Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат
В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества.
1. Введение 3
2. Объективно-аналитический метод 3
3. Формирующий эксперимент 4
4. Самонаблюдение 5
5. Биографический метод 5
6. Контент-анализ 7
7. Сенсорное стимулирование 8
8. Арт-терапия 9
9. Измененные состояния 10
10. Активизация перебора 11
11. Морфологический анализ 12
12. Моделирующий эксперимент 12
13. Лонгитюдное исследование 13
14. Психогенетический эксперимент. 14
15. Констатирующий эксперимент 15
16. Заключение 16
17. Список используемой литературы 17
В рамках этого направления
исследований творчества
Первое
– изучение биографий творцов
прошлого в русле гениальной нормальности.
Качественное описание жизнедеятельности
творца - блестящий метод для
Второе – изучение биографий
творцов прошлого в русле
Третье – ТРТЛ - теория развития творческой личности, которая отпочковывается от ТРИЗ [11] . Альтшуллер Г.С. исследовал около 1000 биографий, выделил общие моменты. Всю жизнь творческой личности можно представить цепочкой шагов. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей.
« Для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств:
1. Наличие достойной цели - новой (или не достигнутой), значительной, общественно-полезной.
2. Умение программировать
3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.
4. Умение решать творческие
5. Готовность "держать удар": отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.
6. Результативность: на пути к
конечной цели должны
Воспитание комплекса
Научная болезнь «обоснование постфактум» свойственна в первую очередь популистическим направлениям развития науки. Не известно ни одного специалиста по биографическому методу, который, собрав биографии 1001 первокурсника, предсказал бы их жизненный путь, а главное – смог бы вычислить творца, но есть 1001 специалист по биографическому методу, которые постфактум обосновали теорию творческой деятельности и прочитали по этой теме лекцию 1001 студенту.
Если бы человек в своем
развитии опирался только на
свой биографический опыт, то
становление личности
Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Контент-анализ - по А.Г.Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.
Стандартизированные, формализованные средства обработки творческого продукта, такие как анализ текстов и выступлений носителей творчества дают любопытные результаты, а иногда откровения. Полученные результаты могут быть творчеством сами, но, к сожалению, продукт творчества не объяснит.
Испытуемых
подвергали воздействиям различных
сенсорных стимулов: световых, звуковых,
температурных. Например, в экспериментах,
проведенных на 460 американских студентах.
Им предъявляли световые вспышки
на стенах (свет); они прослушивали игру
на струнных и духовных инструментах
(звук); они переживали вибрацию кресла
и существенные колебания его
температуры (тактильные ощущения); на
них воздействовали пахучие масла
и новые вкусовые ощущения (обоняние
и вкус). После такого массированного
воздействия им и контрольной
группе предложили нарисовать картину.
Полученные картины сравнивали по ряду
показателей. Оказалось, что в экспериментальной
группе по сравнению с контрольной
размер рисунков увеличился у 78% испытуемых;
усилилась эмоциональная
Не удивительно, что такие
Термин арт-терапия ( art therapy ) буквально означает «терапия искусством». В 20-х годах Принцхорн выполнил свое классическое исследование творчества среди пациентов с психическими заболеваниями и пришел к выводу, что произведения этих больных отражают их наиболее интенсивные внутренние конфликты. Одно из массовых направлений в прикладной психологии, арт-терапия, – это психотерапия, психокоррекция, тренинги, основанные на занятиях каким-либо из видов искусства. Арт-терапия используется как средство общения терапевта с пациентом на символическом уровне. Общение происходит опосредованно через какой-либо из видов искусства.
Американский медик Майкл
Машина сравнивала
Безусловно, результаты потрясающие.
И невероятно важные для
На данный момент термин «арт-
Творцов мало, но все хотят
ими быть, поэтому манипуляция
термином в конъюнктурных
Ряд исследователей предполагали, что творческие люди производят продукты, находясь в измененном состоянии сознания. Это неверный подход, так как люди, производящие принципиально новые внесистемные продукты – это люди, обладающие вообще другим типом мышления. Безусловно, можно сказать, что они находятся в измененном состоянии сознания, но это только с точки зрения конвергентно или дивергентно ориентированного мышления. В рамках исследования творческих способностей можно выделить два экспериментальных направления:
Первое направление: исследователи старались ввести обычного человека в измененное состояние сознания и попробовать получить у него творческий продукт. В рамках этого направления не умевших рисовать людей вводили в состояние гипноза, и они выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. (к примеру, Райков А. Л.). Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов значительно улучшали своих результаты по рисованию и в состоянии бодрствования.
Второе направление: исследователи старались ввести творческого человека в измененное состояние сознания. Например, американский физик-экспериментатор Роберт Вуд (1868 -1955 гг.), для того, чтобы сделать творческое открытие, решил прибегнуть к измененным состояниям сознания, к наркотикам. Накурившись опиума, впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что, пока он находился в одурманенном состоянии, ему в голову пришла гениальная, чрезвычайно глубокая и важная научная идея, но какая именно - начисто забыл, когда очнулся. Тогда Вуд решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести ускользнувшую мысль. И действительно, как только начало сказываться наркотическое действие опиума, забытая мысль не замедлила возникнуть в уме ученого. Чувствуя, что сознание вот-вот покинет его, Вуд сумел в последний момент сконцентрироваться, записать идею на бумажке, и впал в беспамятство. Очнувшись, он развернул бумажку и прочел: "Банан велик, а кожура еще больше..."
С другой стороны, известно, что
многие произведения искусства
были созданы, когда их творцы
находились под наркотическим
воздействием. Творец может творить
и в трезвом уме, и под
опиатами, и находясь в гипнотическом
состоянии. Потому что его
С 20-х годов прошлого столетия в разных странах стали появляться методы активизации перебора вариантов решения задач, при их помощи активно велось исследование творчества и креативности. Один из наиболее распространенных методов такого рода - мозговой штурм. Поиски решения задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена любая критика, поощряются "дикие", фантастические предложения (чтобы по возможности устранить психологическую инерцию). На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.
Суть его состоит в построении
таблиц, которые должны охватить
все мыслимые варианты. Например,
требуется предложить новую
Эти исследования, по сути, основаны
на парадигме «все что можно,
уже изобретено, открыто и появление
принципиального нового