Методы исследования современной психологии и возможности их использования в работе педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. В настоящее время психология - это отдельная наука, которая имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои методы исследования. Сегодня наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Содержание

1. Основные методы и вспомогательные методы исследования современной психологии и их характеристика.Особенности их применения.
2. Основные этапы психологических исследований
3. Литература

Работа содержит 1 файл

УСРС.Тема 1. Кашурина И.В..docx

— 119.22 Кб (Скачать)

     Обобщение отношений. Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной. По мере расширения спектра связей становится возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становится и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И. П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс стал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда и человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

     Выводы  и включение результатов  в систему знаний. Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.

     Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы. Добротное исследование обычно завершается 3-4 весомыми выводами, действительно вносящими вклад в знания в данной области. Рекомендуемое предельное число выводов: от 7 до 9, что предопределено объемом нашей кратковременной памяти и внимания.

     По  форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний. В некоторых случаях допустимы графические изображения, математические формулы, физические модели и т. п. Но и они, как правило, сопровождаются краткими пояснениями.

     Хорошо  представленные выводы легче включить и  в имеющуюся систему  научных знаний. При  этом уточняются актуальность, теоретическая и  практическая значимость, степень новизны  полученных результатов. Производится перевод специфических знаний на философский язык, определяется их место в общей "картине мира". 

     Таблица 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Этапы Процедуры
 
 
 
 
Подготовительный
1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы.

2.формулировка задач

3.определение объекта и предмета исследования

4.формулировка гипотезы

5.подбор методов и методик.

Исследовательский Сбор  фактических данных с помощью  разных методов. Проводятся различные  этапы из серии исследований.
 
 
Обработка данных исследования
 
Количественный  и качественный анализ исследования.

1.анализ зафиксированного фактора.

2.установление связи: зафиксированный факт - гипотеза.

3.выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.

Интерпретация данных
Вывод
 
 

                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Балин В. Д. Теория и Методология Психологического Исследования. Л., 1989. – 420с.

2.. Немов Р. С. Психология: В 3 Кн. Кн. 3: Психодиагностика.

3. Методы Исследования В Психологии: Учебное Пособие Для Вузов – М., 1998. – 250с.

4. Немов Р. С. Психология: В 3 Кн. Кн. 3: Психодиагностика.

5.Годфруа Ж. Что Такое Психология? В 2-Х Т. М., 1992. – 430 с.

6. Немов Р. С. Психология: В 3 Кн. Кн. 3: Психодиагностика.

    7. Маклаков А. Г. Общая Психология «Питер» 2001. — 592 с.

8.  С. Л. Рубинштейн Основы Общей Психологии «Питер» 2008. - 720 с.
 

Информация о работе Методы исследования современной психологии и возможности их использования в работе педагога и психолога