Методика организации лекций по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования

Содержание

Введение
1. Общая характеристика лекции и её функции
2. Этапы подготовки лекции
3. Методические основы проведения лекции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

распечатать.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

  Развивающая функция лекции реализуется в  непосредственном контакте студента с  преподавателем, становлении у студентов  творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

  Организующая  функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и  во внеаудиторное время.

  Опишем  подробнее эти  функции.

  Лекция  обязана нести эмоционально-психологическую  нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора  и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной  и неэффективной.

  Лекция  должна возбуждать интерес к читаемому  предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание  узнать больше о преподаваемой науке.

  Лекция  должна реализовывать систематизирующую  функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии  получения информации, объяснять  внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

  Лекция  должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

  Лекция  должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.

  Лекции  представляют собой довольно сложный  вид учебных занятий, поэтому  их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям. 

Список литературы 

1. Бадмаев Б.Ц.  Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2000.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – Питер, 2006.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

4. Панкратова  Т.М. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие; Яросл. гос. ун-т. -Ярославль, 2003.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. 
 
 
 

                       
 
 

     3.2 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 
 
 

      В наше время человек отдает  много сил работе, переполненный   городской

транспорт изнуряет его, поэтому,  придя  домой,  он,  несомненно,  стремится

расслабиться  и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком  психическом  состоянии

человек усаживается  перед телевизором. Зафиксировано,  что  наибольшую  долю

преступлений  составляют те, которые  были  совершены  в  домашних  условиях.

Различные   ссоры,   стрессы,   неудовлетворенность   жизнью,   приводят   к

подавленности,  истерии.  Возбужденный  человек,   оказываясь   в   домашних

условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то  время,  как сидя  перед

телевизором, резко  приходит  в  торможение,  т.е.  в  состояние  повышенной

внушаемости. 

      Таким  образом,  человек,  смотрящий   телевизор,  глубже  воспринимает

информацию, острее испытывает чувство радости или  страха, его психика  может

находиться в  большей мере торможения или возбуждения. 

      В зависимости от физического  состояния, психика,  т.е.  душа  человека

находится в  возбужденном состоянии или заторможенном  состоянии.  Чем  больше

человек изматывается за день, тем больше степень усталости  нервной  системы.

И в процессе отдыха вместе с расслаблением  тела,  расслабляется  и  нервная

система  или,  говоря  другими  словами,  тормозится   возбуждение   центров

управления психикой. 

      В  обществе   людей   нет   одинаковых   личностей.   Каждый   человек

индивидуален, по-своему существует в обществе,  в семье,  личной  жизни,  у

него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь  со всем миром  через

телевизор, он находит  для себя будто бы нечто ценное, в том  числе  и  идеал

своего существования. У одних  это  суперчеловеки,  смелые  полицейские или

гангстеры из американских детективов, у других — политические,  общественные

деятели, у третьих - знаменитые киноактёры,  модельеры,  спортсмены  и  т.п.

Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в  его  слова

и действия, и  начинает следовать  его  принципам.  Такое  влияние  идеала  с

экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя   человека

в некое гипнотическое состояние). 

Анализ специальных телевизионных методов введения

человека в  состояние гипноза. 

      1. Чтобы заинтересовать человека  и обратить  его  внимание  на  экран,

используются  следующие эффекты: 

      а)  создание  яркого  видеоряда   с  целью  образования   определенного

      светового  ощущения,  и   чем  оно  сильнее,   тем   сильнее   к   нему

      приковывается и внимание, а за  вниманием и душа человека; 

      б) такое же замечание слезет  отнести и к звуковым эффектам; 

      в) новизна и необычность также  привлекает к  экрану  человека,  потому

      что  по  закону   движения   и   устремления   психических   процессов

      монотонность вызывает отвращение; 

           г) показ крупным планом лица  человека является особо действенным

      фактором  гипнотизации,  потому  что,  смотря  на  человеческое  лицо,

      телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы

      и замечаем в повседневном  человеческом  общении),  и,  следовательно,

      глядя на симпатичное, располагающее  лицо, он невольно  остановит   свое

      внимание на телеэкране. 

      2.  Для  быстрого  введения  в  состояние  гипноза   внимание  человека

кратковременно  останавливают на одной точке, картинке, неподвижном  объекте.

Например, часы перед программой "Время", различные  фотографии  с  пейзажами,

показываемые между передачами, неподвижный человек — комментатор,  диктор

или ведущий  передачи. 

      3. В медицинской практике гипнотизирования  применяют  эффекты  быстрой

вспышки, громкого звука, после которых резкое  возбуждение  нервной  системы

быстро  сменяется  торможением.  Этот  метод  можно  наблюдать  в  различных

рекламных и  программных заставках, а также в теле- и кинофильмах. 

      4.  Прерывание  фильмов   на   самом   трагическом   месте   побуждает

телезрителей  с  нетерпением  ждать  следующей  серии,  что  делает  человека

заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения. 

      5.  Видео-компьютерные  спецэффекты   влекут  к  себе   непросвещенного

обывателя своей  фантастической гармонией образов  и  звуков.  Они  мгновенно

вторгаются в  психику, вызывая ее частичное разрушение с целью  внушения  или

изменения психических  процессов. 

      6. В 70-х годах в советском  обществе проводился следующий  эксперимент:

некоторой группе из 6 человек был показан телефильм.  После  просмотра  было

организовано  обсуждение, на котором все участники  просмотра высказали  общую

идею, которая  не совпадала с идеей  фильма.  Оказалось,  что  между  кадрами

этого фильма были вмонтированы другие  (о  высказанной  идее)  кадры,  столь

редко, что не улавливались зрителями, но откладывались  в  их  сознании.  Не

исключено, что  это воздействие над сознанием  масс происходило  и  происходит

у нас. На этом методе построена нашумевшая (и, кстати,  весьма  растлевающая

по подбору  словарного  запаса)  система  изучения  английского  языка  Илоны

Давыдовой. 

      7. Еше в начале этого века ученый В. М. Бехтерев  открыл  определенный

набор сигналов и мелодий, которые открывают  вход  в  подсознание  человека.

Следует сообщение, которое независимо от  человека  хорошо  откладывается  в

его  памяти.  А  после  -  снова  мелодия,  которая  уже  закрывает  вход  в

подсознание нежелательной  внешней информации. После этого  открытия у  нас  в

стране  проводились  эксперименты  с  помощью  радио  и  результаты   вполне

удовлетворили экспериментаторов. 

      8. Несомненная роль в телевизионном  внушении  принадлежит  тщательному

планированию  передач. Наша душа не  может  постоянно  быть  напряженной  или

заторможенной,  обязательно в ближайшем   времени   происходит   изменение

состояния.  Так  и  передачи,  следующие  одна  за  другой,  не  могут  быть

одинаковыми по идее и настроению. Обязательно одна будет серьезная, а затем

- легкая и  веселая. Всегда, например, перед  самой важной  в  государственном

плане программой "Время" показывается детская,  легкая  передача  "Спокойной

ночи, малыши". Подобных примеров можно привести множество. 

      9. Телевизионная съемка и последующий  искусный  монтаж  могут  создать

идеальное событие, идеального человека, идеальное государство,  и  наоборот,

т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду. 

Перечисленные  методы  гипнотического   воздействия   на   человека   широко

используются  во всем мире. Очень важной проблемой  при  рассмотрении  влияния

телевидения на массы являются дети. Хотелось бы  отметить,  что  дети  из-за

отсутствия у  них полного осознания границ реальности, все  события,  которые

происходят перед  их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие

не  вызывают  у  них  чувств  страха  или  отвращения,  потому  что  они,  в

результате привыкания к телевизионным передачам,  для них естественны и

реальны. 

      В  зависимости  от  склада  и  состояния  нервной   системы,   внушение

происходит либо в первой стадии гипноза, которая  характеризуется  ощущением

покоя, расслаблением  мышц, сохранением связи с  окружающими  и  способностью

противостоять словесному внушению,  либо  во  второй,  более  глубокий,  для

которого  характерны   сонливость,   оцепенение,   пассивная   подчиняемость

внушению. Основой  внушения в гипнотическом  состоянии  является  возможность

Информация о работе Методика организации лекций по психологии