Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:02, практическая работа
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче -
нию процессов познавательной сферы
личности.
2. Исследование особенностей мышления.
оперировать объектами, в данном исследовании —
числами. Она представляет собой главный компонент способности
теоретизировать информацию, находить причинно-
следственные связи между предметами и явлениями, составляет
основу общих способностей человека и необходима
для успешного овладения разными видами деятельности.
Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте,
ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые
в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому
можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью
по соответствующим предметам.
Вывод:
Для выполнения этого задания
были задействованы студенты факультета
общественного здравоохранения.
Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие
родовые признаки или логические связи с определенным
обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20
обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из
которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два
слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. Инструкция
Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных
в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей
связи с обобщающим их словом, стоящим перед
скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать
без собаки, собора и даже без садовника, но без
земли и растений — не может. Следовательно, надо подчеркнуть
слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения
задания — 3 мин.
Тестовый материал
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
5. Куб (утлы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7. Кольцо
(диаметр, алмаз, проба,
8. Чтение
(глава, книга, картина,
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)
10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила)
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст)
13. Пение
(звон, искусство, голос,
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум,
наводнение)
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели)
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная
площадка)
18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные)
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа.
За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл
и 0 баллов за несовпавший или неполный ответ.
Ключ
1. Сад (растения, земля)
2. Река (берег, вода)
3. Город (здание, улица)
4. Сарай (крыша, стены)
5. Куб (углы, сторона)
6. Деление (делимое, делитель)
7. Кольцо (диаметр, округлость)
8. Чтение (книга, слово)
9. Газета (бумага, редактор)
10. Игра (игроки, правила)
11. Война (сражения, солдаты)
12. Книга (бумага, текст)
13. Пение (голос, мелодия)
14. Землетрясение (колебания почвы,
шумы)
15. Библиотека (книги, читатели)
16. Лес (лист, дерево)
17. Спорт (состязание, спортплощадка)
18. Больница (врач, больные)
19. Любовь (чувство, человек)
20. Патриотизм (родина, человек)
Суммарное количество баллов переводят в нормативные
баллы по следующей схеме:
Нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Суммарное количество баллов | 20 | - | 19 | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 9 |
Задание может предъявляться на слух, в данном случае
после зачитывания каждой строки со словами отводится по
10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные
баллы будут иными:
Нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Суммарное количество баллов | 19 | 18 | 17 | 14-16 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 5 |
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения
определяется по нормативным баллам:
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения | |
9-8
7-3 2-1 |
Высокий
Средний Низкий |
Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей мышления
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования
особенностей мышления, ориентируясь на схему,
предложенную в табл. 13.
Таблица 13
Индивидуальные результаты исследования особенностей мышления
Уровни
выраженности
отдельных особенностей мышления |
Влияние особенностей мышления | |||
на
обыденное
поведение |
на общение
в
студенческой группе (трудовом коллективе) |
на учебную
(профессиональную) деятельность | ||
0-0,3 | Низкий
уровень РМ |
|||
0,31-0,7 | Средний
уровень РМ |
|||
0,71-1 | Высокий
уровень РМ |
|||
5 и
менее
рядов чисел |
Очень
низкий уровень AM |
|||
6—7
рядов
чисел |
Низкий
уровень AM |
|||
8—10 рядов
чисел |
Средний
уровень AM |
|||
11—13 рядов
чисел |
Высокий
уровень AM |
|||
14—15 рядов
чисел |
Очень
высокий уровень AM |
|||
9 - 8 | Высокий
уровень О |
|||
7 - 3 | Средний
уровень О |
|||
2 - 1 | Низкий
уровень О |
Примечание. РМ — рефлексивность мышления; AM —
аналитичность мышления; О — обобщение.
Вывод:
Задание на нахождение обобщенной
мыслительной операции проводилось
с помощью студентов факультета
общественного
Рекомендации по активизации мышления
1. С
целью повышения
необходимо научиться управлять следующими
ее этапами:
• постановкой задачи;
• созданием оптимальной мотивации;
• регуляцией направленности непроизвольных ассоциаций;
• максимальным включением образных, логических и
символических
компонентов в процесс
• использованием
преимуществ понятийного
• избеганием излишней критичности при оценке результатов
деятельности.
2. Очень
результативна активизация
посредством решения различных задач и головоломок.
Например, для развития мыслительной операции абстрагирования
используются задачи с избыточными данными.
«В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого
лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее
количество носков следует взять из ящика, чтобы из них
заведомо можно было составить по крайней мере пару одного
цвета». Или, например, для развития таких особенностей
мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность,
используются задачи с частично неверными данными
или задачи вероятностного характера. «Имеется 20
денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по
50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы
так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы
купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: