Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:35, лекция
Юридическая психология возникла на стыке и психологии.
Психология – наука, изучающая закономерности и механизмы психологической деятельности людей.
1) Задачи, цель, предмет, система юридической психологии .
2) Методы юридической психологии.
3) Краткий исторический очерк развития юридической психологии.
Заслуга Фрейда.
- Фрейд впервые ввел понятие бессознательного, которое руководит нашей жизнью
-
Разработал метод лечения «
- Выявил защитные механизмы
- Использовал в работе гипноз
-
Выработал теорию
-
Дал психологии инструмент
В отличие от Фрейда считал, что поведение человека управляется не врожденными инстинктами, а социальными побуждениями, так как люди изначально социальные существа и врожденную сущность человека определяет не секс (Фрейд), а социальные интерес. Человек стремится занять определенную нишу в социальном обществе, для этого он намечает финальные цели , которые являются реальным стимулом активности человека и объясняют его поведение. Движет развитием человека механизм конфликта, который основан на чувстве собственной неполноценности. Это чувство возникает в связи с переживанием физической, социальной, психологической несостоятельности. По Адлеру, чувство неполноценности не патология, а механизм совершенствования человека. Неполноценность может быть искуственно преувеличена (избалованность ребенка или отвержение). Тогда возникает комплекс неполноценности или комплекс превосходства. В нормальных обстоятельствах чувство неполноценности – ведущая сила развития человека. Адлер выделил 3 вида страданий, которые человек испытывает в детстве. Они ведут к развитию комплекса неполноценности:
Цель жизни по Адлеру не получение удовольствия (Фрейд), а совершенствование себя. Человек хозяин своей судьбы.
Адлер ввел понятие жизненный стиль и креативное «я».
Ее работы : «наши внутренние конфликты», «невротическая личность нашего времени».
Механизм невроза.
Невроз возникает, если столкновение между желаниями (потребностями) и социальными требованиями не может быть разрешено мирным путем через выбор, убеждения, возможности.
Невротические потребности, которые всегда провоцируют внутренний конфликт: это потребности, которые не могут быть рационально разрешены, они никогда не удовлетворяются.
Вывод: названные 10 потребностей являются источниками развития внутренних конфликтов, которые ведут к неврозу.
Хорни объединила потребности людей в 3 типа социальной направленности:
Каждая из этих групп является базовой ориентацией по отношению человека к себе и к людям. Акцептуация на какой-то направленности является не нормой. Здоровый человек разрешает внутренние конфликты путем объединения всех этих 3-х ориентаций.
Хорни отмечает, что все эти названные проблемы связаны с развитием нереалистической концепцией «Я» (это мнение человека о себе) и попыткой жить в соответствии с ней.
Хорни
отмечает, что последствием этого
может быть развитие чувства презрения
к людям (к себе), болезненная зависимость
от других, жажда славы. Все конфликты
можно избежать, если с детства
ребенок находится в
P(потребности)->S(стимул)->R(
Поведение человека возникает чаще всего из положительного подкрепления. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать поведение человека. Эта формула лежит в основе обучения, управления, тренинговой работы. Чтобы данная формула работала важно определить потребности и подобрать стимул.
Согласно этой теории единица взаимодействия двух людей называется трансакцией. Берн разделил для анализа 3 состояния, которые доминируют в психике человека:
Конфликтная
ситуация возникает когда начинают
взаимодействовать люди с однотипной
психикой: родитель-родитель, ребенок-ребенок.
Только взаимодействие взрослый-взрослый
не вызывает конфликта, так как оно
нормировано, предполагает уважение, практически
отсутствуют яркие эмоции. Однако
это состояние является тяжелым
психологическим состоянием, не может
продолжаться долго. Возникает состояние
«дитя» (происходит эмоциональная разрядка)
или возникает состояние «
Вывод:
знание состояний человека позволяет
программировать его поведение
и управлять им.
{Темперамент – это врожденные способности человека, которые определяют динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональности, возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Характер – упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.
Личность
– это врожденная особенность мышления,
поведения, которая опр }
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Юридическая психология и личность исследуется с точки зрения социальных факторов. Остановимся на биологических факторах. Биологические факторы – это психические аномалии (психопатии), акцентуации характера, олигофрения (умственная отсталость, сексуальные перверзии – сексуальные извращения). Названные отклонения биологические сглаживаются на ровном социальном фоне. 40% нарушителей имеют психические аномалии.
Психопатия
(псюхе –душа, патия – болезнь) – душевная
болезнь. Бывает врожденной или развившейся
в ранние годы аномалией личности и высшей
нервной деятельности. Особенности психопата:
интеллект сохранен, нарушения – в эмоционально-волевой
сфере, что затрудняет социально-волевую
адаптацию. Длительное воздействие неблагоприятных
социальных факторов ведет к развитию
психопатии (ребенок проявляет 2 вида поведения:
робость, подавленность, неуверенность
или наоборот – агрессивный, взрывчатый,
импульсивный).
Информация о работе Методологические и исторические основы юридической психологии