Методы иследования творческого процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества.

Содержание

1. Введение 3
2. Объективно-аналитический метод 3
3. Формирующий эксперимент 4
4. Самонаблюдение 5
5. Биографический метод 5
6. Контент-анализ 7
7. Сенсорное стимулирование 8
8. Арт-терапия 9
9. Измененные состояния 10
10. Активизация перебора 11
11. Морфологический анализ 12
12. Моделирующий эксперимент 12
13. Лонгитюдное исследование 13
14. Психогенетический эксперимент. 14
15. Констатирующий эксперимент 15
16. Заключение 16
17. Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат Матоды иследования творческого процесса.docx

— 47.88 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Методология  научных Исследований»

на  тему №10. «Методы  исследования творческого  процесса» 
 
 

     Выполнила:

     Савинова  Ю.А.     

            

     Проверил:

     Круглов Д.В.

                                                                                    

     …………………………..

                                                                                                                                         (оценка, дата) 

     ……………….

                                                                                                                                                              (подпись) 
 
 
 
 

 

Оглавление

1. Введение 3

2. Объективно-аналитический метод 3

3. Формирующий эксперимент 4

4. Самонаблюдение 5

5. Биографический метод 5

6. Контент-анализ 7

7. Сенсорное стимулирование 8

8. Арт-терапия 9

9. Измененные состояния 10

10. Активизация перебора 11

11. Морфологический анализ 12

12. Моделирующий эксперимент 12

13. Лонгитюдное исследование 13

14. Психогенетический эксперимент. 14

15. Констатирующий эксперимент 15

16. Заключение 16

17. Список используемой литературы 17

 

  1. Введение
 

     Перед исследованием важно определить мотив исследования, ответить на вопрос «Зачем исследовать творчество?».  Исследование должно всегда иметь какую-то рабочую цель.

     Например, если цель «исследовать творчество» - то это невозможно; а если цель «научиться находить в нашем социуме гениев, носителей творческого ритма», то это адекватная цель. Еще один пример того, как по разному могут быть сформулированы цели исследования творческого процесса: «доказать самому себе, что Вы творческий человек», или «самоактуализация или профессиональный рост». Вторая цель поставлена более правильно, чем вторая и начиная исследования с такой  целью можно добиться конкретных результатов.

     В  зависимости от поставленной цели экспериментатор  выбирает метод; исходя из того, как  он творчество понимает, так он и  старается его исследовать. Объект конкретного исследования диктует  метод, адекватный его изучению.

     В данном реферате будут рассмотрены большинство существующих методов исследования творческого процесса, а так же их недостатки и преимущества. 

  1. Объективно-аналитический метод
 

     Метод базируется на научных работах и  книге "Психология искусства" выдающегося советского ученого Л. С. Выготского.

     Метод  берет за основу не автора и не зрителя, а само произведение искусства. Общее его направление можно выразить формулой: от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов.

     Всякое  произведение искусства <...> рассматривается  как система раздражителей, сознательно  и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать  эстетическую реакцию. Анализируя структуру  раздражителей, мы воссоздаем структуру  реакции. <...> Воссоздаваемая таким  путем эстетическая реакция будет  совершенно безличной, т.е. она не будет  принадлежать никакому отдельному человеку и не будет отражать никакого индивидуального  психического процесса во всей его  конкретности. Это помогает установить природу эстетической реакции в  чистом виде, не смешивая ее со случайными процессами, которыми она обрастает  в индивидуальной психике.

     Этот  метод гарантирует достаточную  объективность получаемых результатов  и всей системы исследования, потому что исходит из изучения твердых, объективно существующих и учитываемых  фактов.

  1. Формирующий эксперимент
 

     Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это специфический исключительно  для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие  экспериментальной ситуации на испытуемого  должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

     Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой  квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических  методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

     В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного  качества (именно поэтому он еще  называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная  и контрольная. Участникам экспериментальной  группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной  группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой  для оценки полученных результатов.

     Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой  утверждается идея о первичности  деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как  испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства  и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

     Чаще  всего приверженцы этого подхода  проводят свои исследования на дошкольниках. Они считают, что чем старше становится ребенок, тем меньше возможности  реализовать формирующий эксперимент, контролировать жизнедеятельность  ученика в школе уже практически  невозможно. Стоит отметить, что исследования на дошкольниках, которые включают агрессивное воздействие на детей,  неэтичны. Только констатирующие эксперименты или наблюдение этически возможны.

  1. Самонаблюдение
 

     Самый древний, главный и проверенный, отвергаемый и все время используемый метод в психологии.

       «В русской литературе много  героев, размышляющих о тайне  воздействия искусства на человека. У И. А. Бунина есть рассказ  «Неизвестный друг». Это письма  женщины к писателю. Она не  знакома с ним, но любит его  книги. И задает ему вопросы:  что такое искусство, что такое  творческий дар, какие книги  он читает… Наконец, о секрете  влияния литературы на душу  читателя:  «…объясните, что это  такое, это чувство? И что  вообще испытывают люди, подвергаясь  воздействию искусства? Очарование  от человеческой умелости, силы? Возбужденное желание личного  счастья, которое всегда, всегда  живет в нас и особенно оживает  под влиянием чего-нибудь, действующего  чувственно, - музыки, стихов, какого-нибудь  образного воспоминания, какого-нибудь  запаха? Или же это радость  ощущения божественной прелести  человеческой души, которую открывают  нам немногие, подобные Вам, напоминающие, что она все-таки есть, эта божественная  прелесть? …что это значит? Может  быть, это значит: как всё-таки  прекрасна жизнь!» 

       Следовательно, мы выбираем книги.  И они рассказывают о нас,  не о писателе, а именно о  нас. Мы рассуждаем об искусстве.  И обнаруживаем свое понимание  жизни. Здесь все взаимосвязано  (Кузичева А. П. 1991). Рецепт творческого  долголетия – точность, порядок  и организация, по Зощенко.  Вообще-то любая психологическая  работа похожа на психологический  тренинг, когда клиент говорит  о том, что социально желательно, страстно умалчивая сокровенное.  С. Довлатов писал, что поэту  не дается литературный талант, а дается талант плохой жизни:  чем хуже жизнь, тем лучше  стихи. Мысль о нищенстве творца  чаще всего посещает творца-богача.

       Эта книга не творческий акт  – «Записки у изголовья». По  сути, мы не исследуем творчество  как таковое, мы исследуем сопутствующие  жизнь и качества некоторых  носителей. Парадоксально то, что  носителем творчества может быть  все что угодно. Не только человек,  индивидуальность, но и общество, группа, коллективный носитель, социальная  система, социальная система животных, природа, даже сам воздух.

  1. Биографический метод
 

     Биография художника должна быть адекватна  его творчеству. В.М.Аллахвердов  «Психология искуства» 

       «Литература формирует читателя. Но и читатель определяет уровень  литературы. Массовой литературы. Созданной по принятым «правилам». Удобным, покойным, желанным и такой литературе, и такому читателю.

     Зритель хочет развлечения, незатейливых, удобоваримых занимательных историй? Пожалуйста. Русскую сцену этого времени  заполнили водевили, фарсы, одноактовые  комедии с названиями «Аглицкая  система, или Поцелуй с горячим  самоваром», «Газета напутала», «Кто его без ножа режет», «Любовь отца на выдумки хитра», «Стрелы Амура» и т. д.

       Читатель хочет привычных, покойных  сюжетов с благополучными концами,  бурными страстями, необыкновенными  чувствами? Писатели сочиняют  такие романы, повести, рассказы. Штампы кочуют из сочинения  в сочинение. Привычные приемы, сюжеты, то есть рутина, шаблон, заполняют  страницы газет и журналов.

     Чехов рано восстал против такой литературы. В 1889 году он советует брату, литератору: «Памятуй, кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские  и всякие другие слезы давно уже  описаны…»  (Кузичева А. П. 1991).

       Первоначально в рамках биографического  метода ограничивались ретроспективным  описанием прошедших этапов жизни  человека или всего жизненного  пути исторического персонажа  прошлого. В дальнейшем стали  включать анализ актуальных и  предполагаемых в будущем событий  (будущая автобиография, управляемая  фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга  общения (дополнительные биографии,  линии отношений субъекта). В наше  время основываются на изучении  личности в контексте истории  и перспектив развития ее индивидуального  бытия и взаимоотношений со  значимыми другими, при этом  исследования направлены на реконструкцию  жизненных программ и сценариев  развития личности.

Информация о работе Методы иследования творческого процесса