Методологические аспекты изучения личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, доклад

Описание работы

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Работа содержит 1 файл

Методологические аспекты изучения личности ребенка.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

Анкета «Определение воспитательских  умений у родителей детей с  отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)

  В анкете «Определение  воспитательских умений у родителей  детей с отклонениями в развитии»  содержатся вопросы, которые позволяют  определить способности родителей  как воспитателей своего ребенка.

Изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка  с отклонениями в развитии

Методика «Лесенка для  родителей» (B. B. Ткачева)

 Для того чтобы составить  представление об иерархии жизненных  ценностей родителя и месте  в ней проблемного ребенка,  мы разработали методику «Лесенка  для родителей». Эта методика  представляет собой адаптированный  вариант известной методики «Лесенка»  Т. Д. Марцинковской (1997). Методика  «Лесенка для родителей» позволяет  определить личные, жизненные ориентиры  каждого из супругов. Она включает  два этапа. На первом этапе  родитель дает оценку своим  личностным качествам, распределяя  черты характера по принципу  доминирования. На втором этапе  родитель оценивает факторы, определяющие  стабильность семьи.Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева)

 Адаптированный Тематический  апперцептивный тест — это  модифицированный нами Тематический  апперцептивный тест (ТАТ) X. Моргана,  Г. Мюррея. Основным содержанием диагностической процедуры TAT является интерпретация картин, предъявляемых испытуемым (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000).

      

3).Беседа-интервью и другие  дополнительные методы

 В качестве дополнительного  метода используется беседа-интервью. Упорядоченное интервью или беседа  — это один из основных методов  психологического консультирования  и диагностики. По форме интервью  может быть:

свободным, когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы.

  В свою очередь,  беседа-интервью может быть использована  как в диагностических целях,  так и для осуществления психокоррекции. Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями больных детей является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемых, избирается внутренний мир последних. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации субъекта с целью создания для него альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». В качестве диагностического метода беседа используется при изучении как взрослых, так и детей.

       Как часть  диагностической процедуры беседа  включается в процесс консультирования  семьи. Проведение беседы строится  в несколько этапов. В соответствии  с известными методическими рекомендациями (И. Ю. Левченко, 2000; Возрастно-психологический  подход в консультировании детей  и подростков, 2002) в беседе выделяется  несколько этапов.

       Во вступительной  части беседы-интервью устанавливаются  доверительные отношения с ребенком  и его близкими, затем определяется  перечень проблем, которые их  волнуют. В основной части беседы, проводимой с ребенком или  с его родителями, обсуждаются  заявленные проблемы.

       В завершающей  части беседы предполагается  наличие изменений или проявление  тенденции к изменению ценностных  ориентаций родителя по отношению  к больному ребенку. Поэтому  процесс интервью направляется  на то, чтобы при обсуждении  особо значимых для родителя  тем изменять его отношение  к ним. С целью достижения  последнего акценты переставляются  таким образом, чтобы родитель  под руководством психолога как  бы сам менял свой подход  к обсуждаемому вопросу.

       Беседа с ребенком, как правило, направляется на выявление уровня сформированности его представлений об окружающем мире, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, интересов, включая межличностные связи и социальные контакты. В процессе беседы формулируется предварительный, гипотетический диагноз ребенка, который затем подтверждается, уточняется или опровергается в ходе дальнейшего его психолого-педагогического изучения.

Схема психологического изучения семьиСхема психологического изучения семьи имеет три раздела. Первый раздел включает общие сведения о  семье. Второй направлен на определение  психологического типа родителей и  избранной ими модели воспитания в семье. Третий позволяет изучить  психологические особенности ребенка  и детско-родительские отношения.


Информация о работе Методологические аспекты изучения личности ребенка