Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:20, реферат

Описание работы

На уроках литературы явно реализовывались субъектные отношения, поэтому такие словестные воздействия, как ирония, упрёк, угроза, порицание, ободрение занимают низкие позиции. Самыми высокими ранговыми местами обладают такие словестные воздействия, как: диалог, просьба, поощрение и замечание. Средними – команда, нравоучение, дисциплинирование и инструктирование.

Работа содержит 1 файл

переделанный вывод 43 группа фил фак Ильиной Анны Геннадьевны.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС 
характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адек-

. ватное планирование учебно-воспитательного процесса, высо-  
кая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над  
рефлексивносгью. Ориентируясь как на процесс, так и на ре-  
зультаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-  
воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный  
материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся .  
(как сильных, так и слабых, в его деятельности постоянно пред-

ставлены закрепление и повторение учебного материала, конт-  
роль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая опера-  
тивность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует  
коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал  
методических приемов при отработке учебного материала, что и  
учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стре-  
мится активизировать детей не внешней развлекательностью, а  
прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

 

 

N2

   

Варианты ответов

 

п/п

Вопросы

ЭИС 19

ЭМС 21

РИС 15

РМС 13

1

Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

 

да

2

Вы планируете урок лишь в общих чертах?

да

нет

да

 

нет

3

Часто ли Вы отклоняетесь от плана  урока?

да

да 

да 

 

нет

4

Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив про-

нет

да

да

 

да 

 

бел в знаниях учащихся или трудности  в усвоении материала

         
             

5

Вы отводите большую часть урока  объяснению

да 

да 

нет

 

нет

 

  нового материала?

         

6

Вы постоянно следите за тем, как усваивается

нет

да

да 

 

да 

 

новый материал в процессе .объяснения?

         

7

Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами

нет

да

да

 

да

 

в процессе объяснения?

         

8

В процессе опроса много ли времени Вы отводите

нет

нет

да

 

да 

 

ответу  каждого ученика?

         

9

Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

нет

да 

да 

 

да

             

10

Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый

нет

нет

да

         

 

Да

 

самостоятельно исправил свой ответ?

         

11

Вы часто используете дополнительный учеб-

да 

да 

да 

 

нет

 

ный материал при объяснении?

 

         

12

Вы часто меняете темы работы на уроке?

да 

да 

нет

 

нет

13

Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение?

да 

нет

да 

 

нет


 

 

14

Вы сразу отвечаете на неожиданные  вопросы учеников?

да

нет

Нет

Нет

15

Вы постоянно следите за активностью  всех учащихся во время опроса?

нет

Да

Нет

Нет

16

Может ли неподготовленность или настроение учеников во время урока вывести  вас из равновесия?

Да

Да

нет

Нет

17

Вы всегда сами исправляете ошибки учеников?

Да

Да

нет

Нет

18

Вы всегда укладываетесь в рамки  урока?

нет

нет

да

Да

19

Вы строго следите за тем, чтобы  учащиеся отвечали и выполняли работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая  в учебник?

нет

Да

нет

Да

20

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

Да

да

Да

21

Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

Да

нет

нет

Нет

22

Часто ли вы поощряете за хорошие  ответы?

Да

Да

да

Нет

23

Часто ли вы порицаете за плохие ответы?

нет

Да

нет

Да

24

Часто ли вы контролируете знания учащихся?

нет

Да

нет

Да

25

Часто ли вы повторяете пройденный материал?

нет

Да

да

Да

26

Вы можете перейти к изучению следующей  темы, не будучи уверенными, что предыдущий материал усвоен учениками?

да

нет

да

Нет

27

Как вы думаете, учащимся обычно интересно  на ваших уроках?

да

Да

да

Нет

28

Как вы думаете, ученикам обычно приятно  у вас на уроках?

да

Да

да

Нет

29

Вы постоянно поддерживаете высокий  темп урока?

да

Да

нет

Нет

30

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

Да

нет

Нет

31

Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

нет

Да

нет

Да

32

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

нет

Да

нет

Да

33

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

нет

Да

Нет

Да


 

Итоги:   Эмоционально-методичный стиль

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень зна-  
ний, контактность, проницательность, высокая методичность, тре-  
бовательность, умение интересно преподать учебный материал,  
умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к осо-  
бенносгям предмета, умелое использование и варьирование форм

и методов обучения

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с  
высокой познавательной активностью.

 

Однако Вам свойственны  и некоторые недостатки: несколько  
завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная  
чувствительность, обусловливающие вашу излишнюю зависимость  
от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

(С данным пунктом  осмелюсь не согласиться, в  практике педагогической деятельности  такого не происходило, и предпоссылок к данному поведению не возникало)

Рекомендуем Вам стараться  меньше говорить на уроке, давая  
возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не ис-  
правлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных  
уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашивае-  
мый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формули-  
ровки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

 

Данный стиль педагогической деятельности действительно мне  подходит.

 

Общий вывод о собственных ресурсах, дефицитах и  способах их восполнения.

Дефициты

Ресурсы

Способы восполнения

  1. Академические знания своего предмета.

 

 

 

 

 

      2. Соблюдение      дистанции в рамках учитель – ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Объективное оценивание учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Внимательное отношение к работе каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Использование на уроках различных  средств, методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тщательная подготовка к каждому  уроку с внимательным восполнением каких-либо пробелов в данной области знаний.

 

 

Выстраивание отношений  с учениками на основе взаимного  уважения. Учитель может иметь  различные роли: товарищ, друг, партнер. Но в-первую очередь, он путеводитель, ученики должны видеть в нем человека, достойного уважения и признания.

 

 

 

 

Требовательное, но справедливое видение работы каждого ученика, с учетом его умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие индивидуального  подхода. Создание разнообразного и  интересного по форме и методам  урока, использование дифференцированных заданий.

 

 

 

 

 

 

Открытие авторской идеи по средствам иллюстраций, видео  – аудио фрагментов. С использованием различных методов : эвристическая беседа, словесное рисование, метод творческого чтения, чтение по ролям. Создание собственных представлений, спектаклей.

 

 

Постоянный поиск и освоение материала.

 

 

 

 

 

 

Осознание себя как специалиста  в данной профессиональной области. Все:  стиль одежды, поведение, жесты, стиль преподавания, должны создавать образ

достойного, уверенного человека, прекрасно владеющего знаниями в данной области.

 

 

 

 

Использование четких критерий оценивания. Дать ученикам список этих критерий, чтобы они сами могли объективно себя оценивать.

 

 

 

 

Работа с журналом, выявление психологических особенностей каждого ребенка. С учетом психологии и педагогики строить свой урок. Осознать, что для каждого ребенка нужен свой подход.

 

 

 

 

 

 

Создание копилки дополнительного материала в виде репродукций картин, книг с иллюстрациями, поиски аудиозаписей чтений мастеров слова, видеозаписей, спектаклей.

 

 

 



Информация о работе Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке