Методологические и исторические основы юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:35, лекция

Описание работы

Юридическая психология возникла на стыке и психологии.
Психология – наука, изучающая закономерности и механизмы психологической деятельности людей.

Содержание

1) Задачи, цель, предмет, система юридической психологии .
2) Методы юридической психологии.
3) Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология.docx

— 44.93 Кб (Скачать)

   Правовые  знания должны перейти в ценностные установки, стать внутренним убеждением и закрепляться в поведении. Установка  – освобождает субъекта от необходимости  принимать решения, контролировать деятельность, которая протекает  в стандартной, ранее встречавшейся  ситуации.

   Нормы, законы, стандарты деятельности и первые юридические представления берутся  ребенком из сказок, приобретаются  в ролевых играх и формируют  примитивную, детскую, но собственную  правовую картину жизни.

  1. Важнейшими институтами правовой социализации личности является семья, школа, группа сверстников. Важнейший механизм в семье , передающий детям нормы права – это персонификация – нравственно-правовые нормы у ребенка персонифицированны в фигурах родителей. То есть родители являются образцами поведения, позже взрослые люди.

   Именно  так формируется характер, мировоззрение  и так далее. При негативном отношении  ребенка к родителям позже отвергаются не только они сами, но и вся система нравственно-правовых ценностей, заложенных во взрослых людях. Семья формирует базовое доверие миру. 

   ОБЩАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:

  1. Конфликты с родителями
  2. Трудности и неудачи в школе
  3. Контакты и сближение с деморализованными сверстниками

    Вина семьи:

  1. Если родители на словах демонстрируют одну норму, а в поступках – другую (лицемерие, ханженство и аморальные установки)
  2. Родители демонстрируют аморальные и анисоциальные образцы поведения
  3. Родители неудовлетворяют эмоциональные потребности ребенка в общении, нет эмоциональных, дружеских контактов, что затрудняет нормальный процесс социализации.

     Роли  родителя:

  • В детстве родитель воспринимался как защита, эмоциональное тепло, как распространитель благ.
  • Подростковый возраст – потребность в родителе как в советнике и товарище.
  1. Если родители применяют неправомерные методы воспитания, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка, подростка. Личность должна воспитываться через убеждение, пример и вовлечение в общую деятельность. Это позволит преодолеть жадность, эгоизм, недопущение обмана, что в дальнейшем является масками тревожности и страха.

   Семьи, которые  провоцируют детей на совершение правонарушений и преступлений с  глубокими дефектами правовой социализации называются неблагополучными. 

   ВИДЫ  НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ  СЕМЕЙ:

  1. Криминагенная семья, члены которой совершают преступление. В такой семье в 4-5 раз увеличивается вероятность совершения преступления.
  2. Аморальная семья, где родители и члены семьи ведут разгульный образ жизни, хронический алкоголизм, ссоры, скандалы. В результате дети чувствуют себя брошенными и ненужными, происходит отчуждение к родителям, пропадает привязанность и уважение к родителям, растет тревожность, подозрительность, развивается мрачный и озлобленный характер. Дети безнадзорны. Семья необеспечивает должного интеллектуального, эмоционального развития; формируются психопатические черты характера, которые порожадют повышенную чувствительность и душевную ранимость. В итоге они изолируются, ищут товарищей на стороне.
 
 

ЛЕКЦИЯ  №4

  1. Проблемная семья – вид неблагополучной семьи, где оба родителя имеют работу, средний или высокий достаток, родители нацелены на карьеру, соперничество между родителями, конфликтыю В семье нарушается процесс социального контроля, дети предпочитают быть на улице в компании, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Неполная семья (мама; папа; опекун)

Проблемы неполной семьи:

  1. Сложность социализации детей и подростков.
  2. Дети испытывают эмоциональный дискомфорт, возникают переживание, зависть, эмоциональный голод.
  3. Чувство собственной неполноценности и ущербности.
  4. У детей и подростков развивается повышенный интерес к своим переживаниям «роль жертвы», дети глухи к переживаниям взрослых.
  5. Ненависть к человеку, который оставил семью.

   Наиболее  эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, которые воспитываются  без отца, так как нет образца  социальной роли (мужа, самого отца, брата, сына). В этих семьях происходит феминизация  мальчика:

   А) происходит в дальнейшем эксплуатация женщины.

   Б) демонстративное  проявление мускулинности в поведении (драчливость, грубость, агрессивность).

   Развод  родителей крайне тяжело переносится  подростками, но необходим в случае алкоголизации. В семье чувство  отчужденности, ненужности. Такой подросток  ищет понимание в компании, чаще всего криминальной. В проблемных семьях 2 дефекта:

  • Отсутствие нужного социального контроля.
  • Ослабление эмоциональных связей подростка и родителей.
  1. Псевдоблагополучная семья – это семья, применяющая неправильные методы воспитания: используют неодобряемые формы социального контроля, которые основываются на физическом насилии. В этой семье кто-то из родителей имеет деспотический характер. Психологический вред семьи – дети обманывают, не вступают в контакт. Физиологический вред – наказания не создают условия для ребенка и подростка для формирования «идеального Я» (существует идеальное, ральное и фактическое «Я»).

Частое физическое наказание вызывает состояние фрустрации (фрустрация от лат. обман, расстройство – психическое состояние, которое  выражается в подавленности, заторможенности  реакций, переживании состояния  страха), что вызывает агрессивные  реакции, которые закрепляются в  поведении и проявляются в  любой конфликтной , фрустрирующей  ситуации; наносит ущерб самооценке личности ребенка, развивается болезненное, легкоранимое самолюби на ряду с отсутствием  отзывчивости, сочувствия и сопереживания  другим людям. Страх наказания вызывает детскую ложь, затем трусость и жестокость. 

ДЕФЕКТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЕ.

     Школа может не только сгладить, но и исправить  ошибки семейного воспитания, усилить  стойкость ребят к антиобщественным влияниям и остановить процесс деморализации  личности подростка, который начался  в семье. У детей слабо выражена социальная роль учащегося, нередко  сформированны расстройства нервной  системы, которые вызывают задержку психического и интеллектуального  развития. 

     ЛЕКЦИЯ  №5. 

     Ребенок из неблагополучной семьи имеет  ряд расстройств нервной системы, которые вызывают задержку психического и интеллектуального развития. Учителя  нередко применяют к «трудному  ребенку» метод социального контроля, который называется «стигмация», то есть наложение социальных санкций. Стигмация – сложный процесс социального взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками через девальвацию (обесценивание) индивида, снижение его социального статуса. Стигмация увеличивает отрицательные признаки человека и затмевает положительные черты личности.

     Стигмация ведет к тому, что в средней  школе «неудачный человек» изолируется  и отвергается школьной средой. Порвав социальные позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая  большим количеством свободного времени «трудные» организуют свой досуг на основе «гедонических» потребностей (пьянство, наркомания, сексуальная  распущенность и так далее). «Трудные»  организуют группу, в которой они  себя уже не чувствуют отверженными, изолированными, неполноценными. Ассоциальная, уличная компания удовлетворяет  базовые потребности в общении  и завоевывании статуса. В этой группе отсутствуют  элементарные культурные запросы. «Трудные» на этом этапе  становятся правонарушителями, а затем  преступниками.

  1. Неформальные, стихийные группы сверстников выполняют важную роль в их развитии, удовлетворяют базовые потребности их личности: 1) безопасность (защищенность); 2) в снятии (разрядке) нервнопсихического напряжения; 3) в понимании, сочувствии, сопереживании (подростки требуют глубокого эмпатического общения, глубокого сопереживательного); 4) ощущение своей нужности другому; 5) самостоятельности, независимости, автономии от взрослых (свой язык, свои традиции); 6) в положительной оценке и уважении со стороны сверстников, личный статус;  7) приобретение социального статуса, признания, популярности; 8) получение новой информации; 9) в достижении эмоциональной комфортности.

Особенности досуговой  группы:

  1. Все подростковые группы склонны противопоставлять себя всему миру, взрослым.
  2. Поведение носит демонстративный характер.
  3. Используются для противопоставления взрослым особенная одежда, юношеское … (язык нелитературный), либо слова заимствованные из блатного лексикона.
  4. Свой язые выполняет функцию «свой-чужой» и упрочивает групповую солидарность.
  5. Из-за разрыва между ценностями, принятыми в группе и общепринятыми ценностями в мире наруается приемственность поколений и передача социального опыта старших.
  6. Эта группа ребят чаще всего выходит из под социального контроля старших и может перерасти в асоциальную.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОЙ  ГРУППЫ НА ОСНОВЕ ДОСУГОВОЙ

  1. Подростков объединяет негативное отношение к учебе, недисциплинированность, девиантное поведение, в группе нет вожака. Группа может быть большой.
  2. Уменьшается численность группы, появляется вожак – «уже бывалый», группа стабилизируется, традиционно аморальные поступки как норма.
  3. Группа начинает жить по своим законам, которые оправдывают ассоциальное поведение, становится криминогенной, разлагающе действующей  на всех членов группы. Все это неизбежно приводит к деградации личности подростка. Дефекты правовой социализации могут стать необратимыми.
 

ПСИХОЛОГИЯ  ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ.

  1. Основные подходы к исследованию личности в психологии
    1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.
    2. Индивидуальная теория А.Адлера.
    3. Теория внутренних конфликтов человека (Корен Хорни).
    4. Поведенческая теория – бихевиаризм (Джон Уотсон).
    5. Трансактный анализ (Эрик Перн).
  2. Агрессивность и агрессивное поведение.
  3. Понятие о характере, акцентуация характера, темперамент (самостоятельное изучение) «основы психологии» (А.Д. Столяренко).
  4. Проблема личности является одной из центральных проблем в юридической психологии. Личность имеет определенную структуру, включающую способность, темперамент, мотивацию, характер, волевые качества, социальные установки и потребности . При анализе личности мы исходим из того, что это социальный индивид, объект общественных отношений, деятельности, общения. При анализе личности важно выявить, какие человек имеет искаженные базисные основания восприятия себя, мира, общества, что заставляет его искаженно воспринимать и оценивать ситуации, испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать. Анализ производится с изучения детства человека.
    1. Психологическая теория личности З.Фрейда (1856-1939).

   Фрейд пришел к выводу, что главным источником разнообразных психических расстройств  человека является конфликт между сознательным (то,что осознает) и безсознательным (то, что не осознает, но влияет на его  жизнь), конфликт между инстинктивными потребностями, влечениями человека и требованиями, моральными и правовыми нормами. Безсознательное нередко управляет поведением человека и лежит в основе немотивированных преступлений.

   Структура личности по Фрейду:

  1. Сознание
  2. Предсознание - то, что он может вспомнить
  3. Безсознательное

   Сознание  охватывает малый % информации, предсознание – это доступная   память, безсознательное -  хранилище инстинктов, эмоций воспоминаний.

   Психика человека состоит из 3-х уровней:

  1. «Ид» (оно) – руководит этим пространством врожденные инстинкты, принцип удовольствия.
  2. «Я» (эго) – руководит сознание, формируется под влиянием общества, принцип реальности.
  3. « Сверх Я» (суперэго) – эта область формируется к 5 годам, это совесть.

   Между «оно»  и «сверх Я» постоянно идет война, конфликт, потому что безсознательное  пытается прорваться в сознательное. Прорывается через: описки, анекдоты, оговорки. 
 

   ЛЕКЦИЯ  №6. 

   Суперэго (совесть) не пускает инстинкты в область «Х», энергия этих инстинктов сублимируется (переход, перевоплощение) в другие формы деятельности человека, приемлемые обществом (труд и общественная активность, искусство, творчество, а также проявляется в снах, описках, обмолвках, шутках и так далее). Сублимация – это преобразование энергии подавляемых и запретных желаний. Если эта энергия не находит выхода, то у человека возникают неврозы, тоска, психические болезни, истерики.

   Фрейд и  механизмы психологической защиты.

   Фрейд ввел понятие механизм психологической  защиты. Эти механизмы (Боли ?) позволяют  человеку уйти от угрожающей реальности, без сознательно защищая психику. Механизмы позволяют восстанавливаться психике после травмы (потеря близких людей, болезни). Защитный механизм искажает реальность, является средством самообмана.

   Виды  механизмов:

  1. Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недовзоленных желаний, мыслей, чувств, переживаний, которые реально могут стать источником болезни (язва желудка, головные боли, астма, сердечные болезни, гипертония, артриты). Вытеснение переживается в виде бурных аффектов и необъяснимых поступков.
  2. Отрицание – отрицание события как «неправды», хотя факт на самом деле был.
  3. Инверсия или противодействие – подмена действия, мысли, чувства на противоположное.
  4. Проекция – безсознательная попытка избавиться от навящевого желания, идеи, приписав другому лицу свои негативные личностные характеристики.
  5. Замещение – передача раздражения другим, обычно агрессия идет вовне, на кого-то , реже – на самого себя и может перейти к суициду (подавленность, осуждение самого себя).
  6. Изоляция – отделение угрожающей ситуации от своего «Я», что ведет к раздвоению личности.
  7. Регрессия – самый ранний способ и примитивный подавить в себе раздражение.

Информация о работе Методологические и исторические основы юридической психологии