Методы иследования творческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества.

Содержание

1. Введение 3
2. Объективно-аналитический метод 3
3. Формирующий эксперимент 4
4. Самонаблюдение 5
5. Биографический метод 5
6. Контент-анализ 7
7. Сенсорное стимулирование 8
8. Арт-терапия 9
9. Измененные состояния 10
10. Активизация перебора 11
11. Морфологический анализ 12
12. Моделирующий эксперимент 12
13. Лонгитюдное исследование 13
14. Психогенетический эксперимент. 14
15. Констатирующий эксперимент 15
16. Заключение 16
17. Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат Матоды иследования творческого процесса.docx

— 47.88 Кб (Скачать)
  1. Моделирующий  эксперимент
 

     Рассмотрим  проксиметрический (изучение шахматных  партий) метод, описанный в книге  В. Н. Дружинина. Проксиметрическая  методика, использовавшаяся Н. М. Гнатко, состояла в следующем. Все ходы анализировавшихся  шахматных партий были разделены  на воспроизводящие (подражательные, встречавшиеся  ранее в партиях других шахматистов), импровизации (инициативные, «идейные»  ходы, порожденные «здесь-и-теперь») и действия согласования (шахматные ходы, согласующие первые и вторые и возникающие на их базе). Кроме того, среди действий-подражаний были выделены действия-подражания шахматисту-образцу и прочие подражательные действия. А «инициативные» действия разделены на собственно творческие и неверные (ослабляющие позицию) действия…(жаль, что в этом эксперименте творчество ограничено позитивными рамками).

       Параллельно рассматривались шахматные  партии шахматиста-образца. Надо  сказать, что среди 15 шахматистов  высокого уровня, чьё творчество  анализировалось, были представители  разных эпох (П. Морфи – середина  прошлого столетия, А. Е. Карпов  – наше время), разных шахматных  школ (М. И. Чигорин – Россия, З. Тараш – Германия), разных  направлений (Х.-Р. Капабланка  – позиционное направление, А.  А. Алехин – комбинационное), социальных  слоев (Х.-Р. Капабланка – выходец  из богатой семьи, М. И. Чигорин  – воспитанник Гатчинского сиротского  института) и так далее… 

  1. Лонгитюдное исследование
 

     Приверженцы этого подхода считают, что главным  методом изучения интеллекта человека, творчества, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в течение длительного  времени. Лонгитюдные исследования лишь показывают, насколько сложно выявить или воспитать креативного  человека, который бы смог произвести достойный творческий продукт. Лонгитюдных  исследований за последние сто лет  проводилось десятки, но в них  не участвовало, ни одного испытуемого, который произвел бы переворот науке или искусстве.

       Для примера рассмотрим Калифорнийский  лонгитюд, который организовал Л.  Термен в 1921 году. Термен и Кокс  отобрали из учащихся 95 средних  школ Калифорнии 1528 мальчиков и  девочек в возрасте от 8 до 12 лет  с IQ более 134 баллов, что составило  1% от всей выборки. Уровень  интеллекта определялся по тесту  Стенфорд-Бине. Контрольная выборка  была сформирована из учащихся  тех же школ. Выяснилось, что интеллектуально  одаренные дети опережают своих  сверстников в уровне развития  на два школьных класса.

       В ходе исследования проводилось  три среза по измерению IQ : 1927 – 1928, 1932 – 1940 и 1951 – 1952 годы. Последняя проверка, осуществленная  Д. Фельдманом через 60 лет после  начала исследования: он проверил  достижения членов выборки Термена  с IQ больше 135.

      800 мужчин из выборки опубликовали  к 50-м годам 67 книг (21 – художественные  произведения и 46 – научные  монографии), получили 150 патентов на  изобретения, 78 человек стали докторами  философии, 48 стали докторами медицины  и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли  в справочник «Лучшие люди  Америки за 1949 год». Эти показатели  в 30 раз превысили данные по  контрольной выборке. 

       «Надо сказать, что испытуемые, отобранные Терменом, отличались  ранним развитием (рано начали  ходить, говорить, читать, писать и  пр.). Все интеллектуальные дети  успешно окончили школу, 2/3 получили  университетское образование, а  200 человек стали докторами наук.

       Как справедливо считает В.Н.  Дружинин, что касается творческих  достижений, то результаты не  так однозначны. Ни один ранний  интеллектуал из выборки Термена  не проявил себя как исключительно  талантливый творец в области  науки, литературы, искусства и  т. д. Никто из них не внес  существенного вклада в развитие  мировой культуры.

       Из 153000 детей, которые ходят в  школу, - в то время не было  общего образования для всех  американцев, то есть в школу  ходили только белые из обеспеченных  семей, - уже изначально избранные,  многие из которых обязательно  поступят в университет, и по  американской системе получат  докторские степени (по нашей  системе - кандидатские). Из них  выбрали 1% самых выдающихся, и  через 60 лет выяснилось, что только 20% из них получили степень.  Насколько мне известно, что если  исследовательский прогноз меньше  чем 60 – 70%, - это провал исследования. Очевидно, что не учтен какой-то  важный фактор, возможно – биографический: необходимо было включить как  анализ истории семьи, так и  проективную картину мира ребенка.

     Гнатко  выявил, что освоение креативами шахматной  деятельности опосредуется подражательной активностью. Эта активность состоит  из двух принципиально и объективно разных фаз: а) фазы подражания общим  нормативным способам шахматной  деятельности, б) фазы подражания (включая  личностную идентификацию) избранному шахматному образцу. Развитие подражательной активности связано с повышением уровня освоенности деятельности и  снижением общего числа подражательных действий. Переход шахматиста от подражания к собственно творческой фазе сопровождается освобождением от идентификации  с личностью шахматиста-образца, резким снижением числа подражательных действий и возрастанием числа творческих.

       Вероятно, именно моделирующие эксперименты  приблизятся вплотную к разгадке  механизмов обучения творчеству.

  1. Психогенетический эксперимент
 

     Методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

     Метод близнецов является одним из наиболее информативных.

     Он  основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) —  неидентичный. При этом члены близнецовых  пар любого типа должны иметь сходную  среду воспитания, тогда большее  внутрипарное сходство монозиготных близнецов  по сравнению с дизиготными может  свидетельствовать о наличии  наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение  этого метода состоит в том, что  сходство собственно психологических  признаков монозиготных близнецов  может иметь и негенетическое происхождение.

  1. Констатирующий  эксперимент
 

     В прошлом веке основатели психологии смогли сформировать позитивное общественное отношение к тестам и вопросникам. Благодаря признанию обществом  данных форм исследования больше половины психологов современности могут  зарабатывать этим себе на жизнь.

     Примеры тестов:

      1.    Тест легкости словоупотребления:  «Напишите слова, содержащие указанную  букву» (например, «о»).

      2.    Тест на использование  предмета: «Перечислите как можно  больше способов использования  каждого предмета» (например, консервной  банки).

      3.    Составление изображения.  «Нарисуйте заданный объект, пользуясь  следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать  многократно, меняя ее размеры,  но нельзя добавлять другие  фигуры или лишние». 

       Оригинальность ответов оценивается  как минимальная частота встречаемости  данного ответа в однородной  группе.

       «Напомним, что оригинальность  по Меднику, Торренсу, Гилфорду–  характеристика относительная и  определяется как величина, обратная  частоте данного ответа среди  группы тестируемых (или в выборке  стандартизации, что не меняет  сути дела). Один и тот же  ответ по отношению к совокупности  частот ответов одной выборки  может быть оценен как оригинальный, а по отношению к другой – как стандартный, что неоднократно встречалось в наших исследованиях» (Дружинин В. Н.).

       По сути, математическая парадигма,  старание выразить результаты  психологического исследования  в цифрах, - зачастую просто глупость. Ученые порой забывают, что математика  не наука, а инструментарий. Но  это лишь присказка, сказка  в том, что мышление делится  на дивергентное, конвергентное  и творческое, а тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное  и конвергентное мышление, не  касаясь творческого.

  1. Заключение

     В реферате были рассмотрены большинство  из существующих методов исследования творческого процесса, их преимущества и недостатки.

     Стоит отметить, что наиболее значимые результаты в исследовании творчества дали моделирующий (например, В.Н. Дружинин, Н.М. Гнатко) и констатирующий эксперименты (Медник, Торренс, Гилфорд, Дружинин и др.).  

  1. Список используемой литературы
 
  1. Выготский Л.С. Психология искусства. M. Искусство. 1986
  2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 51.
  3. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.
  4. Интернет - ресурсы:

    http://ru.wikipedia.org

  1. Статья: Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность исследования творчества

Информация о работе Методы иследования творческого процесса