Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 00:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить принципы методики проведения под-вижных игр в разных возрастных группах.
В соответствии с обозначенными целями стоит ряд задач:
1. Выявить правила по подбору игр;
2. Рассмотреть игры, проводимые в режиме дня;
3. Изучить принципы подготовки к играм;
4. Проанализировать руководство подвижной игрой;
5. Определить критерии индивидуального подхода к детям при проведении игр;
6. Рассмотреть возможные варианты при повторении и усложнении подвижных игр и упражнений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Подбор игр…………………………………………………………...4
2. Подвижные игры в режиме дня…………………………………….6
3. Подготовка к игре………………………………………………….10
4. Руководство подвижной игрой……………………………………12
5. Индивидуальный подход к детям при проведении игр………….16
6. Повторение и усложнение подвижных игр и упражнений……...20
Заключе-ние………………………………………………………………..24
Список литерату-ры……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

К-р.Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Важным  условием, вызывающим у малышей интерес  к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.

     Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений.

     Однако  малыши еще недостаточно владеют  своим телом и не могут точно  выполнить движение, предложенное воспитателем. Не следует настойчиво указывать ребенку на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением.

     Воспитатель должен быть очень тактичным с  малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

     В процессе подвижной игры воспитатель  следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

     5. Индивидуальный подход к детям при проведении игр

     Индивидуальный  подход к каждому ребенку во время  игр и упражнений является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.

     Подвижность детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают еще необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и однообразны. Они не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, не умеют пользоваться разными игрушками. Воспитатель должен постоянно иметь в виду таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и поручения. Некоторые дети в возрасте 2 лет с интересом наблюдают за играющими, переживают их удачи и неудачи, но сами предпочитают не включаться в игру. Воспитатель старается подобрать каждому такому ребенку интересное задание, упражнение, которое он захотел бы выполнить самостоятельно на виду у всех детей. Только после долгой индивидуальной работы удается привлечь ребенка к совместным играм.

     В то же время в любой группе детского сада всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов двигательной деятельности. Такие беспорядочные, нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает, становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка зачастую передается и другим детям. Подражая ему, они тоже вовлекаются в беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить, например, кому-нибудь из детей пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Малыши быстро отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение организованного воспитателем игрового задания - одни как исполнители, другие как зрители.

     Но  не надо думать, что педагог должен беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок второго и третьего года жизни испытывает свои способности и возможности в каждом новом, доступном ему движении. Повторение такого движения, являясь для него своеобразной игрой, доставляет ему большое удовольствие.

     Для ребенка этого возраста характерно, что его деятельность зачастую определяют окружающие его предметы. Обнаружив, например, что стул или ящик с кубиками можно передвигать с места на место, малыш сейчас же начинает толкать этот стул или ящик, радуясь тому, что он двигается. Подобные проявления вполне естественны для младших дошкольников, и не следует их постоянно пресекать. Надо следить лишь за тем, чтоб интерес к таким однообразным действиям не овладел ребенком на слишком большой срок.

     Хотя  у детей третьего года жизни и  развиваются интенсивно навыки общения  со сверстниками, ребенок этого возраста, как правило, любит играть один, не ищет себе партнера, а двигательные задания с удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Педагог должен время от времени заниматься индивидуально с каждым ребенком, развивая его движения. Особенно это важно для детей застенчивых.

     После 2,5 лет все более возрастает самостоятельность  ребенка в выполнении игровых заданий. Его начинает занимать результат своих действий. «Я сам» - это выражение прочно входит в словарь малыша. Там, где это безопасно, надо дать ему возможность проявить свои силы, излишне не опекать его, приучать к преодолению трудностей.

     Дети 3 лет с удовольствием включаются в организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в детском саду.

     Дети, недавно пришедшие в детский  сад из семьи, как правило, и в  этом возрасте часто робки, не умеют действовать в коллективе сверстников, отличаются более низкой физической подготовленностью. Поведение таких детей в подвижных играх на первых порах характеризуется тем, что они начинают движение не одновременно со всеми, в ходе игры часто останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие. Малыши боятся быть пойманными, поэтому стараются не отходить далеко от условного домика, гнездышка, держатся напряженно, настороженно, боясь пропустить сигнал, часто возвращаются в домик, не дождавшись сигнала. Движения их неловки, некоординированны. Отмеченные особенности поведения говорят о недостаточном жизненном опыте детей, в том числе и двигательном. Естественно, что их двигательная активность в подвижных играх гораздо ниже, чем у детей, посещавших ранее детские учреждения. Однако это характерно для них лишь в первые месяцы, пока они осваиваются в коллективе, привыкают к режиму детского сада, набираются сил и двигательного опыта. Постепенно, по мере адаптации, во второй половине учебного года двигательная активность детей, пришедших из семьи, повышается и выравнивается с двигательной активностью других детей. К этим детям в начале года при проведении подвижных игр воспитатель должен проявлять больше внимания, побуждать их к активной деятельности, подбадривать. Педагог привлекает детей, более опытных, к тому, чтобы они помогали малышам, затрудняющимся в выполнении заданий, были бы внимательны к ним во время игры, старались бы не толкать их, оказывали им помощь в нахождении своего места, в выполнении правил и т. п.

     В этом возрасте отмечается и обратное явление. У некоторых детей двигательная активность в подвижных играх в начале года довольно высока, а к концу года наблюдается некоторое ее снижение. Это происходит с детьми несколько более старшими по возрасту и более подготовленными. Такие дети очень активны в начале года, охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, играют с интересом. Во второй половине года, когда они владеют более сложными движениями, умеют кататься на велосипеде, сами организовывают игры, не всегда охотно откликаются на предложение поиграть в подвижную игру.

     Воспитателю следует учитывать интересы детей. Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной  активности, инициативы, а, наоборот, ведет  к их снижению. Дети, включившиеся в  игру по настоянию воспитателя, часто  отвлекаются, смотрят на оставленные ими игрушки; движения их в этих случаях вялы, не энергичны, они безразличны к сюжету, правилам, ходу игры и при первой же возможности стараются выйти из нее. При таких условиях подвижная игра, конечно, не может оказать должного влияния ни на развитие двигательной сферы ребенка, ни на его воспитание. Двигательную активность детей, не участвующих в общей игре, можно компенсировать за счет организации малогрупповых игр и игровых упражнений в другое, более удобное для этого время.

     6. Повторение и усложнение подвижных игр и упражнений

     Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.

     Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова вернуться к повторению разучиваемой игры.

     Воспитательная  и образовательная сторона подвижных  игр усилится, если при повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными  путями. Игру можно усложнить, немного  изменив правила, повысив требования к их выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер. Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет воспитатель.

     Особенно  важно немного изменять игры при  их повторении в группах детей четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире, поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют интерес.

     Создание  вариантов подвижных игр для  детей четвертого года жизни возможно за счет некоторых изменений условий  проведения их, внесения дополнений в  двигательные задания. Например, при повторении подвижных игр «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот» можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п. Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их характер.

     Внесение  в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.

     При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.

     В процессе игры физическая нагрузка постоянно  изменяется. Структура игр, их правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или упражнения за одно проведение.

     При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм. Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность), выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут быть проведены от 4 до 6 раз подряд.

     Повторение  одной и той же игры в течение  года должно проходить в разных условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо шире использовать природные условия. Это также способствует повышению эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.

     Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах