Методики изучения структуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является:
Рассмотреть методики использования личностных опросников для изучения структуры личности и ее психологических качеств.
Задачами нашей работы является:
Изучить факторный и типологический подходы исследования личности и понять чем они отличаются. Рассмотреть полное структурное описание личности в методиках MMPI, 16 PF, ПДО А.Е. Личко.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1.Типологический и факторный подход исследования личности….
Глава 2. Методика MMPI…………………………………………………….
Глава 3. Методика 16 PF Р опросник Р. Б. Кеттелла………………………
Глава 4. . ПДО А. Е. Личко………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат псих практикум .ЗБС-31 МЕЛЬНИК Н.С.docx

— 59.67 Кб (Скачать)

 

План

Введение……………………………………………………………………….

 Глава 1.Типологический и факторный подход исследования личности….

 Глава 2. Методика MMPI…………………………………………………….

 Глава 3. Методика 16 PF Р опросник Р. Б. Кеттелла………………………  

 Глава 4. . ПДО А. Е. Личко………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список   литературы…………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Проблема личности  и ее исследование в психологии выступает  как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Представленная мною работа, посвящена  методам исследования структуры личности.   Данная тема очень актуальна в наше время, поскольку   человек как личность не изучен  до конца, и интерес к этой теме  со стороны современной  науки постоянно  возрастает. Исследование личности включает подробное описание тех аспектов поведения, которые представляют интерес для исследователя, а также интерпретации его открытий. Исследование личности значительно более подробны, чем эксперименты или наблюдения, и дают исследователю гораздо более глубокое представление о природе личности. Человек и его личность исследуется как единое целое, как индивидуальность. Ведь очевидно, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения.    Психологическое изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об ее свойствах и классифицировать различия между людьми для решения практических задач.

  Целью  работы  является:

 Рассмотреть методики использования личностных опросников  для изучения  структуры личности и  ее  психологических качеств. 

 Задачами нашей работы  является:

Изучить факторный и типологический подходы исследования личности и  понять чем они отличаются. Рассмотреть полное структурное описание личности  в   методиках MMPI, 16 PF, ПДО А.Е. Личко.

  Глава 1.Типологический  и факторный подходы исследования    личности.

 

   Типологический и факторный подходы имеют своим предметом одну и ту же область, однако, существуют и развиваются отдельно, слабо взаимодействуя при решении конкретных психологических проблем.

     При типологическом подходе тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

 Типологические теории личности:

Немецкий психолог  Эдуард Шпрангер(1882-1963) в 1922 году предложил следующую типологию личностей:

  1. Теоретический человек: страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению.
  2. Экономический человек: мотив полезности, достижений в деятельности.
  3. Эстетический человек: собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе.
  4. Социальный человек: социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам.
  5. Политический человек : власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей .
  6. Религиозный человек: переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом.

    Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов(1849-1936) выделил три    типа личностей:

  1. Художественный: преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности.
  2. Мыслительный: преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления.
  3. Смешанный: средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем.

В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:

  1. эктоморфный тип - высокие и худые люди, являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами.
  2. мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми.
  3. эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.

     Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг ( 1875 - 1961) разделил типы людей по следующим характеристикам.

  1. Экстраверты – люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны. Эти люди  чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).
  2. Интроверты - "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).
  3. Мыслительный тип (логический) - стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. 
  4. Эмоциональный тип (этический) — выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или непринятие», приход к определенному решению в соответствии с чувствами, при учете того, как оно повлияет на других людей и взаимоотношения с ними. 
  5. Сенсорный  (ощущающий) тип - присуще восприятие событий как реальности, как чувственного опыта (ощущения, восприятие).
  6. Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом.
  7. Рациональный тип  - человек решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему выбрано именно это.

     Немецкий психолог   Эрнст Кречмер описал два типа личности: шизотимический и циклотимический.  В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам:

1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения:  гипоманический, синтонный, флегматичный.

2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции: гиперэстетический, шизотимический, анестетический.

3.Вязкий темперамент, на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

 

    Факторные теории личности  стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических  исследованиях факторные теории были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных  различий личности. Наибольшей популярностью пользуются факторные теории разработанные Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Теория Р.Б.Кеттелла.

     Личность Кеттелл описывал как совокупность черт, позволяющую предсказать действия человека в данной ситуации. В структуре личности он предполагал наличие поверхностных и исходных черт (поверхностные – открытые, внешние переменные, сопутствующие поведенческим актам; исходные – стабильные глубокие черты, обеспечивающие основу). Конечным результатом такого солидного исследования явился “16факторный личностный Опросник ,который мы рассмотрим  подробнее в  третей главе.

Теория Г.Ю.Айзенка.

  Айзенк  разработал концепцию, из которой следует, что элементы личности располагаются иерархически.

Четырехуровневая иерархическая система организации поведения:

  1. Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности.
  2. Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются.
  3. Третий уровень – Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения».
  4. Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или супер факторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.

      В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или супер фактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Р) . Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Точно так же фактор N включает в себя невротизм на одном полюсе и стабильность – на другом, а фактор Р содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «Супер-Я». Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

     Айзенк установил четыре критерия для идентификации факторов:

1.психометрический –   естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым.

2.генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели.

3.смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.

4.социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение  к социальным явлениям таким как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

 Теория Дж.П.Гилфорда.

     Аналитические исследования черт личности являются, по мнению Гилфорда,  единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в том числе в области интеллекта и креативности. Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (обеспечение активности). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. В области способностей Гилфорд создал факторную модель “структуры интеллекта”.Пользуясь своим факторно- аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника “Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману”.

 

Глава 2 .Методика MMPI.

 

  MMPI- Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности теста в различных странах мира. Использование методики MMPI в моделях построения эффективной производственной деятельности имеет ряд весомых преимуществ:

  Вопросы, представленные в методике, отражают картину самочувствия обследуемого , его привычки, особенности поведения, отношение его к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных отношений,  направленность  интересов,  уровень активности и настроения и т.п. Методика MMPI основана  на  изучении личностных черт и качеств, личностных состояний,  имеющих природу стабильно проявляющихся поведенческих особенностей.

Оценочные шкалы MMPI

    Как и в любой методике, в методике MMPI существует ряд правил, выход за рамки которых превращает результаты тестирования в недостоверные.

    Методика MMPI является наиболее защищенной от попыток реципиентов по тем, или иным причинам сознательно исказить результаты (представить себя в ином виде). Функциями оценочных шкал и является, наряду с выявлением факторной значимости ответов реципиента в сравнении со средне нормативными данными (процедура перевода «сырых» баллов в Т-баллы факторных шкал)  определение уровня и природы таких искажений.

    Оценочные шкалы или шкалы достоверности, помимо определения надежности данных, полученных в результате тестирования, определяют установки реципиентов на процесс тестирования, их отношение к методике, к диагносту, к результатам самого процесса.

 Клинические  шкалы MMPI:

 

  1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;
  2. Шкала депрессии (D) — предназначена для диагностики степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии (Hy) — введена для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на выявление социопатического типа личности;
  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — создана для оценки степени идентификации обследуемого с гендером мужчины или женщины;
  6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается склонность обследуемого к развитию фобий, навязчивым действиям и мыслям (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень соответствия обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика уровня «близости» интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, включена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Информация о работе Методики изучения структуры личности