Методы иследования творческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества.

Содержание

1. Введение 3
2. Объективно-аналитический метод 3
3. Формирующий эксперимент 4
4. Самонаблюдение 5
5. Биографический метод 5
6. Контент-анализ 7
7. Сенсорное стимулирование 8
8. Арт-терапия 9
9. Измененные состояния 10
10. Активизация перебора 11
11. Морфологический анализ 12
12. Моделирующий эксперимент 12
13. Лонгитюдное исследование 13
14. Психогенетический эксперимент. 14
15. Констатирующий эксперимент 15
16. Заключение 16
17. Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат Матоды иследования творческого процесса.docx

— 47.88 Кб (Скачать)

       В рамках этого направления  исследований творчества существуют  три стереотипных течения: 

     Первое  – изучение биографий творцов  прошлого в русле гениальной нормальности. Качественное описание жизнедеятельности  творца - блестящий метод для самолюбования  творцов и порождение поучительных историй и легенд, которые в  свою очередь могут «породить  творцов», но, изучая жизненный путь творца, чаще всего стремятся обосновать его величие, а, как известно, все  можно обосновать постфактум.

       Второе – изучение биографий  творцов прошлого в русле гениальной  ненормальности, безумных граней  таланта, энциклопедий патографий. В рамках этого направления  доказывается, что чем более гениален  был человек, тем он был ненормальней. Условно открывают их «медицинскую  карточку» и доказывают потомкам, что известный творец прошлого  даже ногу ломал «одаренно,  необычным способом». В конце концов, благодарные потомки узнают, что любой великий, известный творец был больным душевно извращенцем.

     Третье  – ТРТЛ - теория развития творческой личности, которая отпочковывается  от ТРИЗ  [11]  . Альтшуллер Г.С. исследовал около 1000 биографий, выделил общие  моменты. Всю жизнь творческой личности можно представить цепочкой шагов. Творческая личность стремится к  творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей.

       « Для формирования активной  творческой позиции нужны как  минимум шесть качеств: 

      1. Наличие достойной цели - новой  (или не достигнутой), значительной, общественно-полезной.

      2. Умение программировать достижение  поставленной цели.

      3. Большая работоспособность по  выполнению намеченных планов.

      4. Умение решать творческие задачи  в выбранной области, владение  техникой преодоления противоречий  на пути к цели.

      5. Готовность "держать удар": отстаивать  свои идеи, выносить непризнание,  непонимание. 

      6. Результативность: на пути к  конечной цели должны регулярно  вырабатываться промежуточные результаты.

       Воспитание комплекса творческих  качеств - главная цель жизненной  стратегии творческой личности». (Альтшуллер Г.С., Справка "ТРИЗ-88", Баку, 1988 г.).

     Научная болезнь «обоснование постфактум»  свойственна в первую очередь  популистическим направлениям развития науки. Не известно ни одного специалиста  по биографическому методу, который, собрав биографии 1001 первокурсника, предсказал бы их жизненный путь, а главное  – смог бы вычислить творца, но есть 1001 специалист по биографическому методу, которые постфактум обосновали теорию творческой деятельности и прочитали  по этой теме лекцию 1001 студенту.

       Если бы человек в своем  развитии опирался только на  свой биографический опыт, то  становление личности напоминало  бы застывание бетона в форме  – быстро, просто, однозначно и  трудно изменяемо. М.В.Иванов.

  1. Контент-анализ
 

     Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и  текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

     Контент-анализ - по А.Г.Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.

     Стандартизированные, формализованные средства обработки  творческого продукта, такие как  анализ текстов и выступлений  носителей творчества дают любопытные результаты, а иногда откровения. Полученные результаты могут быть творчеством  сами, но, к сожалению,  продукт творчества не объяснит.

  1. Сенсорное стимулирование
 

     Испытуемых  подвергали воздействиям различных  сенсорных стимулов: световых, звуковых, температурных. Например, в экспериментах, проведенных на 460 американских студентах. Им предъявляли световые вспышки  на стенах (свет); они прослушивали игру на струнных и духовных инструментах (звук); они переживали вибрацию кресла и существенные колебания его  температуры (тактильные ощущения); на них воздействовали пахучие масла  и новые вкусовые ощущения (обоняние и вкус). После такого массированного воздействия им и контрольной  группе предложили нарисовать картину. Полученные картины сравнивали по ряду показателей. Оказалось, что в экспериментальной  группе по сравнению с контрольной  размер рисунков увеличился у 78% испытуемых; усилилась эмоциональная выразительность  у 66%; повысилась свобода экспрессии у 58%; увеличилась глубина перспективы  у 51%; возросла оригинальность у 32%.

       Не удивительно, что такие эксперименты  дают обнадеживающие результаты. Выразительность восприятия, эмоций  и предметного их проявления (рисунков) зависит от раздражения и чувствительности  самого восприятия, опосредованно  зависящего и от сенсорного  восприятия испытуемыми объективной  действительности. Однако прямой  связи между появлением творческого  продукта и сенсорной чувствительностью  пока неустановленно. Можно проследить связь между появлением дивергентных и конвергентных способностей при сенсорном стимулировании. Бесспорно, что сенсорное стимулирование повышает интеллектуальные показатели. Также как люди, посещающие музеи, филармонии, увлекающиеся гастрономическим или парфюмерным туризмом, рукоделием, лепкой, ковкой или скульптурой рисуют гораздо выразительнее, чем те, кто не получает должного сенсорного развития. Одно можно утверждать точно: человек с развитым (или «простимулированным») сенсорным восприятием более вероятнее произведет творческий продукт, чем с неразвитым и «не простимулированным». Но утверждение о прямой зависимости развитости сенсорного стимулирования и появления творческих продуктов ошибочно. Хотя бы потому, что на нашей планете есть миллионы аристократов, получающих хорошее сенсорное образование; только в Америке проживает около 20 миллионов людей, имеющих состояние более миллиона долларов, а творцов все равно единицы, и это не только те люди, которые могут себе позволить разностороннее сенсорное развитие

  1. Арт-терапия
 

     Термин  арт-терапия ( art therapy ) буквально означает «терапия искусством». В 20-х годах  Принцхорн выполнил свое классическое исследование творчества среди пациентов  с психическими заболеваниями и  пришел к выводу, что произведения этих больных отражают их наиболее интенсивные внутренние конфликты. Одно из массовых направлений в прикладной психологии, арт-терапия, – это психотерапия, психокоррекция, тренинги, основанные на занятиях каким-либо из видов искусства. Арт-терапия используется как средство общения терапевта с пациентом  на символическом уровне. Общение  происходит опосредованно через  какой-либо из видов искусства.

       Американский медик Майкл Мэрфи  на протяжении десятка лет  занимался тестированием выдающихся  людей – людей, добившихся  выдающихся результатов в разных  областях деятельности: спортсменов  – победителей олимпиад, композиторов, художников, ученых, нобелевских лауреатов.  Данные тестирования были заложены  в ЭВМ. Затем Мэрфи начал  прием лиц, неудовлетворенных  своим физическим и психическим  здоровьем, своим социальным статусом. Этих людей также подвергали  тестированию по широкой программе,  результаты которого вводили  в ту же ЭВМ. 

       Машина сравнивала характеристики "больных" и "выдающихся", выявляя в пациентах скрытые  дарования. Затем приглашались  крупные специалисты в области  обнаруженной у пациента способности  и по индивидуальной программе  обучали его, например, изобразительному  искусству или музыке. Обучаемому  давались все необходимые технические  средства - вплоть до студии. Через  весьма непродолжительный срок - от 3 до 6 месяцев - пациент становился  мастером: он демонстрировал это  на публичном экзамене, где дирижировал  оркестром, исполнявшим сочиненную  им симфонию, или открывал свою  художественную выставку. Вместе  с проявлением и реализацией  своего дара приходило и полное  выздоровление. Пребывание в основанном  Мэрфи в Калифорнии "Институте  здоровья" по карману лишь богачу - оно стоит около 300 000 долларов.

       Безусловно, результаты потрясающие.  И невероятно важные для исследования  творчества тем, что: 

    • показывают, как исследователи зачастую спекулируют модой на творчество. Мэрфи считает, что он делает творцов, однако, насколько нам известно, ни один из его выпускников не получил, например, нобелевской премии и не изобрел ничего принципиально нового.
    • доказывают необходимость и продуктивность психологического тестирования, выявляющего склонности и дарования человека, который потом, вложив определенную сумму и усилия в обучение, может стать мастером.
    • доказывают на практике прикладные возможности арт-направления в психологии
    • доказывают правоту народной мысли, что искусство лечит и излечивает и правоту психологов, привнесших принципы самореализации в общество и развивающих арт-направление в психологии
    • дает ответ на очень важный вопрос: можно ли зарыть талант в землю; ответ оказался прост: можно, поэтому многие люди болеют
    • ставит ряд важных для исследования творчества вопросов: нужны ли учителя мастеру, творцу? склонность, талант, терпение, деньги или учитель делает мастера? гениальность, талантливость или деньги делают творца?

       На данный момент термин «арт-терапия»  применяется по отношению ко  всем вариантам занятий искусством, которые производятся в учреждениях  и специалистами, использующими  искусство в целях оздоровления  и гармонизации человека. Ценность  применения искусства в терапевтических  целях состоит в том, что  с его помощью можно на символическом  уровне экспериментировать с  самыми разными чувствами, исследовать  их и давать им выражение. 

       Творцов мало, но все хотят  ими быть, поэтому манипуляция  термином в конъюнктурных целях  неизбежна.

  1. Измененные  состояния
 

     Ряд исследователей предполагали, что творческие люди производят продукты, находясь в  измененном состоянии сознания. Это  неверный подход, так как люди, производящие принципиально новые внесистемные продукты – это люди, обладающие вообще другим типом мышления. Безусловно, можно сказать, что они находятся в измененном состоянии сознания, но это только с точки зрения конвергентно или дивергентно ориентированного мышления. В рамках исследования творческих способностей можно выделить два экспериментальных направления:

       Первое направление:  исследователи старались ввести обычного человека в измененное состояние сознания и попробовать получить у него творческий продукт. В рамках этого направления не умевших рисовать людей вводили в состояние гипноза, и они выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. (к примеру, Райков А. Л.). Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов значительно улучшали своих результаты по рисованию и в состоянии бодрствования.

       Второе направление: исследователи старались ввести творческого человека в измененное состояние сознания. Например, американский физик-экспериментатор Роберт Вуд (1868 -1955 гг.), для того, чтобы сделать творческое открытие, решил прибегнуть к измененным состояниям сознания, к наркотикам. Накурившись опиума, впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что, пока он находился в одурманенном состоянии, ему в голову пришла гениальная, чрезвычайно глубокая и важная научная идея, но какая именно - начисто забыл, когда очнулся. Тогда Вуд решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести ускользнувшую мысль. И действительно, как только начало сказываться наркотическое действие опиума, забытая мысль не замедлила возникнуть в уме ученого. Чувствуя, что сознание вот-вот покинет его, Вуд сумел в последний момент сконцентрироваться, записать идею на бумажке, и впал в беспамятство. Очнувшись, он развернул бумажку и прочел: "Банан велик, а кожура еще больше..."

       С другой стороны, известно, что  многие произведения искусства  были созданы, когда их творцы  находились под наркотическим  воздействием. Творец может творить  и в трезвом уме, и под  опиатами, и находясь в гипнотическом  состоянии. Потому что его творчество  – это продукт его особого  мышления, которым он обладает  всегда, независимо от состояния.  Возможно вера в супер-эффект  от каких-либо веществ или гипноза,  продуктивно помогает в творческой  деятельности.

  1. Активизация перебора
 

     С 20-х годов прошлого столетия в  разных странах стали появляться методы активизации перебора вариантов решения задач, при их помощи активно велось исследование творчества и креативности. Один из наиболее распространенных методов такого рода - мозговой штурм. Поиски решения задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена любая критика, поощряются "дикие", фантастические предложения (чтобы по возможности устранить психологическую инерцию). На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.

  1. Морфологический анализ
 

       Суть его состоит в построении  таблиц, которые должны охватить  все мыслимые варианты. Например, требуется предложить новую упаковку  для изделий. Если на одной  оси записать, скажем, двадцать видов  материала (металл, дерево, картон  и т. д.), а на другой - двадцать  видов формы (сплошная жесткая  упаковка, сплошная гибкая упаковка, рейчатая упаковка, сетчатая и  т. д.), получится таблица, включающая 400 сочетаний, каждое из которых  соответствует одному варианту. Можно ввести и другие оси,  неограниченно наращивая число  полученных вариантов. А затем  в безграничном море этих вариантов  - в основном, "пустых" - необходимо  найти разумные идеи.

       Эти исследования, по сути, основаны  на парадигме «все что можно,  уже изобретено, открыто и появление  принципиального нового невозможно».  К сожалению, в данном направлении  исследований изначально делаются  формирующие прогнозы, экспериментатор  понимает, что именно он хочет  найти, и при исследовании происходит  сбор ожиданий, которые, разумеется, оправдываются (самооправдывающиеся  прогнозы). Особенно если формирующие  прогнозы директивны и учитывают  правило информационного захвата  пространства и парадокс свободы  выбора. Поэтому исследования творчества  в данном направлении малопродуктивны,  так как, по сути, мы не исследуем  общество, а производим стандарты  его распознавания, то есть  «мыльные пузыри».

Информация о работе Методы иследования творческого процесса