Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа
Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия.
Введение………………………………………………………………....1
Методика проведения лекций……………………………………….....3
Методика проведения семинара…………………………………….…9
Методика проведения практического занятия………………………16
Список использованной литературы…………………………………25
4) развитие
диагностических умений в
Содержание
программы СПТ составляется с
учетом трудностей в
Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник тренинга получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.
Групповая дискуссия выполняет в ходе тренинга ряд важных функций, являясь универсальным психологическим инструментом для формирования адекватного образа проблемы, его коррекции и, в конечном счете, изменения социальных установок, ценностных ориентации и стереотипов общения.
Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получил метод деловой игры и метод ролевой игры. Данные методы являются наиболее эффективными и предпочитаемыми в тренинговой группе студентов. В деловой игре основное внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебной деятельности. В ролевой игре предметом освоения «в лицах» выступают закономерности межличностного общения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и психологические механизмы, влияющие на выбор участниками СПТ конкретного способа разрешения конфликта. По сути, ролевая игра-это та же групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому участнику предлагается исполнить роль в соответствии с его собственными представлениями о характере и манере поведения персонажа, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей - экспертов, которым предстоит обсудить, кто был достоверней, чья линия поведения была более адекватной, кто был убедительней. После разыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного (например, реализованного в игровой форме способа разрешения конфликта). Цель этого обсуждения - сделать понятными каждому члену группы СПТ взаимоотношения героев ролевой игры, мотивы их поведения, установки и нормы, которым они следуют, особенности их характеров. То есть в ходе обсуждения анализируются точность и адекватность восприятия участниками игры ситуации конфликтного взаимодействия, уместность и адекватность избранных ими способов его разрешения, чем создаются предпосылки для соответствующей их коррекции.
Структурно программу тренинга можно разделить на три части: первая часть - вводная (установочно-ориентировочная), вторая часть
-формирующая (развивающая), третья
- итоговая (проективная).
В методическом плане тренинг в рамках данной программы строится как синтез теоретического и эмпирического, основанного на опыте обучения самих студентов. Наиболее оптимальным можно считать такое соотношение между этими частями социально-психологического тренинга, при котором 25% общего времени занятия отводится на теоретическую часть, а 75% - на практическую.
Процесс
проведения тренинговых занятий
представляет собой особым образом
организованное взаимодействие объединенных
в группу людей, которое направляется
и контролируется ведущим (руководителем)
СПТ. Суть усилий руководителя тренинга
состоит в том, чтобы его участники
посредством анализа своей
С
точки зрения времени
1. «Установочная» (целевая) фаза начинается с первого общения ведущего с членами группы по поводу предстоящего цикла занятий по программе СПТ. В ходе первой встречи сообщаются цели и задачи, стоящие перед участниками, вырабатываются правила группового поведения, обсуждаются процедурные и методические аспекты, задается позитивная мотивация к данной форме работы, разъясняется связь решаемых в ходе тренинга задач с повседневной деятельностью студентов.
Ведущим
методом на этой фазе СПТ,
как правило, является беседа
с примерами (демонстрацией). После
завершения беседы и ответов
на вопросы ведущий должен
вынести на обсуждение
2. Фаза «ориентации» предполагает участников тренинга в ситуациях общения и в содержании предложенной формы совместной деятельности. На поведенческом уровне это ориентирование проявляется в выжидательности участников тренинга, боязни брать на себя инициативу, в попытках предложить свое продолжение занятий, которое быстро сменяется проверкой реакции на свою активность со стороны других членов группы. Фактически участникам тренинга предлагается отказаться от стереотипов и поэкспериментировать с новыми формами поведения. Решиться на это очень трудно. Поэтому начиная с 1-го занятия, предметом особой заботы руководителя СПТ является развитие в группе атмосферы максимального психологического доверия. На данной фазе тренинга эта часть его деятельности связана с развитием усилий в направлении лучшего познания всеми участниками друг друга.
В
целях дальнейшего знакомства
и усиления доверия друг к
другу с участниками тренинга
проводятся такие
Ведущий должен предложить приемы и методы, с помощью которых можно было бы сориентировать членов тренинговой группы в этой проблеме. В этих целях, как правило, применяется групповая дискуссия, которая становится стержнем фазы «ориентации».
3. На фазе «конфронтации» тренинга наряду с дискуссией проводятся ролевые (деловые) игры, направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, руководитель СПТ продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального психологического доверия. В этих целях могут быть использованы следующие психотехнические упражнения: «Мое хобби», «Подиум», «Голосуйте за меня» и др. Очень часто на этой стадии осуществляется «снятие масок». То есть на фоне возросшей доверительности в общении участники тренинга контактируют друг с другом по поводу личностно значимых проблем, высказывают свои подлинные мысли и описывают реальные чувства. Эта фаза приводит к возникновению более высокого уровня доверительности в общении, к участникам тренинга возвращается ощущение стабильности. Во многом это связано с началом структурирования группы.
4. На
фазе «структурирования и
Из
психотехнических упражнений
В
завершение происходит еще
5. Фаза «референтных отношений» - заключительная стадия СПТ, играющая особую роль в рассматриваемой программе тренинга. Чем выше будут показатели референтности, тем меньше разногласий будет среди членов данного коллектива, а, следовательно, ниже окажется и уровень конфликтности в нем. Изменение посредством СПТ социальных установок и ценностных ориентации в референтных группах неминуемо приводит к изменению индивидуальных характеристик членов этих групп.
На
рассматриваемой стадии
Осуществляя
деятельность комментирования,
Список использованной литературы