Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 00:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить принципы методики проведения под-вижных игр в разных возрастных группах.
В соответствии с обозначенными целями стоит ряд задач:
1. Выявить правила по подбору игр;
2. Рассмотреть игры, проводимые в режиме дня;
3. Изучить принципы подготовки к играм;
4. Проанализировать руководство подвижной игрой;
5. Определить критерии индивидуального подхода к детям при проведении игр;
6. Рассмотреть возможные варианты при повторении и усложнении подвижных игр и упражнений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Подбор игр…………………………………………………………...4
2. Подвижные игры в режиме дня…………………………………….6
3. Подготовка к игре………………………………………………….10
4. Руководство подвижной игрой……………………………………12
5. Индивидуальный подход к детям при проведении игр………….16
6. Повторение и усложнение подвижных игр и упражнений……...20
Заключе-ние………………………………………………………………..24
Список литерату-ры……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

К-р.Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Если  детский сад выезжает на дачу или  расположен поблизости от леса, парка, лужайки, то при проведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке. Малыши учатся ловко пробегать между деревьями, проходить по узкой тропинке, взбираться на пеньки, сходить с них, перешагивать невысокие препятствия. Двигательный опыт детей обогащается, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

     Подвижные игры обязательно включаются в занятия  физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

     В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: «Воробушки и кот» (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди флажок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).

     Со  второй младшей группой (четвертый  год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними - подвижные игры.

     При менее благоприятной погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

     3. Подготовка к игре

     Подготовка  к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя  с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

     Хорошее знание практического материала  позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями  детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

     Второй  момент - это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.

     Третий  момент подготовка непосредственно  перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

     При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.

     Важное  значение имеет одежда и обувь  играющих. Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед  игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше времени, чем сама игра.

     При проведении подвижных игр на участке в холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.

     Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.).

     Маленьких детей, особенно третьего года жизни, необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели. Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и правил игры или игрового упражнения.

     Для детей четвертого года жизни также  очень важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить  игра. Иногда бывает необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями, которым они будут подражать. Предварительная подготовка детей к выполнению заданий в игре или игровых упражнениях может проводиться в течение нескольких дней или накануне игры.

     Непосредственно перед началом игры малышей можно  привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий.

     4. Руководство подвижной игрой

     При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач: 1) развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться; 2) приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

     Выполнение  этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

     Для развития личности ребенка третьего года жизни еще сохраняется та огромная роль постоянных контактов ребенка со взрослыми, которая так ярко проявляется на предшествующих этапах развития. В раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано лишь в совместной деятельности со взрослыми. К 2-3 годам отношения между взрослым и ребенком развиваются, изменяются, усложняются. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.

     В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая роль.

     Очень важно, чтобы воспитатель был  в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

     Подвижные игры, подготовка к ним имеют большое  значение для развития общения детей: выполнение движений, заданий старшими является примером для малышей, важным условием их активизации; в то же время старшие привыкают помогать малышам, заботиться о них. Дети 2,5-3 лет очень отзывчивы и с большей готовностью оказывают помощь маленьким. Но эта отзывчивость проявляется в том случае, если воспитатель вовремя тактично укажет ребенку, что нужно помочь товарищу, напомнит, как нужно себя вести.

     При организации подвижных игр, как  в первой, так и во второй младшей группах в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые дети не хотят принимать участия в общей игре. Чаще всего это дети, которые недавно пришли в детский сад и еще недостаточно освоились в коллективе. Они стоят в сторонке, смотрят, как играют другие, и при этом эмоционально выражают свое отношение к происходящему: улыбаются, хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя на месте. Воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в игре с первых дней; постепенно освоившись, они сами будут включаться в игры и с удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, они и хотели бы поиграть, но побаиваются. Таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать, спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении воспитателя такие дети через несколько дней становятся активными участниками подвижных игр.

     Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

     Объяснение  сюжетных игр детям младшего дошкольного  возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка  яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое эмоционально-образное преподнесение содержания, сюжета игры, лишенное дидактизма, свойственного объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и отвечающее конкретному характеру мышления и восприятия детей, проходит очень непринужденно и помогает малышу лучше представить игровую ситуацию, войти в образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа движения.

     Объяснение  подвижной игры детям младшего дошкольного  возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом  и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу «Солнышко!» все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки», - и поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. Дети постарше, из второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.

     При объяснении игры воспитатель использует довольно большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает речь детей. Дети, даже самые маленькие, не принимающие активного участия в игре, всегда с большим вниманием прислушиваются к словам воспитателя.

     Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такие пояснения, своеобразное подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного результата в выполнении движения. Постоянное словесное общение со взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображения.

Информация о работе Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах