов.- М.:Дрофа,1993.-129 с.
  3. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой./И.П. Башкатов. - Тюмень, 1985.-230 с.
  4. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст/ С.А. Беличева.- М.:Педагогика, 1982.- 67с.
  5. Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр. Под. ред. Л.М. Мипициной. - Л,: ЛГПИ. 1989. - 108(1)с.
  6. Бочкарева Г. Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию.// Вопросы судебной психологии./ Г.Г.Бочкарева.-  М.:Знание,1971.-185 с.
  7. Валентен А. Как птицы в клетке/ А.Валентен // Преступление и наказание.- 2002.- №2.- С.26-29
  8. Глинский Я. И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российский действительности эпохи пост перестройки/ Я.И. Глинский // Мир России.- 2003.- № 2. -С. 121.
  9. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних/ А.И. Долгова.- М., 1981. – 127 с.
  10. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение/ Е.С. Жигарев.- М.:Знание,1992.-117 с.
  11. Заика Е.В. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением/ Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина  // Вопросы  психологии. - 2003. - № 4.
  12. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.
  13. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя. -Пер. с англ. - М.:Медицина/ В. Клайн.- 1991.-420 с.
  14. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) (Пер. с фр.)/ М. Кле. — М.: Педагогика, 1991.-330 с.
  15. Кон И.С. Открытие "я"./ И.С. Кон.- М.: Наука,1978.- 368 с.
  16. Кон И.С. Психология старшеклассника./ И.С. Кон. - М.:Посвещение, 1980.-320 с.
  17. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.-218 с.
  18. Левин  Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социализации перемен/ Б.М. Левин // ВМУ. Серия 11. Право. 1997.- №3.- С.108-115
  19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка/ А.Е. Личко. — Л., 1983.-238 с.
  20. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений на VI съезде общества психологов СССР./ Г.М. Миньковский.- Тбилиси. Июнь. 1971.
  21. Мольц М. Я. - это Я, или Как стать счастливым /Пер. с англ. Г. П. Бляблина./ М.Я.Мольц. - СПб.: Лениз-дат, 1992. - 192 с.
  22. Перцова Л. Перевоспитание несовершеннолетних/ Л. Перцова //Преступление и наказание.-2000.-№6.-С.9-14
  23. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста/ А.С.Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
  24. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.)/ Ф. Раис — СПб: «Питер», 1999.
  25. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие. / Под ред. М.И. Рожкова/ М.И. Рожков, М.А. Ковалъчук, А.И. Кузнецова, А.П.Чернявская, Н.Г. Рукавишникова., Н.П. Фетискин, Н.П. Анисимова. —М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
  26. Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни //Практическая психология/ Д. Снайдер. - М., 1997.-109 с.
  27. Степанов В.Г. Психология трудного школьника/ В.Г. Степанов. - М.:Скиф, 2002.-235 с.
  28. Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой/ В.М. Фокин. - М.: Владос, 2003.-119 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложения

 

Приложение 1 .

 

Тестовые нормы для  СОП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Приложение 2 .

 

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т-баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Приложение 3 .

 

Таблицы норм

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Текст опросника СОП (Мужской  вариант)

 

1.Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

 

2.Бывает, что я откладываю  на завтра то. Что должен сделать  сегодня.

 

3.Я охотно записался  бы добровольцем для участия  в каких-либо боевых действиях.

 

4.Бывает, что иногда  я ссорюсь с родителями.

 

5.Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

 

6.Я бы взялся за  опасную для жизни работу, если  бы за нее хорошо платили.

 

7.Иногда я ощущаю  такое сильное беспокойство, что  просто не могу усидеть на  месте.

 

8.Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

 

9.Если бы мне пришлось  стать военным, тоя хотел бы  быть летчиком-истребителем.

 

10.Я ценю в людях  осторожность и осмотрительность.

 

11.Только слабые и  трусливые люди выполняют все  правила и законы.

 

12.Я предпочел бы  работу, связанную с переменами и путешествиями.

 

13.Я всегда говорю  только правду.

 

14.Если человек в  меру и без вредных последствий  употребляет возбуждающие и влияющие  на психику вещества – это  вполне нормально.

 

15.Даже если я злюсь,  то стараюсь не прибегать к  ругательствам.

 

16.Я думаю, что мне  бы понравилось охотиться на  львов.

 

17.Если меня обидели,  то я обязательно должен отмстить.

 

18.Человек должен иметь  право выпивать столько, сколько  он хочет.

 

19.Если мой приятель  опаздывает к назначенному времени,  то я обычно сохраняю спокойствие.

 

20.Мне обычно затрудняет  работу требование сделать ее  к определенному сроку.

 

21.Иногда я перехожу  улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.

 

22.Некоторые правила  и запреты можно отбросить,  если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

 

23.Я иногда не слушаюсь  родителей.

 

24.Если при покупке  автомобиля мне придется выбирать  между скоростью и безопасностью,  то я выберу безопасность.

 

25.Я думаю, что мне  понравилось бы заниматься боксом.

 

26.Если бы я мог  свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

 

27.Я часто испытываю  потребность в острых ощущениях.

 

28.Иногда мне так  и хочется сделать себе больно.

 

29.Мое отношение к  жизни хорошо описывает пословица:  «Семь раз отмерь, один раз  отрежь».

 

30.Я всегда покупаю  билеты в общественном транспорте.

 

31.Среди моих знакомых  есть люди, которые пробовали  одурманивающие токсические вещества.

 

32.Я всегда выполняю  обещания, даже если мне это  невыгодно.

 

33.Бывает, что мне так  и хочется выругаться.

 

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

 

35.Бывало, что я случайно  попадал в драку после употребления  спиртных напитков.

 

36.Мне редко удается  заставить себя продолжать работу  после ряда обидных неудач.

 

37.Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.

 

38.Бывает, что иногда  я говорю неправду.

 

39.Терпеть боль назло  всем бывает даже приятно.

 

40.Я лучше соглашусь  с человеком, чем стану спорить.

 

41.Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

 

42.Если нет другого  выхода, то спор можно разрешить  и дракой.

 

43.Бывали случаи, когда  мои родители, другие взрослые  высказывали беспокойство по  поводу того, что я немного  выпил.

 

44.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

 

45.Если в кинофильме  нет ни одной приличной драки  – это плохое кино.

 

46.Когда люди стремятся  к новым необычным ощущениям  и переживаниям – это нормально.

 

47.Иногда я скучаю  на уроках.

 

48.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

 

49.Если человек раздражает  меня, то готов высказать ему  все, что я о нем думаю.

 

50.Во время путешествий  и поездок я люблю отклоняться  от обычных маршрутов.

 

51.Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

 

52.Если уж ты сел  за руль мотоцикла, то стоит  ехать только очень быстро.

 

53.Когда я читаю  детектив, то мне часто хочется,  чтобы преступник ушел от преследования.

 

54.Иногда я просто  не могу удержаться от смеха,  когда слышу неприличную шутку.

 

55.Я стараюсь избегать  в разговоре выражений, которые  могут смутить окружающих.

 

56.Я часто огорчаюсь  из-за мелочей.

 

57.Когда мне возражают,  я часто взрываюсь и отвечаю  резко.

 

58.Мне больше нравится  читать о приключениях, чем о любовных историях.

 

59.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила  и запреты.

 

60.Мне нравится бывать  в компаниях, где в меру выпивают  и веселятся.

 

61.Меня раздражает, когда  девушки курят.

 

62.Мне нравится состояние,  которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

 

63.Бывало, что у меня  возникало желание выпить, хотя  я понимал, что сейчас не  время и не место.

 

64.Сигарета в трудную  минуту меня успокаивает.

 

65.Мне легко заставить  других людей бояться меня, и  иногда ради забавы я это делаю.

 

66.Я смог бы своей  рукой казнить преступника, справедливо  приговоренного к высшей мере  наказания.

 

67.Удовольствие – это  главное, к чему стоит стремиться  в жизни.

 

68.Я хотел бы поучаствовать  в автомобильных гонках.

 

69.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

 

70.Иногда у меня  бывает такое настроение, что  я готов первым начать драку.

 

71.Я могу вспомнить  случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся  под руку вещь и ломал ее.

 

72.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

 

73.Мне понравилось  бы прыгать с парашютом.

 

74.Вредное воздействие  на человека алкоголя и табака  сильно преувеличивают.

 

75.Я редко даю сдачи,  даже если кто-то ударит меня.

 

76.Я не получаю удовольствия  от ощущения риска.

 

77.Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

 

78.Я часто не могу  сдержать свои чувства.

 

79.Бывало, что я опаздывал  на уроки.

 

80.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над  другом.

 

81.Секс должен занимать  в жизни молодежи одно из главных мест.

 

82.Часто я не могу  удержаться от спора, если кто-то  не согласен со мной.

 

83.Иногда случалось,  что я не выполнял домашнее  задание.

 

84.Я часто совершаю  поступки под влиянием минутного  настроения.

 

85.Мне кажется, что  я не способен ударить человека.

 

86.Люди справедливо  возмущаются, когда узнают, что  преступник остался безнаказанным.

 

87.Бывает, что мне приходится  скрывать от взрослых некоторые  свои поступки.

 

88.Наивные простаки  сами заслуживают того, чтобы  их обманывали.

 

89.Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

 

90.Только неожиданные  обстоятельства и чувство опасности  позволяют мне по-настоящему проявить  себя.

Информация о работе Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения