Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:30, реферат
Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования
Введение
1. Общая характеристика лекции и её функции
2. Этапы подготовки лекции
3. Методические основы проведения лекции
Заключение
Список литературы
Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.
Организующая
функция предусматривает
Опишем подробнее эти функции.
Лекция
обязана нести эмоционально-
Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке.
Лекция
должна реализовывать
Лекция
должна быть предельно прикладной.
Теоретические познания необходимо
иллюстрировать практическим материалом,
с которым студент
Лекция
должна выполнять функцию трансляции
определенной культуры. Культуры речи,
изложения собственных
Лекции
представляют собой довольно сложный
вид учебных занятий, поэтому
их ведение часто поручается наиболее
опытным преподавателям.
Список литературы
1. Бадмаев Б.Ц.
Методика преподавания
2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – Питер, 2006.
3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
4. Панкратова
Т.М. Методика преподавания
5. Педагогика: Учеб.
пособие для студентов педагогических
учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.
Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс,
1998.
3.2
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В наше время человек отдает много сил работе, переполненный городской
транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится
расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии
человек усаживается перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю
преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях.
Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к
подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних
условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед
телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной
внушаемости.
Таким образом, человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает
информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может
находиться в
большей мере торможения или возбуждения.
В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душа человека
находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше
человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы.
И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная
система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров
управления психикой.
В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек
индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у
него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через
телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал
своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или
гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные
деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п.
Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова
и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с
экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека
в некое гипнотическое
состояние).
Анализ специальных телевизионных методов введения
человека в
состояние гипноза.
1. Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран,
используются
следующие эффекты:
а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного
светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему
приковывается и внимание, а за
вниманием и душа человека;
б) такое же замечание слезет
отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность
что по закону движения и устремления психических процессов
монотонность вызывает
г) показ крупным планом лица
человека является особо
фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо,
телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы
и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно,
глядя на симпатичное,
внимание на телеэкране.
2. Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека
кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте.
Например, часы перед программой "Время", различные фотографии с пейзажами,
показываемые между передачами, неподвижный человек — комментатор, диктор
или ведущий
передачи.
3. В медицинской практике
вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы
быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных
рекламных и
программных заставках, а также в теле-
и кинофильмах.
4. Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает
телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека
заинтересованным
и, вследствие этого, открытым для нового
сеанса внушения.
5. Видео-компьютерные спецэффекты влекут к себе непросвещенного
обывателя своей фантастической гармонией образов и звуков. Они мгновенно
вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или
изменения психических
процессов.
6. В 70-х годах в советском обществе проводился следующий эксперимент:
некоторой группе
из 6 человек был показан телефильм.
организовано обсуждение, на котором все участники просмотра высказали общую
идею, которая не совпадала с идеей фильма. Оказалось, что между кадрами
этого фильма были вмонтированы другие (о высказанной идее) кадры, столь
редко, что не улавливались зрителями, но откладывались в их сознании. Не
исключено, что это воздействие над сознанием масс происходило и происходит
у нас. На этом методе построена нашумевшая (и, кстати, весьма растлевающая
по подбору словарного запаса) система изучения английского языка Илоны
Давыдовой.
7. Еше в начале этого века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный
набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека.
Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в
его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в
подсознание нежелательной внешней информации. После этого открытия у нас в
стране проводились эксперименты с помощью радио и результаты вполне
удовлетворили
экспериментаторов.
8. Несомненная роль в
планированию передач. Наша душа не может постоянно быть напряженной или
заторможенной, обязательно в ближайшем времени происходит изменение
состояния. Так и передачи, следующие одна за другой, не могут быть
одинаковыми по идее и настроению. Обязательно одна будет серьезная, а затем
- легкая и веселая. Всегда, например, перед самой важной в государственном
плане программой "Время" показывается детская, легкая передача "Спокойной
ночи, малыши".
Подобных примеров можно привести множество.
9. Телевизионная съемка и
идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот,
т.е. можно обратить
правду в ложь, ложь в правду.
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко
используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния
телевидения на массы являются дети. Хотелось бы отметить, что дети из-за
отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые
происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие
не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в
результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и
реальны.
В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение
происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением
покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью
противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для
которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость
внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность
Информация о работе Методика организации лекций по психологии