Методы изучения мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:02, практическая работа

Описание работы

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче -
нию процессов познавательной сферы
личности.
2. Исследование особенностей мышления.

Работа содержит 1 файл

методики изучения мышления..docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Мышление. Исследование особенностей мышления

Цели  занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче -

нию процессов познавательной сферы

личности.

2. Исследование  особенностей мышления.

Методики  исследования особенностей мышления

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления

Группа  разделяется на пары по принципу: испытуемый и

экспериментатор; впоследствии участники исследования

меняются  ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал

с анаграммами; экспериментатор фиксирует время

выполнения  каждой анаграммы в протоколе  исследования.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются для решения анаграммы, т. е. слова,

полученные  путем перестановки входящих в них  букв.

Необходимо  работать быстро, поскольку время  решения

каждой  анаграммы фиксируется.

Тестовый  материал

1.ЛБКО         6.ЕРАВШН

2. РАЯИ         7. РКДЕТИ

3. УПКС        8. АШНРРИ

4. ГИАР          9. ЛФЖАКО

5. ТИГО         10. РГПУАП

11.ОКАМДНРИ

12. ЛГНИЗОМЕ

13. РБКАДОЛЕ

14. ЛКБУИНАК

15. ТОРКТЫАК

После окончания исследования экспериментатор  просит

испытуемого объяснить, каким образом он решал  анаграммы,

обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие

именно. Отчет испытуемого фиксируется  в протоколе.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить показатель

уровня  выраженности рефлексивности мышления,

показатель  времени решения задач и ранговый показатель

сложности решения анаграммы.

Для получения  показателя уровня выраженности рефлексивности

мышления  за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи,

которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности

перестановки  букв анаграммы (см. ключ к

решению анаграммы). Показатель уровня выраженности

рефлексивности мышления определяется путем деления набранных

испытуемым  баллов на их максимальное количество,

в данном случае оно равно 29.

Ключ

Номер анаграммы Порядок перестановки букв
1-5 2 1 4 3
6-10 2 1 4 3 6 5
11-15 2 1 4 3 6 5 8 7

 
Уровни  выраженности рефлективности мышления
0-0,3 Низкий
0,31-0,7 Средний
0,71-1,0 Высокий

 

Показатель  времени представляет собой среднее  арифметическое

время, затраченное на решение анаграмм.

Показатель  ранга соответствует номеру самой  сложной из

решенных  анаграмм.

При анализе  результатов, в первую очередь, важно  определить

стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить,

как протекал у него мыслительный процесс.

Стратегия решения может быть:

• хаотической, при которой поиск решения отличается

бессистемностью и сопровождается выдвижением значительного

количества  замыслов, логически не связанных

между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются

окончательной проверке;

• формально-алгоритмической, для которой характерен последовательный

перебор возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся;

при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном

плане, а регулирование в смысловом аспекте

— явно недостаточно;

• содержательно-адаптивной, представляющей собой логически

связанное движение по семантически значимым

признакам; преобладающим является движение мысли  в

уровнях, образующих смысловую сферу, а именно — личностном

и рефлексивном;

• свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных

действий  и слитность их с поисковыми, что позволяет

довольно  быстро находить верное решение.

Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач

выработать  наиболее эффективную стратегию  и ускорить мыслительную

деятельность. В предложенной методике рефлексивность

проявляется в изменении стратегии решения  в ходе

выполнения  задания, которое обнаруживается при  анализе

влияния предыдущего решения анаграммы  на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности

в обучении. Высокий уровень развития особенностей

мышления, например рефлексивности, входящих в структуру

обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа  и

обобщения признаков, существенных для решения  проблемы.

Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком

собственных мыслительных действий, дает возможность

обнаруживать  и учитывать свои ошибки, оценивать  правильность

поисков новых путей решения задачи. В  данном исследовании

о высоком  уровне выраженности рефлексивности

мышления  свидетельствует показатель ранга  не ниже 12—13.

Вывод: В проведении этой методики были задействованы  ученики факультета общественного  здравоохранения. На основе решенных ими  заданий я сделала анализ по всей группе. Почти все студенты довольно быстро справились с этим заданием. И в основном у всех студентов преобладает формально-алгоритмическая стратегия решения анаграмм. Когда студенты прибегали в решении к последовательному

перебору возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся.

Методика 2. Исследование аналитичности мышления

Группа  разделяется на пары, в каждой из которых распределяются

роли  испытуемого и экспериментатора; впоследствии

участники исследования меняются ролями. Испытуемому

выдается  бланк с 15 рядами чисел, проставленными в

определенной  последовательности. Экспериментатор  фиксирует

время выполнения задания испытуемым.

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды

цифр, попытайтесь  определить, по какой закономерности

составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии

с этой закономерностью требуется продолжить

каждый  ряд, дописав в нем еще два  числа. На работу отводится

7 мин.  Не следует задерживаться долго  на одном ряду;

если  не можете правильно определить закономерность, переходите

к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от

последнего  числа, имеющегося в данном ряду.

Тестовый  бланк.

Числовые  ряды
1 2 4 6 8 10 12 14  
2 6 9 12 15 18 21 24  
3 3 6 12 24 48 96 192  
4 4 5 8 9 12 13 16  
5 22 19 17 14 12 9 7  
6 39 38 36 33 29 24 18  
7 16 8 4 2 1 я 1/4  
8 1 4 9 16 25 36 49  
9 21 18 16 15 12 10 9  
10 3 6 8 16 18 36 38  
11 12 7 10 5 8 3 6  
12 2 6 9 27 30 90 93  
13 8 16 9 18 11 22 15  
14 7 21 18 6 18 15 5  
15 10 6 9 18 14 17 34  

По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В процессе обработки результатов с помощью  ключа под-

считывается количество правильно решенных испытуемым

рядов чисел. Если испытуемый записал в  каком-то ряду только

одно  число, хотя оно и правильное, ряд  не засчитывается.

Ключ.

Номер числового ряда Продолжение числового  ряда Номер числового  ряда Продолжение числового  ряда Номер числового  ряда Продолжение числового  ряда
1 16;18 6 11;13 11 1;4
2 27;30 7 1/8;1/16 12 279;282
3 384;768 8 64;81 13 30;23
4 17;20 9 6;4 14 15;12
5 4;2 10 76;78 15 30;33

Уровень выраженности аналитичности мышления определяется

по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если  испытуемый решил 14—15 рядов, то его  уровень выраженности

аналитичности мышления очень высокий, или отличный;

если 11—13 — высокий, или хороший; если 8—10 —

средний, или удовлетворительный; если 6—7 —  низкий, или

неудовлетворительный; если 5 и менее — очень низкий.

Аналитичность является важной характеристикой мышления,

проявляющейся в индуктивности мышления и способности

Информация о работе Методы изучения мышления