Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....1

Методика проведения лекций……………………………………….....3

Методика проведения семинара…………………………………….…9

Методика проведения практического занятия………………………16

Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

Методика препод..docx

— 48.98 Кб (Скачать)

4) развитие  диагностических умений в сфере  межличностных отношений, умений  успешно вмешиваться во внутригрупповые  и межгрупповые ситуации, разрешать  конфликты и др.

 Содержание  программы СПТ составляется с  учетом трудностей в межличностном  общении и направлено на коррекцию  социальных установок и ценностных  ориентации, как отдельных участников, так и группы в целом в сторону развития навыков социально приемлемых способов самоутверждения и умений эффективного управления собственным эмоциональным состоянием. При этом социально-психологический тренинг не исключает возможность использования традиционных лекций, семинаров, бесед, но акцент в тренинге делается на использование так называемых активных методов. При всем многообразии существующих классификаций активных методов, последние можно свести к двум большим блокам: групповые дискуссии и игровые методы.

 Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее психологическая ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник тренинга получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.

 Групповая дискуссия выполняет в ходе тренинга ряд важных функций, являясь универсальным психологическим инструментом для формирования адекватного образа проблемы, его коррекции и, в конечном счете, изменения социальных установок, ценностных ориентации и стереотипов общения.

 Среди  игровых методов СПТ наибольшее распространение получил метод деловой игры и метод ролевой игры. Данные методы являются наиболее эффективными и предпочитаемыми в тренинговой группе студентов. В деловой игре основное внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебной деятельности. В ролевой игре предметом освоения «в лицах» выступают закономерности межличностного общения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и психологические механизмы, влияющие на выбор участниками СПТ конкретного способа разрешения конфликта. По сути, ролевая игра-это та же групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому участнику предлагается исполнить роль в соответствии с его собственными представлениями о характере и манере поведения персонажа, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей - экспертов, которым предстоит обсудить, кто был достоверней, чья линия поведения была более адекватной, кто был убедительней. После разыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного (например, реализованного в игровой форме способа разрешения конфликта). Цель этого обсуждения - сделать понятными каждому члену группы СПТ взаимоотношения героев ролевой игры, мотивы их поведения, установки и нормы, которым они следуют, особенности их характеров. То есть в ходе обсуждения анализируются точность и адекватность восприятия участниками игры ситуации конфликтного взаимодействия, уместность и адекватность избранных ими способов его разрешения, чем создаются предпосылки для соответствующей их коррекции. 

Структурно  программу тренинга можно разделить  на три части: первая часть - вводная (установочно-ориентировочная), вторая часть

-формирующая (развивающая), третья

- итоговая (проективная).

В методическом плане тренинг в рамках данной программы строится как синтез теоретического и эмпирического, основанного на опыте обучения самих студентов. Наиболее оптимальным можно считать  такое соотношение между этими частями социально-психологического тренинга, при котором 25% общего времени занятия отводится на теоретическую часть, а 75% - на практическую.

Процесс проведения тренинговых занятий  представляет собой особым образом  организованное взаимодействие объединенных в группу людей, которое направляется и контролируется ведущим (руководителем) СПТ. Суть усилий руководителя тренинга состоит в том, чтобы его участники  посредством анализа своей внешней  деятельности (организованного взаимодействия) исследовали бы свою внутреннюю деятельность, которая и определила ее характер и содержание. Вместе с тем решение  этой задачи невозможно без интенсификации процесса общения в группе и изменения  ее качественного состояния - придания группе свойств коллективного субъекта познавательной деятельности.

 С  точки зрения времени протекания  тренинга, группа СПТ проходит  в своем развитии определенные  этапы, которые характеризуются  конкретными качественными переменными  психологического содержания. Наблюдаемая  фазовость в развитии тренинговых  групп, соответствующая изменениям  качественных психологических характеристик  группы, является своеобразным индикатором,  сигнализирующим руководителю о  необходимости смены стратегии,  тактики, психотехнических приемов,  адекватных наличному этапу группового  развития. Каждой фазе развития  группы СПТ соответствуют конкретные  методы и психотехнические приемы.

1. «Установочная» (целевая) фаза начинается с первого общения ведущего с членами группы по поводу предстоящего цикла занятий по программе СПТ. В ходе первой встречи сообщаются цели и задачи, стоящие перед участниками, вырабатываются правила группового поведения, обсуждаются процедурные и методические аспекты, задается позитивная мотивация к данной форме работы, разъясняется связь решаемых в ходе тренинга задач с повседневной деятельностью студентов.

 Ведущим  методом на этой фазе СПТ,  как правило, является беседа  с примерами (демонстрацией). После  завершения беседы и ответов  на вопросы ведущий должен  вынести на обсуждение участников  правила поведения в ходе занятий.  Итогом такого обсуждения должно  стать принятие группой определенного «кодекса поведения участника тренинга». Собственно «установочная» фаза на этом заканчивается, хотя отделить ее от следующей за ней фазы «ориентации» можно, конечно, лишь условно.

2. Фаза  «ориентации» предполагает участников тренинга в ситуациях общения и в содержании предложенной формы совместной деятельности. На поведенческом уровне это ориентирование проявляется в выжидательности участников тренинга, боязни брать на себя инициативу, в попытках предложить свое продолжение занятий, которое быстро сменяется проверкой реакции на свою активность со стороны других членов группы. Фактически участникам тренинга предлагается отказаться от стереотипов и поэкспериментировать с новыми формами поведения. Решиться на это очень трудно. Поэтому начиная с 1-го занятия, предметом особой заботы руководителя СПТ является развитие в группе атмосферы максимального психологического доверия. На данной фазе тренинга эта часть его деятельности связана с развитием усилий в направлении лучшего познания всеми участниками друг друга.

 В  целях дальнейшего знакомства  и усиления доверия друг к  другу с участниками тренинга  проводятся такие психотехнические упражнения, как «Представляюсь коллективу», «Интервью», «Восковая палочка» и др. Другая важная сторона фазы «ориентации» - стремление участников СПТ разобраться в том, каким образом содержание их деятельности в группе тренинга связано с их повседневной деятельностью общения.

 Ведущий  должен предложить приемы и  методы, с помощью которых можно  было бы сориентировать членов  тренинговой группы в этой  проблеме. В этих целях, как правило, применяется групповая дискуссия, которая становится стержнем фазы «ориентации».

3. На  фазе «конфронтации» тренинга наряду с дискуссией проводятся ролевые (деловые) игры, направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, руководитель СПТ продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального психологического доверия. В этих целях могут быть использованы следующие психотехнические упражнения: «Мое хобби», «Подиум», «Голосуйте за меня» и др. Очень часто на этой стадии осуществляется «снятие масок». То есть на фоне возросшей доверительности в общении участники тренинга контактируют друг с другом по поводу личностно значимых проблем, высказывают свои подлинные мысли и описывают реальные чувства. Эта фаза приводит к возникновению более высокого уровня доверительности в общении, к участникам тренинга возвращается ощущение стабильности. Во многом это связано с началом структурирования группы.

4. На  фазе «структурирования и интеграции» тренинга группа уже сложилась в некую общность со своей структурой взаимоотношений, симпатиями и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями. Появились некоторые общие для группы характеристики, разделяемые и осознаваемые всеми ее членами. Это выработанные в ходе занятий собственные нормы отношений и групповые ценности, например найденные и зафиксированные совместными усилиями принципы общения и взаимодействия, рассматриваемые как продукт, «произведенный» группой. Совокупность присущих группе характеристик, переживаемых большинством участников как своеобразное «мы-чувство», в свою очередь оказывает еще большее интегрирующее и сплачивающее воздействие на участников СПТ. Добившись такого качественного состояния группы, ведущий имеет теперь возможность гораздо больше внимания уделить собственно содержательной стороне учебно-познавательной деятельности. Именно поэтому ролевые игры становятся на данном этапе ведущим методом проведения занятий СПТ, оттесняя на второй план групповые дискуссии. Источником материала для составления сценария таких игр может служить заранее подготовленный руководителем тренинга «Банк психологических ситуаций».

 Из  психотехнических упражнений наиболее  активно применяются такие, как «Змейка», «Молекулы», «Передай эмоцию» и другие, направленные как на дальнейшее сплочение группы, так и на повышение межличностной сензитивности ее членов.

 В  завершение происходит еще одно  изменение качественного состояния  группы - переход к безоценочному  восприятию. Связано это с общим «потеплением» отношений в группе, обретением уверенности в своих силах и с развитием умений более точно проникать в суть изучаемых процессов и явлений.

5. Фаза  «референтных отношений» - заключительная  стадия СПТ, играющая особую роль в рассматриваемой программе тренинга. Чем выше будут показатели референтности, тем меньше разногласий будет среди членов данного коллектива, а, следовательно, ниже окажется и уровень конфликтности в нем. Изменение посредством СПТ социальных установок и ценностных ориентации в референтных группах неминуемо приводит к изменению индивидуальных характеристик членов этих групп.

 На  рассматриваемой стадии возникают  относительно новые психологические  параметры группы тренинга. Прежде  всего, появляются новые оттенки в стиле общения и поведения учащихся: высокая степень предусмотрительности и внимания друг к другу. Ощущается высокий уровень взаимопонимания и четко выраженная установка на компромисс и сотрудничество. Другим важным качеством группы становится высокая проницаемость участников тренинга для конструктивной критики. Еще одной существенной характеристикой группы является принятие всеми ее членами в качестве цели тренинга совместной учебно-познавательной деятельности, которая направлена в конечном итоге на повышение компетентности в общении и развитие у учащихся навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Появление у группы тренинга таких психологических переменных позволяет сместить центр усилий руководителя СПТ из области развития групповых процессов в область постановки задач, адекватных целям обучения, и комментирования решений.

 Осуществляя  деятельность комментирования, ведущий  тренинга дает научную интерпретацию  вскрытым групповым феноменам,  явлениям и закономерностям межличностного  взаимодействия. В результате этого  в сознании индивида происходит  соединение переживаемого в опыте  явления и абстрактных категорий  языка, которые вместе формируют  понятие, суждение и т.п. Идет  активный процесс формирования  устойчивых знаний. Однако в тренинге  его участники имеют также  возможность апробировать добытые  ими знания в конфликтных ситуациях,  моделирующих реальную жизнь,  т.е. научиться пользоваться этими  знаниями, вырабатывать умения.  Подбирая дидактический материал для фазы «референтных» отношений, руководитель тренинга реконструирует возможный ход решения, прогнозирует ошибки и удачи. Во время занятий он следит, как шаг за шагом участники СПТ, анализируя развитие конфликтной или иной трудной ситуации взаимодействия, вычленяют в ней различные явления из области психологии общения, контролирует интерпретацию, сделанную членами группы, вводит свой комментарий. При этом необходимо помнить об индивидуальных темпах созревания групповых процессов и необходимости корректировки программы, исходя из реального процесса групповой динамики.  

Список  использованной литературы

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос.2001
  2.   Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М.2007
  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии М.2000
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник: в 3 кн.М.2004
  5. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.2002
  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.1884
  7. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.2003
  8. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. М. 2001
  9. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб. 2004
 

 

    

    
 

   

 

Информация о работе Методика преподавания психологии