Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....1

Методика проведения лекций……………………………………….....3

Методика проведения семинара…………………………………….…9

Методика проведения практического занятия………………………16

Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

Методика препод..docx

— 48.98 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………....1

Методика проведения лекций……………………………………….....3

Методика проведения семинара…………………………………….…9

Методика проведения практического занятия………………………16

Список использованной литературы…………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания.

Методика  преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия. Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету.

Разнообразны  представления и о предмете методики преподавания психологии:

1) её  предметом является обучение  психологии, понимаемое как процесс  управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств: учебники, наглядные пособия, ТСО и др. Обучение же психологии - это обучение психологической деятельности;

2) методика  имеет своим объектом психологическое  образование, обучение основам  психологической науки и неразрывно  связанное с ним воспитание подрастающего поколения;

3) методика  преподавания психологии - это наука  о психологии как учебном предмете  и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп;

4) предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии - это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков;

5) методика - раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью.

Методика  преподавания решает следующие задачи:

Методика  преподавания как наука рассматривает  вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время  все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии

Методика  преподавания психологии рассматривает  вопрос «Чему учить?». Какой объем  знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.  

Методика  проведения лекции

    Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

 В  учебно-воспитательном процессе  вуза лекция выполняет несколько  функций. Важнейшими из них  являются:

- информационно-познавательная - изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;

- мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, точнее, определение его общего идейно-теоретического направления;

 логико-методологическая - формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;

 воспитательная - выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

  методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам. 

    Несмотря на то, что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу обзорно-итоговой.

 Установочные лекции призваны восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем.

 Учебно-программная лекция является основным видом занятий. Она обеспечивает логику и цельность курса, изложение главных, узловых вопросов психологии. Этот вид лекции, однако, сформировался в период, когда от преподавателя требовалось строго идти по учебной программе, раскрывать все обозначенные в ней вопросы. Лектор вынужден был давать полный объем информации, заложенной в программе, знание которой потребуется от студента на зачете или экзамене. Опыт показал, что чтение подобных лекций создавало у преподавателя психологическую установку на пересказ учебника. В современных условиях такая лекция в большей степени должна быть ориентирована на реализацию логико-методологической и воспитательной функций.

 Спецкурсы читаются по новым или мало разработанным проблемам психологии, часто остро дискуссионным. В ходе учебных занятий могут возникнуть проблемы, знание которых диктуется практическими потребностями или особым интересом студентов. Эти занятия включаются в план, как за счет учебного времени, так и за счет резерва. К чтению спецкурсов привлекаются наиболее опытные преподаватели, как правило, специалисты в данной области знаний.  

   Обзорно-итоговые лекции читаются на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией. В них дается лишь краткий обзор изученного материала. Специфические требования к обзорным лекциям - опора на имеющиеся у студентов знания, показ связи между различными разделами учебного курса, сосредоточение внимания на обобщениях и выводах.  Деление лекций на виды не всегда носит линейный характер. У опытного преподавателя в каждой лекции можно найти грани различных ее видов. Главное в том, чтобы каждая лекция была творческим процессом и для преподавателя, и для студента, чтобы она закладывала основы глубокого усвоения сложных проблем, определяла принципы, направления и аспекты дальнейшей аудиторной и внеаудиторной работы обучаемых. Каждый вид лекции, тем более их синтез в одной, требует от преподавателя серьезной подготовки. 

 Важным  и ответственным моментом в  лекции является вступление, призванное заинтересовать и настроить аудиторию на ее восприятие. Опыт педагогической работы показывает, что вступление должно состоять из двух частей. Первая часть - это показ связи с предыдущими темами и раскрытие актуальности читаемой лекции. При этом нельзя увлекаться пространными рассуждениями, а желательно найти несколько четких принципиальных посылок, формулировок, показывающих необходимость и важность рассмотрения учебной темы. Неплохо привести яркие примеры-аргументы.

 Вторая часть вступления не требует большой затраты времени, но несет существенную методическую нагрузку. Речь идет о краткой расшифровке основных учебных вопросов лекции, формулировании их структурных элементов, выражающих логику размышления и возможный объем знаний по учебному вопросу. Лектор может раскрывать тему не полностью, какие-то положения сознательно опустить, что-то не успеть изложить по времени, и тогда развернутый план вопроса станет своеобразной программой для самостоятельной работы студента.

 Нецелесообразно  во вступлении долго перечислять  литературу по теме. Лучше сослаться  на программу, где студент найдет  рекомендованные к теме обязательные  и дополнительные первоисточники. В ходе лекции нужно привлечь  внимание только к совершенно  новым из них. Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план.

 Создание плана - ответственный творческий акт, несмотря на обсуждение его основных параметров на предметно-методических комиссиях. Практика показывает, что нецелесообразно в лекции освещать все вопросы, положения, включенные в программу. Задача лекции - раскрыть важнейшие вопросы темы, которые недостаточно отражены в имеющейся учебной литературе и представляют наибольшую трудность при изучении.  В лекции необходимо учитывать профиль вуза. Проблема профессионализации чтения лекции по психологии заключается не в том, как лучше донести учебный материал до сознания будущих специалистов, а в том, как ввести его в операционную структуру профессионального мышления. Подлинный учет профиля вуза при чтении лекции по психологии раскрывается в полной мере через анализ психологических проблем профессиональной деятельности. В противном случае лектор не выйдет за рамки обычной иллюстративности. Помимо профессиональных интересов преподаватель должен учесть и уровень дидактической готовности обучаемых, которая, как правило, неоднородна. Иногда приходится слышать, что надо ориентироваться на среднего студента. С этим нельзя согласиться. Практика убедительно показывает, что следует стремиться учесть все уровни знаний обучаемых. Для этого требуется:

 а)  излагать абсолютно необходимую  суть проблемы, которую должны  постичь все; 

 б)  развертывать и наращивать содержание, понятное большинству; 

 в)  не обходить сложности, тонкости, нюансы, первоначально доступные  лишь немногим.

 Изложение  материала должно быть ясным,  последовательным и доказательным.  В ходе лекции преподаватель  решает задачу заинтересованного  приобщения студентов к сообщаемой  информации, увлечения их психологией  как особой наукой, практически  необходимой специалисту любого  профиля. Обучаемый должен почувствовать  себя сопричастным к решаемым  проблемам, вместе с преподавателем  делать соответствующие выводы  и заключения.  Лекция по психологии  должна заставить студентов размышлять, сопоставлять различные точки зрения, иметь строгую логику. Лекция только в том случае будет способствовать развитию творческого мышления студентов, если сам преподаватель покажет образец логического рассуждения. В этом плане сегодня часто говорят о лекции-диалоге как необходимом условии обеспечения творческого процесса обучения и воспитания.

 Диалог - это поиск истины преподавателем  вместе с аудиторией, это размышления,  раздумья, которые способствуют  активизации познавательной деятельности  студентов в процессе лекции. Диалоговая лекция возможна при  проблемном изложении материала.  Преподаватель в ходе лекции  формулирует крупный познавательный  вопрос, создает на его основе  проблемную ситуацию и вместе  с аудиторией ищет пути ее  разрешения. При этом в одних  случаях предлагается обучаемым  высказать свое мнение сразу,  непосредственно на лекции и  сообща поискать ответ, в других - решить проблему самим во  время самостоятельной работы  и обсудить ее на очередном  семинарском занятии.  Заинтересованность  студентов лекцией, эффективность  и прочность усвоения излагаемого  материала зависят во многом  от аргументированности и доказательности  изложения. Нередко в лекциях  допускаются декларативность и  назидательность. Лекция же, провозглашающая даже важные и глубокие истины, но не доказывающая их, теряет свою убедительность, более того - воспитывает начетничество, формирует у студентов негативное отношение к предмету.  Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала. Однако здесь должна быть разумная мера. Нельзя психологические знания сводить к сумме примеров, перегружать ими лекцию. Но психологическую истину не докажешь и одними чистыми абстрактными рассуждениями, без привлечения фактов. Каждый преподаватель встречает определенную трудность при разрешении этого противоречия. Ведь если основной упор сделать на концептуальность природы психологического знания, то можно прийти к абстрактному мудрствованию. И наоборот, увлекшись фактами, можно дойти до примитивизма, свести психологическое знание к обыденным представлениям.  Лекционная практика показывает, что отбор фактов следует проводить как по их количеству, так и по качеству. Они должны быть апробированными, запоминающимися и доступными. Фактический материал должен служить раскрытию практического значения тех или иных психологических положений - принципов, категорий, для анализа событий истории и современности. В изложении такой информации лектор должен быть предельно точным, ибо даже небольшая погрешность и некорректность могут вызвать недоверие к содержанию лекции в целом.  Большие возможности для усиления воздействия на студента в ходе лекции по психологии дает умелое использование художественной литературы. Органическое включение литературных источников в лекционный материал усиливает эмоциональное воздействие на студентов. Удачно подобранный литературный образ часто помогает глубже раскрывать сущность рассматриваемых явлений. Уместны в лекции афоризмы, мысли выдающихся исторических личностей, юмор, поговорки.  

Информация о работе Методика преподавания психологии