Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей …………………………………………………………...8

1.1 Причины проявления противоправного поведения у подростков…..8

1.2. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям …………………………………………………………...12

ГЛАВА 2. Диагностика склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения…………………………………………….………..15

2.1. Методика исследования………………………….……………………15
2.2. Результаты исследований психологических особенностей подростков-правонарушителей…………………………………………………………...31

Заключение…….……………………………………………………………..40

Список использованной литературы…….………………………….……...41

Приложения………………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

Московский Государственный  Университет

Дизайна и Технологии

 

 

Факультет  Социальная Инженерия

Кафедра  Психология

Специальность  030301

Форма обучения Очная

 

 

 

                                         Курсовая работа  на тему:

«Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению

                                           девиантного поведения».

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4-го курса, группы  ПД – 081

Карташова Т.А.

Проверила Преподаватель:

Ковалёнок Т.П.

                                                

                                             

 

                                                 Москва 2012 г.

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 Введение…...………………………………………………………………….4

 

 ГЛАВА 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей …………………………………………………………...8

 

  1.1 Причины проявления противоправного поведения у подростков…..8

 

  1.2. Психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям …………………………………………………………...12

 

 ГЛАВА 2. Диагностика склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения…………………………………………….………..15

 

  2.1. Методика исследования………………………….……………………15

  2.2. Результаты исследований психологических  особенностей подростков-правонарушителей…………………………………………………………...31

 

Заключение…….……………………………………………………………..40

 

Список использованной литературы…….………………………….……...41

 

Приложения………………………………………………………………….44

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

  Актуальность  исследования. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено  ложное мнение родителей о том, что  главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного  воспитания нередко дополняются  ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы  усиливают недостатки семейного  и школьного воспитания. Сказываются  отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к само регуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Наиболее тревожной  представляется проблема преступности несовершеннолетних. Специалисты утверждают: последние десять лет в России преступность несовершеннолетних росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. А потому на сегодняшний день у нас в стране несовершеннолетние — наиболее криминально пораженная категория населения.

Повышается криминальная активность несовершеннолетних младших возрастов. На учете в органах внутренних дел состоят 100,5 тысячи детей, которые совершили преступления до достижения возраста уголовной ответственности. Для работы с ними хронически не хватает специальных учебно-воспитательных учреждений (сегодня по всей стране их насчитывается только 45).[20, с.33-35]

Необходимость проведения профилактических и коррекционных  мероприятий среди молодого поколения с девиантным поведением объясняется, с одной стороны, с возрастанием кризисных проявлений, а с другой стороны, с фактическим отсутствием подобного рода профилактической и коррекционной работы с молодежью.

 

Объект  исследования – психология подростков.

 

Предмет исследования – психологические особенности подростков, склонных к правонарушениям.

 

Целью работы является изучение психологических особенностей подростков - правонарушителей.

 

          Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме;
  • Изучить психологические  особенности подростков, склонных к правонарушениям или совершивших правонарушения и преступления;
  • Провести диагностические исследования психологических  особенностей у подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

 

Гипотеза исследования: Предполагаю, что у подростков-правонарушителей имеется предрасположенность к различным девиациям.

 

Методами  исследования в данной работе являются:

- теоретический  анализ литературы;

- методы статистической  и математической обработки результатов.

 

Методика исследования:

Опросник СОП(женский, мужской): Преимущества данной методики состоит в выявлении отклонений в поведении у подростков даже на ранних стадиях проявления,а также опросник подходит для применения его в целях экспертизы.

 

 СОП Женский 
Методика «Определение склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) (А.Н.Орел). Измерение склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения. 
 
СОП Мужской 
Методика «Определение склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) (А.Н.Орел). Измерение склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения.

 

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Свои труды  посвящали психологическим особенностям несовершеннолетних преступников и правонарушителей такие авторы как (Кондрашенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Братусь Б.С. и др.) Накоплен достаточный опыт в изучении психологических основ девиантного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления девиантного поведения (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Вопросами психологических  особенностей несовершеннолетних правонарушителей и преступников занимались такие  авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Экспериментальая  база исследования: подростки, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике воспитательной и психологической работы с «трудными» подростками и несовершеннолетними правонарушителями и преступниками.

 

 

 

 

 

 

                                                         ГЛАВА 1.

 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

 

  1.1. Причины проявления противоправного поведения у подростков.

 

Среди исследователей нет единого мнения по поводу причин противоправного поведения молодежи. Социальные работники должны оценивать теорию с точки зрения логики, концептуальной ясности и способности генерировать эффективные программы. Согласно многим теориям, преступления совершаются из-за нарушений в социальной жизни общества. При этом различие в том, что касается правонарушений со стороны девочек и мальчиков, состоит лишь в ожидании послушного поведения от первых и агрессивного — от вторых. Очевидно, что зависимая роль несовершеннолетних на рынке труда, сегрегация в школе должны рассматриваться как предвестники антиобщественного поведения. И, наконец, в условиях существования расовых предрассудков, дискриминации меньшинств вполне вероятен всплеск криминального поведения. 
Дж. Р. Клюгель (1983) указывает на возможность "фундаментальной атрибутивной ошибки", которая заключается в недооценке ситуационных и социальных причин, определяющих криминальное поведение. Прежде чем принять точку зрения Дж. Р. Клюгеля, необходимо сделать две оговорки. 
Во-первых, существуют причины, по которым социологический подход к объяснению правонарушений может оказаться более уместным, чем психологический, и наоборот. Социальные теории в большой степени приспособлены к нормативному подсчету случаев и попыток правонарушений; они принимают во внимание расу, класс, пол, религиозную ориентацию правонарушителя.[12] В то же время психологический подход более приемлем для выявления причин вовлечения в противоправные действия, ответа на вопрос, почему конкретный ребенок или подросток нарушает закон. Если это так, то психологические теории представляют особый интерес для практической деятельности. 
Вторая оговорка заключается в том, что при любой форме правонарушения одни факторы, предопределяющие проступок, могут быть более вероятными, чем другие. Напримеp, семейный фактор более вероятен при нарушениях общественного порядка, а экономический — при серьезных имущественных и насильственных преступлениях. Следовательно, не должны вызывать удивления превентивные программы для этнических и расовых меньшинств, направленные на повышение уровня занятости, общественное развитие, и программы для молодежи, укрепляющие семью.[18] 
Теории часто находятся в противоречии по отношению одна к другой, поскольку их защитники расходятся во взглядах на общество и природу человека. Пример можно обнаружить в "радикальной криминологии", где состав преступления, его мотивация, характер обращения с теми, кому преступление вменяется в вину, определяются, исходя из проблем классового общества и классовых конфликтов, при этом неравные возможности капиталистического общества создают социальное напряжение, которое приводит в свою очередь к правонарушениям. 
Другой пример несовместимости — точка зрения на человеческую природу. Согласно многим психологическим дисциплинам ("психодинамичной" теории, например), причиной правонарушений является психопатология, при этом в качестве способа их предупреждения рекомендуется лечение. В то же время экономические теории предлагают рациональный выбор модели поведения человека и подчеркивают, что отсутствие превентивных программ увеличивает риск возникновения криминального поведения. 
Наряду с наличием расхождений наблюдается и определенная согласованность различных теорий, особенно когда концепции криминального поведения учитывают последовательность и направление исследований: 
от макро- к микроуровню, от общества к общине, к семье и, наконец, к индивидуальным факторам. Например, зная, что несовершеннолетние охотнее проводят время среди сверстников, чем в семье, можно ожидать, что жизнь общины сыграет свою роль в борьбе с проявлениями противоправного поведения молодежи. Экологические теории, теория культурного отклонения, трансмиссионная теория, теория дифференциальной ассоциации, структурная теория, теории о роли школ указывают на важность наличия социальных институтов и групп сверстников, остро реагирующих на возникновение стрессовых ситуаций в современном обществе. Социальное взаимодействие создает предпосылки как законопослушного, так и антисоциального поведения. Эти теории поддерживают усилия, направленные на снижение социального напряжения в обществе и изменение представлений о ценностях внутри общины или группы сверстников. 
Многие исследователи считают, что внутрисемейная жизнь выступает важной переменной, которая определяет качество отношений "родители—дети". Противоправное поведение не обязательно преобладает в неполных семьях, в семьях, где оба родителя работают или разведены. Однако правонарушения с большей вероятностью возникают там, где отсутствует привязанность членов семьи друг к другу и где имеет место физическая и сексуальная распущенность, где наблюдается недостаток общения с родителями, ослаблен родительский надзор. Усиление социального, общинного, группового влияния, а также влияния устойчивой в моральном плане семьи может выступить в качестве буфера, смягчающего социально обусловленный стресс, и предоставить молодежи выбор, исключающий правонарушения. 
    Психологическая динамика правонарушений еще недостаточно изучена. Страдают ли правонарушители от недостатка тепла и заботы, или же это люди рационального склада, пытающиеся найти свой обычный интерес? Выводы, содержащиеся в показаниях правонарушителей, свидетельствуют о том, что нелегко провести различие между правонарушителем и не правонарушителем. В нескольких обзорах отмечалась серьезная неудача психологов, пытавшихся выделить чистый криминальный тип. 
Недавние исследования указывают на такие психологические факторы, влияющие на возможность преступления, как негативное представление правонарушителя о самом себе, посредственные умственные способности, недостаточное духовное развитие. В целом выявляются обстоятельства, которые делают молодых людей более уязвимыми в условиях социальной напряженности и провоцируют отступление от общепринятых норм социального поведения. Теория социального контроля, разработанная Т. Хирши (1969), привлекает особое внимание. Используя данные показаний, Т. Хирши обнаружил, что лица, нарушающие закон, в меньшей степени привязаны к родителям/не привержены идеалам детства, мало занимались свойственной их возрасту деятельностью, испытывают меньшее уважение к закону и порядку. Эти выводы присутствуют и в других исследованиях, но не всегда в такой последовательности. 
    В заключение можно сказать, что теории противоправного поведения содержат как различные, так и дополняющие друг друга точки зрения. Эффективное предупреждение правонарушений и реабилитация зависят не от существования одной специфической службы, а от ряда подобных служб. В этом отношении определяющее значение имеют: 
борьба за справедливые законы и их неукоснительное проведение в жизнь; обеспечение равноправного общественного развития и экономических возможностей; работа по перевоспитанию асоциальных групп детей и подростков; поощрение привязанности к семье; улучшение качества обучения и профессиональной подготовки; развитие навыков, помогающих в разрешении жизненных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.2. Психологические особенности подростков, склонных к

                                          правонарушениям.

 

Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Подросток, совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты,- проекцией своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность к стойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.

Нормативное поведение  личности характеризуется радом  психологических особенностей и  закономерностей. Оно развертывается в социально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативных решений, ему присущи  сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к  сведению и становятся привычными рамками  поведения; постепенно складывается социальный стереотип личности. В основе этого  стереотипа лежит индивидуальное правонарушение, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания.

Отклонения от норм сознания и поведения подростков- правонарушителей зависят от целого ряда причин, среди  которых большое значение имеет  влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследование лиц, совершивших  преступление, позволили выявить  следующие закономерности:

-правосознание лица, совершившего преступление, как  правило, по ряду аспектов не  совпадает с существующим общественным  правосознанием, противоречит правовым  нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму и группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

Информация о работе Методы экспертизы склонности несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения