Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат
В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества.
1. Введение 3
2. Объективно-аналитический метод 3
3. Формирующий эксперимент 4
4. Самонаблюдение 5
5. Биографический метод 5
6. Контент-анализ 7
7. Сенсорное стимулирование 8
8. Арт-терапия 9
9. Измененные состояния 10
10. Активизация перебора 11
11. Морфологический анализ 12
12. Моделирующий эксперимент 12
13. Лонгитюдное исследование 13
14. Психогенетический эксперимент. 14
15. Констатирующий эксперимент 15
16. Заключение 16
17. Список используемой литературы 17
Рассмотрим проксиметрический (изучение шахматных партий) метод, описанный в книге В. Н. Дружинина. Проксиметрическая методика, использовавшаяся Н. М. Гнатко, состояла в следующем. Все ходы анализировавшихся шахматных партий были разделены на воспроизводящие (подражательные, встречавшиеся ранее в партиях других шахматистов), импровизации (инициативные, «идейные» ходы, порожденные «здесь-и-теперь») и действия согласования (шахматные ходы, согласующие первые и вторые и возникающие на их базе). Кроме того, среди действий-подражаний были выделены действия-подражания шахматисту-образцу и прочие подражательные действия. А «инициативные» действия разделены на собственно творческие и неверные (ослабляющие позицию) действия…(жаль, что в этом эксперименте творчество ограничено позитивными рамками).
Параллельно рассматривались
Приверженцы
этого подхода считают, что главным
методом изучения интеллекта человека,
творчества, является не эксперимент,
не измерение и даже не опрос на
предмет выявления «обыденных моделей»,
а наблюдение за естественным поведением
индивидов в течение
Для примера рассмотрим
В ходе исследования
800 мужчин из выборки
«Надо сказать, что испытуемые,
отобранные Терменом, отличались
ранним развитием (рано начали
ходить, говорить, читать, писать и
пр.). Все интеллектуальные дети
успешно окончили школу, 2/3 получили
университетское образование,
Как справедливо считает В.Н.
Дружинин, что касается творческих
достижений, то результаты не
так однозначны. Ни один ранний
интеллектуал из выборки
Из 153000 детей, которые ходят в
школу, - в то время не было
общего образования для всех
американцев, то есть в школу
ходили только белые из
Гнатко
выявил, что освоение креативами шахматной
деятельности опосредуется подражательной
активностью. Эта активность состоит
из двух принципиально и объективно
разных фаз: а) фазы подражания общим
нормативным способам шахматной
деятельности, б) фазы подражания (включая
личностную идентификацию) избранному
шахматному образцу. Развитие подражательной
активности связано с повышением
уровня освоенности деятельности и
снижением общего числа подражательных
действий. Переход шахматиста от подражания
к собственно творческой фазе сопровождается
освобождением от идентификации
с личностью шахматиста-
Вероятно, именно моделирующие
Методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
Метод близнецов является одним из наиболее информативных.
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
В прошлом веке основатели психологии смогли сформировать позитивное общественное отношение к тестам и вопросникам. Благодаря признанию обществом данных форм исследования больше половины психологов современности могут зарабатывать этим себе на жизнь.
Примеры тестов:
1. Тест легкости
2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).
3. Составление изображения.
«Нарисуйте заданный объект, пользуясь
следующим набором фигур: круг,
прямоугольник, треугольник,
Оригинальность ответов
«Напомним, что оригинальность
по Меднику, Торренсу, Гилфорду–
характеристика относительная
По сути, математическая парадигма, старание выразить результаты психологического исследования в цифрах, - зачастую просто глупость. Ученые порой забывают, что математика не наука, а инструментарий. Но это лишь присказка, сказка в том, что мышление делится на дивергентное, конвергентное и творческое, а тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого.
В реферате были рассмотрены большинство из существующих методов исследования творческого процесса, их преимущества и недостатки.
Стоит
отметить, что наиболее значимые результаты
в исследовании творчества дали моделирующий
(например, В.Н. Дружинин, Н.М. Гнатко) и
констатирующий эксперименты (Медник,
Торренс, Гилфорд, Дружинин и др.).
http://ru.wikipedia.org