Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей …………………………………………………………...8

1.1 Причины проявления противоправного поведения у подростков…..8

1.2. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям …………………………………………………………...12

ГЛАВА 2. Диагностика склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения…………………………………………….………..15

2.1. Методика исследования………………………….……………………15
2.2. Результаты исследований психологических особенностей подростков-правонарушителей…………………………………………………………...31

Заключение…….……………………………………………………………..40

Список использованной литературы…….………………………….……...41

Приложения………………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

6. Шкала волевого контроля  эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена  для измерения склонности испытуемого  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта  шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о невыраженности этих тенденций, о  жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности  к деликвентному поведению

Название шкалы носит  условный характер, так как шкала  сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с  зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного  поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о наличии деликвентных тенденций  у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных  тенденций, что в сочетании с  высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного  поведения у юношей и девушек  существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу  деликвентности для женского и мужского видов методики.

 

2.СОП Женский 
Методика «Определение склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) (А.Н.Орел). Измерение склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения.

 

 Текст опросника  СОП (Женский вариант)(см. Приложение 5)

 

Обработка результатов

КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ»  БАЛЛОВ

1. Шкала установки на социально-желательные  ответы

2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да),33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет)

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил

1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да),86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному  поведению

14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению

3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да),76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да)

5. Шкала склонности к агрессии  и насилию 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да),66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да),101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных  реакций

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)

7. Шкала склонности к делинквентному  поведению

1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да)

8. Шкала принятия женской социальной  роли

3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет),93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да), 108 (да)

Примечание. Пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно  не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал.

Далее производится подсчет  первичных («сырых») баллов и их перевод  в стандартные Т-баллы.

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

 

ВАРИАНТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ  КОРРЕКЦИИ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЙ «СЫРОГО» БАЛЛА ПО ШКАЛЕ № 1

Женский вариант методики

1. В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,4

2. В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5

 

Таблицы норм [приложение 3].

 

Описание шкал и их интерпретация

1. Шкала установки 

на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого  представлять себя в наиболее благоприятном  свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 70-89 баллов говорят о  высокой настороженности испытуемого  по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции  превышение суммарного первичного балла  по шкале социальной желательности  значения 11 первичных баллов свидетельствуют  о недостоверности результатов  по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что  младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать  установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие  показатели по служебной шкале и  по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют  либор о сомнительной достоверности  результатов, либо о диссоциации  в сознании испытуемого известных  ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена  для измерения предрасположенности  испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию  общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в  диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся  в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют  о чрезвычайной выраженности нонконформистских  тенденций, проявлении негативизма  и заставляют сомневаться в достоверности  результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения. В  некоторых случаях при условии  сочетания с достаточно высоким  интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности  к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать  аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности  к самоповреждающему и саморазрушающему  поведению

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать  различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале  №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к  риску, выраженной потребности в  острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности  к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого  к реализации агрессивных тенденций  в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности  результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля  эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена  для измерения склонности испытуемого  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в  пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует  о слабости волевого контроля эмоциональной  сферы, о нежелании или неспособности  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности  к деликвентному поведению

Название шкалы носит  условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного  поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2. Результаты исследований психологических  особенностей подростков-правонарушителей

 

Исследование 20 испытуемых (деление на 2 разнополые выборки) в возрасте до 17 лет показало следующие результаты:

 

Мужская выборка (male):

    

       Шкала

Процент испытуемых

Диапазон Т-баллов

           

       Интерпретация

 

     Вывод

Установка

на соц. желательность

60%

70-89

Высокая настороженность  испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации

Готовность испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном  свете с точки зрения социальной желательности.

40%

Ниже 50

Испытуемые не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

 

Склонность к преодолению  норм и правил

20%

60-70

Чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявлении негативизма.

Результаты заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

50%

50-60

Нонкомформистские установки  испытуемых, их склонность противопоставлять  собственные нормы и ценности групповым

Тенденция«нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

30%

Ниже 50

Конформные установки  испытуемых, склонность следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения.

В некоторых случаях  при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем  испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

Склонность к аддиктивному поведению

10%

Свыше 70

Наличие выраженной психологической  потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Вероятность сомнительности результатов.

80%

50-70

Предрасположенность испытуемых к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному  способу решения личностных проблем.

Ориентации на чувственную  сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных  нормах и ценностях.

Склонность к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению

100%

50-70

Низкая ценность собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

 

Склонность к агрессии и насилию

50%

50-60

Наличие агрессивных  тенденций у испытуемых.

Склонность использовать унижение партнера по общению как  средство стабилизации самооценки.

50%

60-70

Наличие агрессивной  направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми.

Склонность решать проблемы посредством насилия.

Волевой контроль эмоциональных  реакций

100%

60-70

Слабость волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Склонность реализовывать  негативные эмоции непосредственно  в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Склонность к деликвентному  поведению

90%

60

Высокая готовность к  реализации деликвентного поведения.

Отклонения от нормы

10%

50-60

Наличие деликвентных тенденций  у испытуемых.

Низкий уровень социального  контроля.

Информация о работе Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения