Методологические аспекты изучения личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, доклад

Описание работы

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Работа содержит 1 файл

Методологические аспекты изучения личности ребенка.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

      Объективное  изучение предмета психологического  исследования осуществляется с  помощью экспериментальных стандартизированных  и проективных методик.

Экспериментальные методики

 Изучение психологических  характеристик детей с отклонениями  в развитии и личностных особенностей  их родителей осуществляется  путем использования специальных  методик личностной диагностики:  опросников и проективных методик. В этих же целях применяются некоторые клинико-психолого-диагностические методики.       Применение стандартизированных методик требует использования следующих критериев: жесткой регламентации процедуры, т. е. точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства психолога в деятельность испытуемого;

стандартизации  единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;

надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном  и повторном применении теста  на одних и тех же испытуемых;

валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), т. е. соответствия методики измеряемому свойству.

  Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты. При изучении проблем родителей и других членов семьи рекомендуется использовать личностные опросники.

       Личностные  опросники охватывают спектр проблем, которые характеризуют кардинальные черты личности — психические свойства индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Личностные опросники (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 2000, с. 225) включают следующие виды:

       опросники черт личности,

       типологические  опросники,

       опросники мотивов,

       опросники интересов,

       опросники ценностей,

       опросники установок.

       Проективные  методики — это методики, которые  позволяют, опосредствованно моделируя  некоторые жизненные ситуации  и отношения, исследовать свойства  личности, выступающие прямо или  в виде различных установок,  таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Проективные  методики (лат. projectio — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, предметам) свойств, присущих самому индивиду.Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, его отношения к родителям и социуму

  Для изучения эмоционально-личностной  сферы детей, их взаимоотношений  с родителями и другими субъектами  внешнего мира используются разнообразные  проективные методики.Методика «Фильм-тест» Р. Жиля

  Методика Р. Жиля  «Le Test-Film» в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребенка» (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По данным авторов адаптированного варианта методики, она может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4—5 до 11—12 лет. Наш опыт свидетельствует о том, что эту методику можно использовать при изучении детей с задержкой психического развития с 6—7 лет, а при изучении детей с легкой степенью умственной отсталости — с 9 лет. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе.

   В качестве психодиагностических  методик используются следующие  рисуночные тесты: «Рисунок человека»,  «Несуществующее животное», «Рисунок  семьи», «Дом, дерево, человек». Эти  методики применяются при обследовании  детей в возрасте от 4—5 лет  (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется «Кинетическим рисунком семьи».

  

.Методика «Лесенка для  детей» (B. B.Ткачева)

 Методика «Лесенка...» используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997       Вариант методики «Лесенка для детей» используется с целью определения оценки ребенком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребенок («С кем тебе чаще приходится общаться?»), определяет степень его близости с окружающими людьми. Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений. Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.

     CAT (Children’s Apperception Test) — Детский апперцептивный тест

 В отдельных случаях, с целью дополнения информации об испытуемых, используется методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком для обследования детей в возрасте от трех до десяти лет (Тесты детской апперцепции, 2000). С помощью этой методики оценивается уровень тревожности детей и особенности их взаимоотношений со значимым социальным окружением. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.

Анкета «Оценка  эмоциональной и коммуникативно-поведенческой  сферы детей с тяжелыми нарушениями  развития» (B. B. Ткачева)

С целью изучения эмоционально-личностных и коммуникативно-поведенческих  особенностей детей-инвалидов (детей  с умственной отсталостью в тяжелой  степени, детей с выраженными  нарушениями двигательной сферы, аутичных детей) нами была разработана и апробирована анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития».

       Анкета  позволяет раскрыть особенности  контакта между детьми с тяжелыми  отклонениями в развитии и  значимыми для них взрослыми,  а также дает возможность определить  перспективы развития ребенка  по ряду параметров.

       Особенности  личности и эмоциональных контактов  детей изучаются с помощью  9 шкал. Оценка результатов осуществляется  простым подсчетом баллов. При  выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или  тяжелых двигательных расстройствах  квалификация результатов деятельности  ребенка осуществляется исходя  из доступных его психофизическим  возможностям заданий. Анкета  заполняется специалистом (педагогом,  психологом) и является его эмпирической  оценкой особенностей развития  эмоционально-личностной сферы ребенка.

 

Изучение личностных особенностей родителей

 С целью определения  характера реакций родителей  на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с  недостатками в развитии) используются  методики, направленные на изучение  их психических свойств.

       В связи  с этим задачи этого вида  диагностической деятельности включают: исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных  свойств, характеристик адаптационных  механизмов, способности переносить длительный стресс;

определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности  к неврозу, психопатии;

анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

установление  типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

определение модели семейного воспитания;

изучение  динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

 Для реализации поставленных  задач могут быть использованы  следующие методики.С М О Л (С М И Л) — M M P I

 Стандартизированный  многофакторный метод исследования  личности СМОЛ (СМИЛ) является модифицированным  вариантом теста MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Он был разработан в 1942—1949 гг. американскими учеными Дж. Маккинли и С. Хатэуем с целью профессионального отбора летчиков. В своей основе данная методика имеет статистически достоверную математическую базу.

       Методика  СМИЛ — русскоязычный вариант  MMPI — получила широкое распространение  в нашей стране (Ф. Б. Березин, 1976; Л. Н. Собчик, 1990).

       СМОЛ (Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) является русскоязычным адаптированным и стандартизированным вариантом методики Mini-Mult. Эта методика представляет собой сокращенную форму MMPI и содержит 71 утверждение. СМОЛ является объективным психодиагностическим инструментом, обеспечивающим многофакторную оценку психических состояний, особенностей личности, социально-психологических и других характеристик обследуемых лиц.

                         Клинико-психологические методы

 С целью углубления  и расширения полученных данных  о личностных особенностях родителей  в исследовании также используются:

методика определения  уровня невротизации и психопатизации (УНП);

тест М. Люшера.

 Основная цель применения  клинико-психолого-диагностических методов — определение лиц, предрасположенных к нервно-психическим расстройствам, т. е. лиц группы риска.

Методика определения  уровня невротизации и психопатизации (УНП)

 Данная методика разработана  в 1974 г. сотрудниками отдела  медицинской психологии Ленинградского  научно-исследовательского психоневрологического  института им. В. М. Бехтерева.

       Методика  определения уровня невротизации  и психопатизации (УНП) является надежным и валидным инструментом, предназначенным для первичной диагностики пограничных форм невроза и психопатии. Она служит для выявления на предварительном (доврачебном) этапе лиц группы риска, предрасположенных к той или иной форме нервно-психической патологии.Тест М. Люшера

  Цветовой тест М.  Люшера (Лучшие психологические тесты, 1992), относящийся также к клинико-психолого-диагностическим методикам, предназначен для изучения эмоциональных характеристик отношений человека к значимым для него людям и определяет как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. Тест М. Люшера базируется на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношения человека к самому себе и к значимым лицам отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить достаточно глубокие частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

Тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)

  «Семейная социограмма» — проективный рисуночный тест (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). Эта методика позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм. Затем вводится инструкция с просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга;

величина  кружков;

расположение  кружков относительно друг друга;

дистанция между  ними.

       Изучение  воспитательских позиций родителей  осуществляется с помощью стандартизированных  методик и разработанной нами  анкеты

.Методика «Анализ семейных  взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер)

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений», или АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, 1996; Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, 2003), в двух вариантах — детском и подростковом — предназначен для изучения стиля семейного воспитания и определения причин его нарушений.

       Эта методика  позволяет раскрыть способы, которыми  пользуются родители при воспитании  ребенка, а также определить  модель воспитания. В том случае  если эта модель способствует  возникновению или развитию патологических  изменений личности ребенка, методика  дает возможность определить  причины, вызывающие данный тип  воспитания. Таким образом, с помощью данной методики можно найти ответ на вопрос, почему родители воспитывают ребенка именно таким образом.

Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)

  Эта методика ориентирована  на изучение родительской позиции  матери или отца к своему  ребенку. Методика включает пять  шкал: «Принятие — отвержение»,  «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная  гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова, 2004). Оценочные характеристики каждой из шкал могут быть соотнесены с параметрами, выделяемыми в методиках АСВ и PARI

.Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)

  Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (Лучшие психологические тесты, 1992). Авторы методики — американские психологи E. C. Шефер и Р. К. Белл.

       Методика  включает 115 утверждений, касающихся  воспитания детей и семейной  жизни. Все утверждения соответствующим  образом ранжированы в 23 шкалы,  каждая из которых содержит 5 вопросов. Методика позволяет оценить: особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни; специфику родительско-детских отношений.

Информация о работе Методологические аспекты изучения личности ребенка