Методика организации лекций по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования

Содержание

Введение
1. Общая характеристика лекции и её функции
2. Этапы подготовки лекции
3. Методические основы проведения лекции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

распечатать.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

  Далее лектор ставит учебную проблему: в чем  причина того, что существуют такие  разные точки зрения на предмет, который  должна изучать психологическая  наука? Какая из названных точек  зрения представляется наиболее убедительной и почему? (Эти разные точки зрения для удобства анализа целесообразно  заранее отпечатать и размножить на ксероксе, чтобы на столах у студентов  были тексты и они могли следить за ходом их анализа лектором.)

  Поставив  перед аудиторией проблему, лектор приступает к изложению, в котором  более или менее подробно разбирает  приведенные определения, заявив, что  каждое из них является попыткой внести ясность в предмет психологии, который до настоящего времени однозначно не определен и продолжает быть дискуссионным. Такое положение говорит о  продолжающемся процессе развития психологической  науки даже в таком важном методологическом вопросе, как предмет ее исследований. «Поэтому, — предупреждает преподаватель, — не будем искать, кто из авторов  прав и кто не прав. Наша задача состоит  в том, чтобы определиться нам  самим: что именно мы будем изучать  в учебной дисциплине, названной  «Психология человека» (или «Общая психология»). Очень непросто в этом разобраться. И с проблемой предмета науки мы тоже только начинаем знакомиться. На следующих занятиях, особенно на групповых (семинарских и практических), мы будем подробнее обсуждать эту проблему»1. 

  Известно, что студенты нередко хорошо информированы  о лекторе, еще не приступившем к  чтению своего курса, да и о самом  курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория  оценивает лектора по его профессиональному  мастерству, по его знаниям, по его  вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны  к критике просчетов педагога.

  Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно  оказывая на слушателей продуманное  психологическое воздействие, формирующее  стиль общения и уменьшающее  пассивность аудитории. Преподавателю  важно с самого начала очертить перед  студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной  деятельности.

  Лектор, встав  за кафедру, готовит аудиторию к  лекции, настраивает ее внимание. Важно  помнить, что внимание - это мотивация  к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что  если внимание не сосредоточено, то механизмы  запоминания не вступают в действие. Именно поэтому, никогда не следует  начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным  приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

  Если студент  по какой-то причине не расслышал  или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала  и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно  оставить свободное место, и после  окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании  повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.

  Преподаватель должен своевременно сделать перерыв  в лекции. После перерыва вновь  возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о  том, что было рассмотрено на первом часе лекции.

  Особое  внимание следует уделить требованиям  к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила  к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно  разделить на четыре группы.

  Первая  внимательно слушает лектора, анализирует  информацию и делает конспективные  записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного  материала.

  Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

  Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как  правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.

  Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую  обстановку и дисциплину.

  Формирование  культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием  лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.

  Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение  лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.

  Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы  избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение  плана лекции обеспечивает на 10-12% более  полное запоминание материала, чем  на той же лекции, но без оглашения  плана.

  Основная  часть лекции. Необходимо максимально  использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее  наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности  студентов отмечается многими исследователями  примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы  преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в это время  позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации.

  Загрузка  внимания студентов на лекции зависит  от способности лектора сосредоточить  и удерживать внимание аудитории. Оно  подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной  информации.

  Обилие  статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без  применения средств наглядности  воспринимается с искажениями и  плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории  с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических  средств обучения.

  Для повышения  познавательной активности студентов  лектор может использовать ряд приемов:

  постановка  перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;

  включение в лекцию элементов беседы;

  предложение сформулировать те или иные положения  или определения;

  разбивка  аудитории на микро группы, которые  проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

  использование раздаточного материала, в том числе  конспектов с печатной основой и  др.

  Повышению познавательной активности студентов  способствует умение лектора доходчиво  отвечать на вопросы. На лекции при  ответах на вопросы не снижается  значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и  в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов  не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы  наиболее отчетливо проявляется  эрудиция преподавателя.

  Тщательно надо продумать заключительную часть  лекции, повторить ее положения, а  на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение  прочитанного и уже знакомого  из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и  т.д. Здесь преследуется цель ориентировать  студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована  литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся  на семинарские занятия, а какие  необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует  ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о  такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для  продолжения разговора. Отвечая  на наивные или нелепые вопросы  надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.

  Обратная  связь лектора и аудитории  осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения  лектором представления об учебном  процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

  Чтение  лекции – это творческий процесс  и не всегда может удовлетворять  как преподавателя, так и студентов. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции. Схемы анализа могут быть разными.

  Наиболее  часто используются три подхода  к анализу лекции:

  1) традиционный для деятельностного подхода;

  2) анализ  с позиции гуманистического подхода;

  3) интегративный  подход.

  Традиционный  подход включает следующие общие  и дидактические требования к  лекции:

  - высокая  посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение  конспекта, дисциплинированность  студентов и т.п.);

  - своевременное  начало и окончание лекции, достаточное  количество материала для лекции, темп ее чтения;

  - соответствие  темы календарно-тематическому плану,  рациональное использование времени  на лекции, логика изложения материала;

  - использование  преподавателем разнообразных методов  обучения, различного оборудования  и технических средств обучения;

  Требования  к проведению лекции с позиции  гуманистического подхода чаще формулируются  следующим образом:

  - удовлетворенность  студентов содержанием и формами  лекции;

  - наиболее  интересные, запоминающиеся фрагменты  лекции;

  - какой  учебный материал больше всего  заинтересовал студентов;

  - насколько  содержание и формы обучения  лекции повлияли на личностное  и профессиональное развитие  будущих специалистов;

  - какие  фрагменты лекции, методы, на взгляд  преподавателя, были удачными;

  - какие  возможности обучения студентов  на лекции упущены или не  полностью использованы;

  - наличие  оригинальных подходов к обучению  и развитию студентов, использование  инновационных методов и приемов  на лекции.

  При этом, признавая допущенные ошибки и просчеты в обучении студентов, необходимо признать, что все внимание преподавателя  должно быть сосредоточено на успехах, позитивных сторонах чтения лекции. Интегративный  подход к анализу собственных  лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  Лекция  по психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают).

  Лекции  присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в  учебном процессе: познавательная, развивающая  и организующая.

  Познавательная  функция выражается в возможности  средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой  для их профессиональной и исследовательской  деятельности.

Информация о работе Методика организации лекций по психологии