Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, доклад
К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:
Методологические аспекты изучения личности ребенка
К числу важнейших
-Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь..
-Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.
-Принцип детерминизма означает, что любое социально-психологическое явление порождено целым комплексом объективных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.
-Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. ---
-Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.
-Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности.
-Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
-Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.
Основным способом реализации теоретических представлений, методологических принципов и подходов на практике выступает метод исследования.
Метод исследования — общий путь научного познания, способ, с помощью которого исследователь получает необходимую научную информацию. Конкретное воплощение метода на практике в соответствии с целью исследования называется методикой. То есть, методика — это целенаправленное использование метода, применительно к предмету исследования.
В отечественной психологии выделяют четыре группы общенаучных методов (по Б.Г. Ананьеву), которые позволяют получать необходимую информацию о развитии личности ребенка с теми или иными жизненными ограничениями.
К первой группе относят организационные методы. С их помощью решаются вопросы, связанные с определением объекта, специфики, полноты, длительности и других организационных сторон проведения исследования. В нее входят:
1. Сравнительный метод.
При определении объекта
2. Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.
3. Комплексный метод. При
организации изучения одного
и того же ребенка могут
быть подключены специалисты
разных профилей: врачи, социальные
работники, психологи,
Ко второй группе относят
эмпирические методы. С их помощью
получают необходимую информацию о
психическом и личностном развитии
конкретного ребенка или
— методы наблюдения и самонаблюдения;
— экспериментальные методы (лабораторный, естественный констатирующий, обучающий, развивающий эксперименты);
— психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, социометрия, беседа);
— анализ продуктов деятельности ребенка;
— биографические методы (анализ жизненного пути ребенка, изучение медицинской документации о нем и др.)
Третья группа — методы обработки данных. В нее входят:
— количественный (статистический) метод;
— качественный (анализ материала, дифференциация его по группам и т. д.)
Четвертая группа — интерпретационные методы. В их числе:
— генетический метод ('анализируется полученная информация в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.);
— структурный метод (устанавливаются
структурные связи, причинно-следственные
отношения между всеми
В ходе изучения личностного развития ребенка с ограниченными возможностями следует также исходить из того, что процесс социальной реабилитации и изучение ребенка должны опираться не на разрозненные принципы психолого-педагогического воздействия, а на целостное представление о системных взаимосвязях личностных свойств, в которых фиксируется эффект отражения действительности психическими процессами. То есть изучать ребенка и реализовывать на практике полученные данные исследований необходимо на основе системного подхода.
Организационные подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Получение информации о состоянии
и развитии ребенка с ограниченными
возможностями может
В ходе реализации научно-исследовательской задачи результаты исследований используются в следующих целях:
— выявления и обоснования
общих закономерностей и
— определения условий, обеспечивающих наибольший эффект развития психики и личности ребенка;
— выявление возможностей учета дефекта развития, индивидуальных и возрастных особенностей в практике социальной реабилитации;
— поиска наиболее оптимальных
взаимоотношений между
— определения социально-
Решение практических задач
изучения ребенка тесно связано
с задачами психологической диагностики.
В ходе ее реализации предполагается
получение своевременной
• установления обратной связи и контроля за развитием личности ребенка;
• определения уровня психического и личностного развития;
• оценки результативности предпринимаемых воспитательных и социально-реабилитационных воздействий;
• (прогнозирования) особенностей развития ребенка на ближайшую и дальнюю перспективы;
• разработки программы социализации, развития и коррекции личностных качеств с учетом данных социально-психологического обследования ребенка.
Изучение ребенка предполагает оказание ему конкретной помощи. Поэтому диагностическая работа теснейшим образом связана с развивающей и коррекционной работой. Она является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком в различных направлениях его жизнедеятельности.
Источник: Акатов Л.И. «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы»
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы
Технологии психологического изучения семьи
В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).
Психологическое
изучение семей требует
С целью
получения объективных
Диагностический
инструментарий, в качестве которого
применяются указанные
-избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;
-с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
-получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии
На начальном
этапе в качестве одного из
основных методов применяется
психолого-педагогическое
-в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
-наблюдение реализуется непрерывно;
-запись проводится избирательно.
Научное
наблюдение осуществляется в
соответствии с целями
Психолого-педагогическое
наблюдение за эмоционально-
В процессе
психолого-педагогического
стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
стремление ребенка к контакту со сверстниками;
стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);
характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Психолого-педагогическое
наблюдение за родителями
Наблюдение
за родителями и опекунами
детей осуществляется по
стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
форма и характер взаимодействия с ребенком;
форма и характер взаимодействия с другими лицами;
особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);
особенности
использования разнообразных
выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).
При изучении
семей, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии, с помощью
метода наблюдения оцениваются
эмоционально-личностные
Информация о работе Методологические аспекты изучения личности ребенка