Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, доклад
К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:
Объективное
изучение предмета
Экспериментальные методики
Изучение психологических
характеристик детей с
стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;
надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых;
валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), т. е. соответствия методики измеряемому свойству.
Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты. При изучении проблем родителей и других членов семьи рекомендуется использовать личностные опросники.
Личностные опросники охватывают спектр проблем, которые характеризуют кардинальные черты личности — психические свойства индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Личностные опросники (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 2000, с. 225) включают следующие виды:
опросники черт личности,
типологические опросники,
опросники мотивов,
опросники интересов,
опросники ценностей,
опросники установок.
Проективные
методики — это методики, которые
позволяют, опосредствованно
Для изучения эмоционально-
Методика Р. Жиля «Le Test-Film» в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребенка» (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По данным авторов адаптированного варианта методики, она может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4—5 до 11—12 лет. Наш опыт свидетельствует о том, что эту методику можно использовать при изучении детей с задержкой психического развития с 6—7 лет, а при изучении детей с легкой степенью умственной отсталости — с 9 лет. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе.
В качестве
.Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)
Методика «Лесенка...» используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997 Вариант методики «Лесенка для детей» используется с целью определения оценки ребенком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребенок («С кем тебе чаще приходится общаться?»), определяет степень его близости с окружающими людьми. Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений. Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.
CAT (Children’s Apperception Test) — Детский апперцептивный тест
В отдельных случаях, с целью дополнения информации об испытуемых, используется методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком для обследования детей в возрасте от трех до десяти лет (Тесты детской апперцепции, 2000). С помощью этой методики оценивается уровень тревожности детей и особенности их взаимоотношений со значимым социальным окружением. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.
Анкета «Оценка
эмоциональной и
С целью изучения эмоционально-личностных
и коммуникативно-
Анкета
позволяет раскрыть
Особенности
личности и эмоциональных
Изучение личностных особенностей родителей
С целью определения
характера реакций родителей
на сложившуюся психогенную
В связи
с этим задачи этого вида
диагностической деятельности
оценку интеллектуальных,
эмоциональных и
определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии;
анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;
определение модели семейного воспитания;
изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.
Для реализации поставленных задач могут быть использованы следующие методики.С М О Л (С М И Л) — M M P I
Стандартизированный
многофакторный метод
Методика
СМИЛ — русскоязычный вариант
MMPI — получила широкое
СМОЛ (Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) является русскоязычным адаптированным и стандартизированным вариантом методики Mini-Mult. Эта методика представляет собой сокращенную форму MMPI и содержит 71 утверждение. СМОЛ является объективным психодиагностическим инструментом, обеспечивающим многофакторную оценку психических состояний, особенностей личности, социально-психологических и других характеристик обследуемых лиц.
Клинико-психологические методы
С целью углубления
и расширения полученных
методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);
тест М. Люшера.
Основная цель применения
клинико-психолого-
Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
Данная методика разработана
в 1974 г. сотрудниками отдела
медицинской психологии
Методика
определения уровня
Цветовой тест М.
Люшера (Лучшие психологические тесты,
1992), относящийся также к клинико-психолого-
Тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)
«Семейная социограмма» — проективный рисуночный тест (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). Эта методика позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм. Затем вводится инструкция с просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Изучение
воспитательских позиций
.Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер)
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», или АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, 1996; Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, 2003), в двух вариантах — детском и подростковом — предназначен для изучения стиля семейного воспитания и определения причин его нарушений.
Эта методика
позволяет раскрыть способы,
Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Эта методика ориентирована
на изучение родительской
.Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)
Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики — американские психологи E. C. Шефер и Р. К. Белл.
Методика
включает 115 утверждений, касающихся
воспитания детей и семейной
жизни. Все утверждения
Информация о работе Методологические аспекты изучения личности ребенка