Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:20, реферат
На уроках литературы явно реализовывались субъектные отношения, поэтому такие словестные воздействия, как ирония, упрёк, угроза, порицание, ободрение занимают низкие позиции. Самыми высокими ранговыми местами обладают такие словестные воздействия, как: диалог, просьба, поощрение и замечание. Средними – команда, нравоучение, дисциплинирование и инструктирование.
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ
Эмоционально-методический
стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС
характерны ориентация на процесс и результаты
обучения, адек-
. ватное планирование учебно-воспитательного
процесса, высо-
кая оперативность, некоторое преобладание
интуитивности над
рефлексивносгью. Ориентируясь как на
процесс, так и на ре-
зультаты обучения, такой учитель адекватно
планирует учебно-
воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает
весь учебный
материал, внимательно следит за уровнем
знаний всех учащихся .
(как сильных, так и слабых, в
его деятельности постоянно пред-
ставлены закрепление и повторение учебного материала, конт-
роль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая опера-
тивность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует
коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал
методических приемов при отработке учебного материала, что и
учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стре-
мится активизировать детей не внешней развлекательностью, а
прочно заинтересовать особенностями
самого предмета.
N2 |
Варианты ответов |
|||||||||
п/п |
Вопросы |
ЭИС 19 |
ЭМС 21 |
РИС 15 |
РМС 13 | |||||
1 |
Вы составляете подробный план урока? |
нет |
да |
нет |
да | |||||
2 |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? |
да |
нет |
да |
нет | |||||
3 |
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? |
да |
да |
да |
нет | |||||
4 |
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив про- |
нет |
да |
да |
да | |||||
бел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала |
||||||||||
5 |
Вы отводите большую часть урока объяснению |
да |
да |
нет |
нет | |||||
нового материала? |
||||||||||
6 |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается |
нет |
да |
да |
да | |||||
новый материал в процессе .объяснения? |
||||||||||
7 |
Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами |
нет |
да |
да |
да | |||||
в процессе объяснения? |
||||||||||
8 |
В процессе опроса много ли времени Вы отводите |
нет |
нет |
да |
да | |||||
ответу каждого ученика? |
||||||||||
9 |
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? |
нет |
да |
да |
да | |||||
10 |
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый |
нет |
нет |
да |
|
Да | ||||
самостоятельно исправил свой ответ? |
||||||||||
11 |
Вы часто используете дополнительный учеб- |
да |
да |
да |
нет | |||||
ный материал при объяснении?
|
||||||||||
12 |
Вы часто меняете темы работы на уроке? |
да |
да |
нет |
нет | |||||
13 |
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение? |
да |
нет |
да |
нет |
14 |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учеников? |
да |
нет |
Нет |
Нет |
15 |
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? |
нет |
Да |
Нет |
Нет |
16 |
Может ли неподготовленность или настроение учеников во время урока вывести вас из равновесия? |
Да |
Да |
нет |
Нет |
17 |
Вы всегда сами исправляете ошибки учеников? |
Да |
Да |
нет |
Нет |
18 |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? |
нет |
нет |
да |
Да |
19 |
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая в учебник? |
нет |
Да |
нет |
Да |
20 |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? |
нет |
Да |
да |
Да |
21 |
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? |
Да |
нет |
нет |
Нет |
22 |
Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? |
Да |
Да |
да |
Нет |
23 |
Часто ли вы порицаете за плохие ответы? |
нет |
Да |
нет |
Да |
24 |
Часто ли вы контролируете знания учащихся? |
нет |
Да |
нет |
Да |
25 |
Часто ли вы повторяете пройденный материал? |
нет |
Да |
да |
Да |
26 |
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенными, что предыдущий материал усвоен учениками? |
да |
нет |
да |
Нет |
27 |
Как вы думаете, учащимся обычно интересно на ваших уроках? |
да |
Да |
да |
Нет |
28 |
Как вы думаете, ученикам обычно приятно у вас на уроках? |
да |
Да |
да |
Нет |
29 |
Вы постоянно поддерживаете |
да |
Да |
нет |
Нет |
30 |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? |
нет |
Да |
нет |
Нет |
31 |
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? |
нет |
Да |
нет |
Да |
32 |
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? |
нет |
Да |
нет |
Да |
33 |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? |
нет |
Да |
Нет |
Да |
Итоги: Эмоционально-методичный стиль
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень зна-
ний, контактность, проницательность, высокая методичность, тре-
бовательность, умение интересно
преподать учебный материал,
умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к осо-
бенносгям предмета, умелое использование и варьирование форм
и методов обучения
В результате у Ваших учащихся
прочные знания сочетаются с
высокой познавательной активностью.
Однако Вам свойственны
и некоторые недостатки: несколько
завышенная самооценка, некоторая демонстративность,
повышенная
чувствительность, обусловливающие вашу излишнюю зависимость
от ситуации на уроке, настроения и подготовленности
учащихся.
(С данным пунктом
осмелюсь не согласиться, в
практике педагогической
Рекомендуем Вам стараться
меньше говорить на уроке, давая
возможность в полной мере высказаться
Вашим учащимся, не ис-
правлять сразу неправильных
ответов, а путем многочисленных
уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы
опрашивае-
мый сам исправил и оформил свой
ответ. Собственные формули-
ровки предлагайте лишь тогда, когда это
действительно необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Данный стиль педагогической деятельности действительно мне подходит.
Общий вывод о собственных ресурсах, дефицитах и способах их восполнения.
Дефициты |
Ресурсы |
Способы восполнения |
2. Соблюдение дистанции в рамках учитель – ученик.
3. Объективное оценивание учеников.
4. Внимательное отношение к работе каждого ученика.
5. Использование на уроках различных средств, методов обучения.
|
Тщательная подготовка к каждому уроку с внимательным восполнением каких-либо пробелов в данной области знаний.
Выстраивание отношений с учениками на основе взаимного уважения. Учитель может иметь различные роли: товарищ, друг, партнер. Но в-первую очередь, он путеводитель, ученики должны видеть в нем человека, достойного уважения и признания.
Требовательное, но справедливое видение работы каждого ученика, с учетом его умений и навыков.
Развитие индивидуального
подхода. Создание разнообразного и
интересного по форме и методам
урока, использование
Открытие авторской идеи по средствам иллюстраций, видео – аудио фрагментов. С использованием различных методов : эвристическая беседа, словесное рисование, метод творческого чтения, чтение по ролям. Создание собственных представлений, спектаклей.
|
Постоянный поиск и освоение материала.
Осознание себя как специалиста в данной профессиональной области. Все: стиль одежды, поведение, жесты, стиль преподавания, должны создавать образ достойного, уверенного человека, прекрасно владеющего знаниями в данной области.
Использование четких критерий оценивания. Дать ученикам список этих критерий, чтобы они сами могли объективно себя оценивать.
Работа с журналом, выявление психологических особенностей каждого ребенка. С учетом психологии и педагогики строить свой урок. Осознать, что для каждого ребенка нужен свой подход.
Создание копилки дополнительного материала в виде репродукций картин, книг с иллюстрациями, поиски аудиозаписей чтений мастеров слова, видеозаписей, спектаклей.
|
Информация о работе Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке