Методологические и исторические основы юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:35, лекция

Описание работы

Юридическая психология возникла на стыке и психологии.
Психология – наука, изучающая закономерности и механизмы психологической деятельности людей.

Содержание

1) Задачи, цель, предмет, система юридической психологии .
2) Методы юридической психологии.
3) Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

Работа содержит 1 файл

Юридическая психология.docx

— 44.93 Кб (Скачать)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

      План:

  1. Задачи, цель, предмет, система юридической психологии .
  2. Методы юридической психологии.
  3. Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

     Юридическая психология возникла на стыке и психологии.

     Психология  – наука, изучающая закономерности и механизмы психологической  деятельности людей.

     Термин  введен в 16 веке.

     Психология  изучает психику – свойства головного  мозга, обеспечив человеку способность  отражать воздействие предметов  и реального мира, на этой основе строить свое поведение, действие, поступки.

     Взаимодействие. Поведение, общение, деятельность зависят  от:

  1. Возраста
  2. Социального слоя
  3. Гены
  4. Образов
  5. Воспитания
  6. Религия
  7. Национальность
  8. Пол
  9. Здоровье
  10. Мотивы, потребности
 

     Предмет юридической психологии – психика  отдельного человека. Изучаются процессы в его психике ; внимание, восприятие, память, речь, мышление; свойства (характер, темперамент, способности), состояния (активность, усталость) и является предметом психологии коллектива (взаимодействие, мнения внутри, настроения, традиции).

     Основные  разделы юридической  психологии.

  1. Методологический – предмет, задача, история психолого-юридической науки.
  2. Правовая психология – психологические аспекты правовой специализации личности и дефекты правовой социализации.
  3. Криминальная психология – изучает психологические особенности личности преступника, мотив преступного поведения (насильственная, корыстная преступность, преступления несовершеннолетних, психология преступных групп).
  4. Следственно-оперативная психология – психологические аспекты раскрытия и расследования преступления.
  5. Судебная психология изучает психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
  6. Психологическая исправительная деятельность – изучает психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и их ресоциализацию и реадаптацию.
 

Цель  юридической психологии и российской юриспруденции:  пенитенциарная ( от лат. «наказание»).

Основные  принципы юридической  психологии.

      Они разработаны философией, общей психологией  и юридической науками:

  1. Принцип детерминизма – внешнее воздействие на человека преломляясь через его психику вызывает определенное психическое состояние, которое задает его дальнейшее поведение.
  2. Принцип единства сознания и деятельности . Сознание – это та действительность, которая осмысливается человеком, образует внутренний план деятельности, ее программу и оказывает формирующее воздействие на сознание.
  3. Принцип развития; психика человека рассматривается не как застывшее, статичное явление,  а как изменяющееся под влиянием различных факторов.
  4. Принцип личностного подхода к оценке психологических явлений, поступков, действий, то есть человек рассматривается с позиции целостной личности, учитывается его психический склад (характер, мотивы, ценности и так далее).

(Лудоманы – компьютерная зависимость). 

МЕТОДЫ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 

      Последние исследования в области пенитенциарной (исправительной) психологии показали, что суровость наказания определяется не его содержанием, а восприятием  наказания со стороны наказуемого. Система наказания должна соотноситься с основными ценностями общества и ценностями, которые имеют значение для наказуемого.

      Методы  юридической психологии соответствуют  общепсихологическим. Используются 2 главных: наблюдение (системное, целенаправленное восприятие человека, позволяющее сделать вывод о его индивидуальных особенностях) и эксперимент. Предметом наблюдения являются качество личности, черты характера, отношения, способности, навыки и привычки поведения. Этот метод позволяет изучить человека в развитии независимо от его желания. 

ВИДЫ  НАБЛЮДЕНИЯ:

  1. Непосредственное наблюдение – изучение осуществляется лицом, которое впоследствии делает выводы по результатам (следователь, воспитатель ИТУ судья).
  2. При опосредованном наблюдении соответствующие сведения получают от других лиц, которые провели эти наблюдения, то есть протоколы допросов, заключения экспертов.
  3. Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны, в котором наблюдатель является посторонним человеком для группы или человека.
  4. Включенное наблюдение – исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника (не более месяца – достоверное).

   Метод эксперимента имеет несколько видов. Он направлен для изучения психологических явлений в созданных для этого условиях. Выделяют лабораторный и…

Лабораторный исполняется  при проведении судебно-психологической экспертизы «Стенка Розелла».

      Естественный  эксперимент проводится так, что его участники воспринимают происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные условия и подвергается объективной фиксации.

      Законодательный эксперимент  в течение определенного временеи опробируются какие-либо новации, предложения в одной территории («пилотная») страны, и положительные результаты распространяются по всей территории страны.

      Формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профсоюзной подготовке исполняется в ИТУ. С помощью этого метода осужденным прививаются навыки к труду, новые взгляды, отношение к обществу, формируется социально пригодное поведение.

      Асоциативный  эксперимент. Метод разработал английский психолог Пильтон, а дальше развил Карл Юнг (ученик и последователь Фрейда).

      Суть: испытуемому предлагается на каждое слово, которое произносит психолог, ответить словом-ассоциация. Во всех случаях  учитывалось время реакции. В  обычных условиях, если слово не значимо, испытуемый быстро дает ассоциацию. Если слово значимо, идет эмоциональное, аффективное воспоминание, что вызывает эмоциональную реакцию и тормозится эмоциональный процесс (или другое, несвязное слово). Метод ассоциативного эксперимента явился прообразом современного определителя лжи (полиграфа), который  используется в судебной практике (особенно в США).

      Кроме этих методов, широко используется познавательная беседа (технология допроса):

  1. Подготовка к беседе (план, цель, аргументация, место); цель – расположить к  себе собеседника, тактика беседы (установление контакта, открытые жесты) открытый вопрос и закрытый вопрос, с вопросоительным местоимением «почему, как» предполагает развернутый ответ, предполагается «да» или «нет», начинается с личного местоимения и затем глагол.

     Познавательная  беседа не более 40 минут. Изучается  потребности, мотивы поведения, особенности  эмоциональной сферы, уровень развития интеллекта, черты характера, коммуникативные качества.

     Биографический  метод – используется биографический опросник, который разработал французский профессор Оттоленги (семье, службе и так далее). Используется метод обобщения независимых характеристик. Цель – собрать из независимых источников данных о человеке.

           Особое место занимают тесты.

     В юридической  психологии применяются проективные (аффективные) тесты.Распространенный тест Рормака – метод клякс. Тест тематической аперцепции (Мэррей)  тест Розенцвейга (направлен на выявление  скрытой агрессии).

     Существует  тест, изучающий правосознание Мира Элопеца.

     MMPI содержит, направлен на самооценку человека, выявляет склонности к давиациям.

     Опросник  Айзенка определяет тип темперамента, уровень замкнутости и так  далее. 

     Следователь.

     Личные  качества.

     Аналитический склад ума, эрудированность, способность  аргументировать и отстаивать свое мнение, гибкость мышления, оперативность  в принятии решения, преданность  делу, неподкупность, крепкая психика.

     Профессиограмма – это многоуровневая система, которая  представляет все основные стороны  деятельности, а также выявляет личностные качества и профессиональные навыки, которые используются в деятельности.

     1)Коммуникативность  – аналитический склад ума

     2)Поисковая  – наблюдательность, любознательность

     3)Удостовериться  – пунктуальность

     4)Реконструктивная  – мышление, воображение 

     ПРАВОВАЯ  СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 

      План:

  1. Правовая социализация личности и ее технология .
  2. Дефекты правовой социализации личности:
  • В семье
  • В школе
  1. Неформальные (досуговые) группы подростков, их влияние на социализацию, правосознание и поведение личности.
 
  1. Правовая социализация личности наиболее успешно должна проводиться  с 15 до 25 лет ( с 3-х лет человек  овладевает нравственными нормами). К сожалению, нравственная социализация не у всех идет успешно, так как 1/3 – родители, 1/3 – общество, 1/3 –  сам человек.

   Социализация  – это усвоение человеком правовой культуры (правовая социализация), социальных ценностей, выраженных предшествующими и существующими поколениями людей, которые воплощены в предметной и духовной деятельности.

   Основы  правовой социализации закладываются  в семье.

   Социологи выявили несколько типов поведения  людей по отношению к правовым нормам:

  1. Конформисты (подчиняются правовым нормам):
  • Конформисты с легалистким поведением (уважительное отношение к праву, даже если они сами считают их ошибочными).
  • Конформисты с оппортунистским поведением (человек считает, что выполнение норм выгодно, целесообразно).
  • Конформисты с типом принудительного поведения (характеризуется соотношением норм права, но не является личной мотивацией целей, а реализуется под давлением официальной системой контроля общественным мнением).
  1. Нонконформисты  (люди с отклоненным поведением).

   Нонкомформисты характеризуются общим состоянием безответственности и аномии (неуважение основных неравноправно-правовых норм общества; нормы общества считают необязательными для себя; относятся негативно, равнодушно, хотя все нормы закона знают).

   Вопросами правовой социализации личности занимается раздел юридической психологии –  «правовая психология».

   3 способа  усвоения правовой культуры:

  1. Предметный (человек в процессе деятельности взаимодействует с другими лицами и усваивает соответствующий образ действий и шаблон поведения).
  2. Традиционный способ (человек наблюдает за действиями людей в различных ситуациях и усваивает соответствующий способ поведения, наблюдая со стороны).
  3. Рациональный (человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из чтьения книг, обучения).

   Цель правовой социализации – формирование у личности правосознания через правовую инфор-сть, оценку правовой деятельности, развития мотивации правомерного поведения. Именно правосознание мотивирует и  регулирует поведение человека, оберегает  его от вовлеченности в ассоциальные группы. Правосознание является элементом  сознания личности и включает в себя 3 компонента:

   А) познавательный (не гарантирует правомерное поведение)

   Б) эмоциональный (человек не только знает закон, но и положительно его оценивает, не всегда гарантирует правомерное  поведение)

   В) поведенческий (эмоционально-волевой – готовность человека к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимое отношение  к их нарушению).

Информация о работе Методологические и исторические основы юридической психологии