Методика исследования жизненных стратегий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:27, лекция

Описание работы

Описана экспериментальная методика исследования жизненной стратегии в юношеском возрасте. Методика представляет собой список из 16 специально отобранных целей, важность каждой из которых оценивается испытуемым через 2, 5, 10 и 15 лет. Факторный анализ данных позволил выделить пять содержательных факторов, описывающих жизненную стратегию, а экспертная оценка факторной структуры профессиональными психологами — степень осознанности жизненной стратегии в каждый период представляемого будущего. Экспериментально полученные различия в содержании и осознанности жизненных стратегий у старшеклассников из разных социальных и образовательных сред позволяют судить о диагностической силе предложенной методики.

Работа содержит 1 файл

Методика исследования жизненных страт.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Учащиеся  православной гимназии, наоборот, хорошо представляют себе свое ближайшее будущее, а через пять лет там, где у их сверстников из массовой школы наблюдается «пик ясности», жизненная

 

стратегия православных старшеклассников наименее осознана. Однако при более глубоком целеполагании через 10 и даже через 15 лет они хорошо представляют себе свои жизненные перспективы.

    В целом можно сделать вывод, что жизненная стратегия старшеклассников из православных школ более осознанная и более протяженная во времени, чем жизненная стратегия старшеклассников стандартной средней школы.

    Содержание  жизненной стратегии. В массовой средней школе фактор внешнего успеха является наиболее четким и имеет наибольшую протяженность. Интересно, что в представлении старшеклассников этой группы цели внешнего успеха противопоставляются позитивному социальному проявлению (фактор внешнего успеха является биполярным: стать богатым, стать известным, не делать добро для других людей, не заботиться об экологии). Представления об образовании, профессиональной реализации и саморазвитии у старшеклассников массовой средней школы плохо структурированы. Можно сказать, что они хотят добиться успеха в жизни, связывая его прежде всего с материальным благополучием. При планировании на пять лет вперед, когда жизненная стратегия старшеклассников средней школы является наиболее осознанной (см. рис.), главным становится фактор «семейной реализации», который включает следующие цели: найти настоящую любовь, заботиться о своем здоровье, иметь хорошую семью, иметь интересный круг общения.

    Учащиеся  православных школ на всем протяжении времени наиболее значимыми для себя считают цели развития личности и реализации нравственных принципов. Цели, связанные с материальным достатком и внешним успехом, для них менее значимы. Фактор внешнего успеха не противопоставляется фактору позитивного социального проявления, а объединяется с ним. При планировании на 10 лет цель «стать известным» объединилась с целью «овладеть профессией», а цель «стать богатым» — с целями «найти свое призвание в жизни», «получить хорошее образование» и «вести нравственную жизнь». Внешний успех для этих старшеклассников является следствием профессиональной и личностной реализации. Такая направленность жизненной стратегии является результатом определенной ценностной позиции.

    Таким образом, предложенная методика исследования позволяет, используя не слишком трудоемкую экспериментальную процедуру, различать жизненные стратегии по параметрам содержания и степени осознанности. В заключение отметим, что описанная экспериментальная процедура может быть использована для исследования жизненных стратегий в разном возрасте и для разных временных перспектив. 
 

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. М.: Алтейя, 2001.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991.
  3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. пси-хол. 1994. №3. С. 43-52.
  4. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности. М.: Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002.
  5. Толстых Н.Н., Дубов И.Г. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И.Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 1997. С. 96-135.
  6. Cohen P., Cohen J. Life values and adolescence mental health. New Jersey: Lawrence Erlbaum Ass., 1996.
  7. Kasser Т., Ryan R. M. Be careful what you wish for // Schmuck ?., Sheldon K. (eds). Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving. Gottingen. Germany: Hogrefe & Huber, 2001. P. 116-131.
  8. Lee T.W., Locke E.A., Latham G.P. Goal Setting Theory and job performance // Goal concept in personality and social psychology / Pervin L. (ed.). New Jersev: Lawrence Erlbaum Ass., 1989. P. 269— 311.
  9. Sheldon K.M., Houser-Marko L. Self-concordance, goal-attainment and the pursuit of happiness: Can there be an upward spiral? // J. Pers. and Soc. Psychol. 2001. P. 80, 152-165.
 

    Поступила в редакцию 6.XII 2005 г.

Информация о работе Методика исследования жизненных стратегий личности