Методы исследования современной психологии и возможности их использования в работе педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. В настоящее время психология - это отдельная наука, которая имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои методы исследования. Сегодня наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Содержание

1. Основные методы и вспомогательные методы исследования современной психологии и их характеристика.Особенности их применения.
2. Основные этапы психологических исследований
3. Литература

Работа содержит 1 файл

УСРС.Тема 1. Кашурина И.В..docx

— 119.22 Кб (Скачать)

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 
 
 
 

Управляемая самостоятельная работа по дисциплине

«Общая психология»

«Методы исследования современной психологии и возможности их использования в работе педагога и психолога» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 107,1 курса, ФСО

Кашурина Ирина Владимировна

Проверила :Кравцова М.В. 
 

Минк 2011

         

         Содержание:

  1. Основные методы и вспомогательные методы исследования современной психологии и их характеристика.Особенности их применения.
  2. Основные этапы психологических исследований
  3. Литература
 
 
 
 
 
 

Тема 1. Структура, принципы и методы современной психологии 

               

    Введение

Современная психология – это  широко разветвлённая  область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

До 19 в. психология не была независимой научной  дисциплиной, ее трудно было

отделить  от чисто абстрактных  философских рассуждений.

В настоящее время психология - это отдельная наука, которая имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои методы исследования. Сегодня наблюдается бурное развитие психологической науки,

обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих

перед нею. 
 
 
 
 

1.ОСНОВНЫЕ  И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями:

  • Базовый. Создающий философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания.
  • Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности.
  • Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии.
  • Четвёртый уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные.

Основные методы психологии.

Наблюдение. Заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека.

Объективное наблюдение направлено на  психологическое содержание действий.

Научное наблюдение это фиксация фактов, их объяснение и интерпретация. Наблюдение проводится как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

  • В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
  • В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
  • В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым.
  • В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
  • В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; Случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
  • В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
  • В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

Самонаблюдение – также широко используются психологических исследованиях. В нём открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Каждый из видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок. 

  • Эксперимент. Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Выделены четыре основные особенности экспериментального метода:
  1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
  1. Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
  2. В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
  3. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

  • Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостаток этого вида исследования - трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;
  • Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода - сочетание экспериментальности исследования с естественностью условий проведения.
  • Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;
  • Констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

    Таблица 1.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

  Основной метод Вариант основного метода
         СУБЪЕКТИВНЫЕ Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Опрос Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
Тесты Тест-опросник
Тест-задание
   ОБЪЕКТИВНЫЕ Проективный тест
Эксперимент Естественный
Лабораторный
  Моделирование Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

Вспомогательные методы психологии.

Беседа.(Интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

Тестирование. Психологическая диагностика, предполагает стандартизированные вопросы и задачи. Создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования;

Анализ продуктов деятельности. Основан на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особые формы данного метода:

Графология - позволяет по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

Широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных методов, которые предназначены для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии также используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

Схема 1.

2.ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ 

     Исследование  в психологии проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать. Три основных этапа психологического исследования и их содержание:

      1) подготовительный;

     2) основной;

     3) заключительный.

     Более подробная схема :

     I. Подготовительный этап

     Постановка  проблемы.

     Выдвижение  гипотезы.

     Планирование  исследования.

     II. Основной этап

     Сбор  данных.

     III. Заключительный этап

     Обработка данных.

     Интерпретация результатов.

Информация о работе Методы исследования современной психологии и возможности их использования в работе педагога и психолога