Методологические аспекты изучения личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, доклад

Описание работы

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Работа содержит 1 файл

Методологические аспекты изучения личности ребенка.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

Методологические аспекты  изучения личности ребенка

К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических  особенностей личности ребенка с  ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

-Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь..

-Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.

-Принцип детерминизма означает, что любое социально-психологическое явление порождено целым комплексом объективных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.

-Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. --- 

-Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

-Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности.

-Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

-Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.

Основным способом реализации теоретических представлений, методологических принципов и подходов на практике выступает метод исследования.

Метод исследования — общий  путь научного познания, способ, с помощью  которого исследователь получает необходимую  научную информацию. Конкретное воплощение метода на практике в соответствии с целью исследования называется методикой. То есть, методика — это  целенаправленное использование метода, применительно к предмету исследования.

В отечественной психологии выделяют четыре группы общенаучных  методов (по Б.Г. Ананьеву), которые позволяют  получать необходимую информацию о  развитии личности ребенка с теми или иными жизненными ограничениями.

К первой группе относят организационные  методы. С их помощью решаются вопросы, связанные с определением объекта, специфики, полноты, длительности и  других организационных сторон проведения исследования. В нее входят:

1. Сравнительный метод.  При определении объекта исследования  сопоставляются различные группы  детей по возрасту, по состоянию  здоровья, специфике заболеваний,  первичных и вторичных нарушений  и т. д. В социально-реабилитационной  практике сравнительный метод  выступает в виде метода возрастных  или поперечных срезов. Данный  метод применяется с целью  выявления динамики психического  или личностного развития ребенка,  путем сопоставления полученных  в одно и то же время результатов  в группах детей разных возрастов.

2. Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.

3. Комплексный метод. При  организации изучения одного  и того же ребенка могут  быть подключены специалисты  разных профилей: врачи, социальные  работники, психологи, коррекционные  педагоги и другие. Исследования  такого рода позволяют установить  более полную картину психического, соматического и личностного  развития ребенка.

Ко второй группе относят  эмпирические методы. С их помощью  получают необходимую информацию о  психическом и личностном развитии конкретного ребенка или изучаемом  явлении. К ним относят:

— методы наблюдения и самонаблюдения;

— экспериментальные методы (лабораторный, естественный констатирующий, обучающий, развивающий эксперименты);

— психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, социометрия, беседа);

— анализ продуктов деятельности ребенка;

— биографические методы (анализ жизненного пути ребенка, изучение медицинской  документации о нем и др.)

Третья группа — методы обработки данных. В нее входят:

— количественный (статистический) метод;

— качественный (анализ материала, дифференциация его по группам и  т. д.)

Четвертая группа — интерпретационные  методы. В их числе:

— генетический метод ('анализируется  полученная информация в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.);

— структурный метод (устанавливаются  структурные связи, причинно-следственные отношения между всеми характеристиками личности.)

В ходе изучения личностного  развития ребенка с ограниченными  возможностями следует также  исходить из того, что процесс социальной реабилитации и изучение ребенка  должны опираться не на разрозненные принципы психолого-педагогического  воздействия, а на целостное представление  о системных взаимосвязях личностных свойств, в которых фиксируется  эффект отражения действительности психическими процессами. То есть изучать  ребенка и реализовывать на практике полученные данные исследований необходимо на основе системного подхода.

Организационные подходы к изучению личности ребенка с ограниченными  возможностями здоровья

Получение информации о состоянии  и развитии ребенка с ограниченными  возможностями может преследовать решение двух задач: научно-исследовательской  и практической.

 

В ходе реализации научно-исследовательской  задачи результаты исследований используются в следующих целях:

— выявления и обоснования  общих закономерностей и особенностей развития личности ребенка в условиях организованного социально-реабилитационного  процесса;

— определения условий, обеспечивающих наибольший эффект развития психики  и личности ребенка;

— выявление возможностей учета дефекта развития, индивидуальных и возрастных особенностей в практике социальной реабилитации;

— поиска наиболее оптимальных  взаимоотношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком, а также между детьми в системе  межличностных отношений;

— определения социально-психологических  особенностей социально-реабилитационной деятельности и личности специалиста  по социальной реабилитации и др.

Решение практических задач  изучения ребенка тесно связано  с задачами психологической диагностики. В ходе ее реализации предполагается получение своевременной объективной  информации с целью:

• установления обратной связи  и контроля за развитием личности ребенка;

• определения уровня психического и личностного развития;

• оценки результативности предпринимаемых воспитательных и  социально-реабилитационных воздействий;

• (прогнозирования) особенностей развития ребенка на ближайшую и  дальнюю перспективы;

• разработки программы социализации, развития и коррекции личностных качеств с учетом данных социально-психологического обследования ребенка.

Изучение ребенка предполагает оказание ему конкретной помощи. Поэтому  диагностическая работа теснейшим  образом связана с развивающей  и коррекционной работой. Она  является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком в различных направлениях его жизнедеятельности.

Источник: Акатов Л.И. «Социальная  реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья. Психологические  основы»

 

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления  и методы диагностической работы

Технологии психологического изучения семьи

 В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).

       Психологическое  изучение семей требует привлечения  достаточного числа диагностических  методик в рамках того или  иного метода. В силу этой причины,  а также в связи с диагностическими  задачами исследования используются  как стандартизированные, так  и нестандартизированные методики.

       С целью  получения объективных результатов  при изучении семейных проблем  отбираются методики, соответствующие  изучаемым параметрам, а также  принципам валидности и надежности.

       Диагностический  инструментарий, в качестве которого  применяются указанные методики, строится на следующих принципах: 

-избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;

-с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;

-получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии

      На начальном  этапе в качестве одного из  основных методов применяется  психолого-педагогическое наблюдение. Основные принципы этого метода заключаются в следующем:

-в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;

-наблюдение реализуется непрерывно;

-запись проводится избирательно.

      Научное  наблюдение осуществляется в  соответствии с целями исследования  путем отбора нужных фактов, регистрации  и записи результатов. 

   Психолого-педагогическое  наблюдение за эмоционально-личностными  особенностями детей с отклонениями  в развитии

      В процессе  психолого-педагогического наблюдения  за детьми с отклонениями в  развитии учитываются следующие  параметры их коммуникативно-поведенческой,  эмоционально-волевой и личностной  сфер: стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);

стремление  ребенка к контакту с братьями и сестрами;

стремление  ребенка к контакту со сверстниками;

стремление  ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);

характер  взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении  контакта);

преимущественная  форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);

ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у  ребенка;

наличие паралингвистических  средств общения: жестов, мимики, поз  и др.;

особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);

особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);

особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);

характер  и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);

наличие переживания  дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и  др.).

     Психолого-педагогическое  наблюдение за родителями детей  с отклонениями в развитии (лицами, их заменяющими)

 

 

      Наблюдение  за родителями и опекунами  детей осуществляется по нескольким  параметрам. Учитываются: стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами  семьи;

форма и характер взаимодействия с ребенком;

форма и характер взаимодействия с другими лицами;

особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие  и др.);

особенности применения паралингвистических средств  общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров  чтения и др.) для общения с  ребенком;

выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный  контакт, т. е. через кого-то).

      При изучении  семей, воспитывающих детей с  отклонениями в развитии, с помощью  метода наблюдения оцениваются  эмоционально-личностные особенности  детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические  характеристики их родителей.  На основании наблюдаемых личностных  реакций, тональности разговора,  вибрации (дрожания) голоса и других  особенностей, наиболее значимых  в повседневном общении, подтверждаются  данные о характерологических  изменениях личности, поведенческих  реакциях, полученные путем использования  формализованных методик.Эксперимент

Информация о работе Методологические аспекты изучения личности ребенка