Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:56, курсовая работа
Цель:
Глава 1: проанализировать возможности арт-терапии и арт-терапевтической техники, как психокоррекционного направления.
Глава 2: провести и проанализировать сеанс психологического консультирования.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы арт-терапии;
Описать суть, подходы, цели арт-терапии
Провести сеанс консультирования.
Провести методический анализ сеанса психологического консультирования.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………………………………………..5
1.1. История возникновения арт-терапии………………………………………..5
1.2. Теория арт-терапии ………………………………………………………….9
1.3. Суть, подходы, цели арт-терапии …………………………………………12
1.4. Упражнения………………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Методический анализ сеанса консультирования………………………………..28
2.1. Стенограмма сеанса консультирования…………………………………...28
2.2. Анализ сеанса консультирования …………………………34
Выводы и практические рекомендации………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………
Работа с эффектами
Целью
данной работы всегда является углублённое
самопознание, освоение новых видов
деятельности и способов поведения
в неизвестной ситуации. Все эти
упражнения актуализируют сильные
переживания, чувства, фантазии и страхи.
В них нет чёткой тематической
обусловленности. Применимы они
на рабочей стадии группы в условиях
сформировавшейся атмосферы доверия
и принятия. Эти техники относятся
к техникам работы с глубинным бессознательным
и используются в контексте аналитической
и экзистенциальной арт-терапии.
Выводы
1.
Спектр возможностей арт-терапии весьма
широк - и тяжелые (как шизофрения и маниакально-депрессивный
психоз) психические расстройства, и неврозы,
и психосоматические (например, язвенная
болезнь) нарушения, и помощь жертвам кризисов
и катастроф (военных, стихийных, техногенных),
алкогольная и наркотическая зависимость,
нарушения поведения и успеваемости у
детей и подростков, проблемы мигрантов
и безработных, и многие другие. Это - только
по расстройствам психики. Вообще же, арт-терапия
годится для многих, вплоть до инфекционных
и онкологических, болезней, ибо это - один
из немногих методов, которые действительно
лечат не болезнь, а больного (говорят,
это завещал сам Гиппократ). Даже явная
патология органов чувств не является
препятствием: незрячий может лепить и
работать с музыкой, не слышащий - рисовать,
и так далее…
2.
Форма проведения арт-терапии может
быть как сугубо индивидуальной, так и
групповой (с использованием совместно
создаваемой атмосферы и «групповых проектов»).
Материалом творчества может быть рисунок,
лепка, аппликация, работа с тканью и деревом,
подручными предметами, изготовление
масок - почти все. Работа может сочетаться
с музыкальным воздействием, пластикой,
элементами драматизации и медитации
- спектр «инструментов» практически неисчерпаем.
3. Не заменяя собою инструментально-лабораторное обследование и лекарственное лечение, назначаемые по общепринятым показаниям, арт-терапия, проводимая подготовленным специалистом (а такие есть), способна существенно обогатить арсенал предлагаемых современной медициной средств, усилить эффект других назначений, повысить самооценку страждущих и сделать их отношения с лечащим персоналом более глубокими и доверительными.
Глава 2. Анализ сеанса консультирования
2.1.
Стенограмма сеанса
консультирования
За консультацией обратился молодой человек, 25 лет, холост, живёт с родителями.
Запрос: Чувство
нереализованности, невостребованности.
Стенограмма консультации
№№ | Этапы беседы | Цели
действия
консультанта |
Эмоциональные
реакции клиента |
Комментарии |
1 | Клиент:…добрый
день…я кажется к Вам.
Консультант: да…здравствуй, Александр, добро пожаловать…располагайся…ни чего что я на «ты»? Клиент: всё в порядке, так даже проще Консультант: что же…рассказывай, с чем ты ко мне пожаловал и чего ожидаешь от нашей встречи? Клиент:…меня кое-что мучает... Консультант: что именно, Саша? Клиент:…не уверен, что смогу сформулировать, но попробую…чувствую, себя не реализованным, не востребованным, ничего не хочется…всё как-то бессмысленно, что ли… Консультант: …каковы твои ожидания? Клиент:…хочу понять, в чём причина, наверное… |
Приветствую Устанавливаю
контакт Настраиваюсь
на клиента Выясняю
и уточняю первичный запрос |
Улыбаетя Показывает
открытость и готовность к общению Задумался,обвел
глазами комнату |
Отвечает взаимностью,
расположен к общению. Видно, что человек пришёл с определённым настроем и мыслями |
2 | Консультант:
…хорошо, расскажи мне о себе Александр…
Клиент:…всё банально и очень обычно, как говорится, родился в обычной семье, воспитывался мамой, иногда бабушками, в детсад не ходил…учился в школе, ездил на занятия в дом учёных …нормально окончил школу, поступил в университет…получил два высших!……м да, а толку как работал системным администратором, так и работаю… …в один момент, понял, что у меня нет, да и не было никаких стремлений, всё очень ровно…что же у меня так и пройдёт жизнь?...я хочу изменений, так как чувствую, что так продолжаться не может, я чувствую себя ничем и никем, а я может быть признания и успеха хочу!.. …моя сегодняшняя жизнь состоит из работы, интернета и телевизора…самая интересная часть моего дня - это обед |
Задаю вопрос с целью знакомства и выяснения обстоятельств, сбор необходимой информации. | Рассказывает вяло, показывая, что всё банально и делает длинные паузы, иногда с ухмылкой | Использую технику активного слушания, предоставляю пространство |
3 | Консультант:
…возможно, в детстве у тебя были какие-нибудь
увлечения, мечты…может спорт, какое-либо
искусство…что тебе больше всего нравилось
в те времена?..
Клиент:…да!...ты права у меня отец посвятил всю жизнь спорту, а точнее лыжам, по этому-то и я с лет четырёх на лыжах…зимой на лыжах, летом на велосипеде и мне это определённо нравилось. К сожаленью, теперь мне и некогда и особого желания тоже нет…всё равно мне не стать великим спортсменом… …ещё помню, когда ходил в дом учёных…за год до школы…там я занимался английским языком и рисованием…помню, как восхищались мной, когда я рассказывал стишок на английском…а ещё я рисовал, до сих пор валяются рисунки на даче, надо бы их найти…даже забавно стало…а ещё у бабушки с дедушкой до сих пор висит моя картинка «жар птица»! |
Задаю уточняющий
вопрос с целью прояснения ранее полученной
информации Выявляю психологическую проблему, относящуюся к внутреннему миру клиента и его личностным особенностям |
С энтузиазмом рассказывает о своей жизни, в процессе принимает открытую позу, много улыбается | Нужно похвалить его за открытость, чтобы подкрепить его внутреннего «ребёнка» |
4 | Консультант:
…как здорово, Александр, вот видишь не
всё так грустно и обыденно...Ты можешь
снова возобновить занятия спортом, начать
рисовать.! Клиент:…да…но
ты знаешь ведь я, кажется,
боюсь…получается все
кто меня окружают занимаются
любимым делом, реализовывают
свои фантазии и желания,
отец счастлив от спорта,
мать занимается йогой,
моя девушка и фотограф
и художник…я им даже
где-то завидую…я не
уверен, что что-то хорошее
получится, есть страх,
что меня не поймут,
что не смогут воспринимать
меня другим, не таким
какой я есть сейчас…у
меня есть такая черта,
если у меня что-то не
получается я оставляю
это… …да и успеха и признания по мне можно добиться, только сойдя с ума… |
Подбодрить, подкрепить приятные воспоминания | Смутился, опустил глаза, принял закрытую позу Замолчал Улыбается |
Защитная реакция, не вера в себя. Возможно, здесь есть зацепка и прояснились данные, на которые я хочу впоследствии опереться. |
5 | Консультант:
…а что для тебя слово «признание»? Клиент:…м…благодарные поклонники, известность, почитатели, награды…хотя это всё мелочи жизни, хочу чтобы когда-нибудь обо мне вспомнили, посмотрев на что-то сделанное мной…хочу оставить свой след в истории!!! |
Уточняю суть проблемы Пытаюсь понять что имеется в виду и ослабить защиту |
Задумывается, смеётся над своей фразой | |
6 | Консультант:
это замечательные желания, но что бы к
ним приблизиться и добиться чего-либо
нужно, хоть что-то делать для этого….Как
говорится «под лежачий камень вода
не течёт…» Клиент:да, это действительно так… |
Опускает глаза, глубоко вздыхает |
Своевременная фраза - поговорка дала свои результаты. | |
7 | Консультант:
…а хочешь прямо сейчас порисовать, заодно
вспомнишь как это здорово, а я проанализирую
твой рисунок, тест называется «нарисуй
человека под дождём» Клиент:..интересно, можно попробовать… |
Перевожу сложившуюся
ситуацию в игру |
Улыбается
С удовольствием и интересом принимается за дело, рисует. Во время
рисования, улыбается, слегка возбужден. |
Как мало нужно человеку для счастья, он с таким удовольствием это делает |
8 | Консультант:
…что ты можешь рассказать о своём рисунке? Клиент:…летний дождик, девочка, которая любит гулять со своим плюшевым мишкой, решила поиграть на полянке под деревцем и подождать пока он закончится… |
Вопрос направлен на выявление собственной интерпретации рисунка. | С энтузиазмом и непосредственной улыбкой рассказывает историю рисунка. |
Адекватный
рисунок и интерпретация |
9 | Консультант:
… как мило…
…судя
по твоему рисунку, Саша ты достаточно
уверенный в себе человек, имеешь способность
эффективно действовать в трудных жизненных
ситуациях, умение защититься от неблагоприятного
воздействия стрессовых ситуаций, ты активный
и общительный... Клиент:…улыбаюсь как дурак, наверное… |
Даю свою интерпретацию. | Внимательно слушает, улыбается | Возможно, у
него наступил «инсайт», появились новые
мысли и идеи. |
10 | Консультант: …я думаю это улыбается не «дурак», твой внутренний ребёнок, про которого ты совсем забыл… | Подкрепляю его детскую непосредственность. | Молча слушает. |
Надо закрепить результат. |
11 |
Консультант: Так
к чему мы пришли? Может, стоит попробовать?
Клиент:…я
думаю, да…стоит…сейчас
у меня куча мыслей,
я хочу рисовать это
определённо, а ещё у
меня вот буквально
родилась мысль о том,
что я хотел бы походить
на танцы и попробовать
себя в свободном театре,
а ещё хочу писать книги…или
нет хочу написать книгу…но
это позже где-нибудь
в старости…. …сейчас
разболелась голова
от мыслей, но как
ни странно они
очень светлые
и безоблачные…хочу,
хочу, хочу!!! |
Возвращаюсь к вопросу, который его задел. | Возбужден, серьезен Очень
эмоционально, много говорит, много
желает, делает выводы. Улыбается, слегка возбужден |
Поощряю его выводы улыбкой, тем самым показываю, что мы всё же добились какого, никакого, но результата! |
12 | Консультант:…я
очень рада, что это истинно твоё желание!
Как вывод
нашей встречи хотела бы сказать
вот, что ты очень ресурсный человек…и
никогда не бойся пробовать, ошибаться
и снова пробовать, ведь в этом
состоит наша жизнь, оглянись вокруг
столько всего интересного, прекрасного…и
ты часть этого прекрасного!!!.. поверь
в себя и в свои силы, твори, удивляй,
ломай стереотипы, будь самим собой!!! Клиент:…спасибо,
тебе …я рад, что обратился
к тебе, и как, оказалось,
получил больше ожидаемого!!! Консультант:ну
что же…желаю тебе успехов во всех твоих
начинания и всего доброго тебе, Александр!!! Клиент: До свидания!!!! |
Подвожу итог беседы Прощаюсь |
Он соглашается, благодарит, улыбается. | Вижу подтверждение
факта эффективности работы Показываю свою эмпатию. |
2.2.
Анализ сеанса консультирования
Была
проведена первичная
Я осталась довольна, проведенной консультацией.
Выводы
и практические рекомендации:
1.
В каждом из нас живет чудо. И это Чудо
- Ребенок. Удивительно творческая, мудрая,
спонтанная и энергичная часть нас. Тот,
кто знает все ответы на вопросы, умеет
прощать, принимать и любить безусловно,
радоваться и наслаждаться и знает, как
творить чудеса.
2. В разных традициях это называют по-разному: Интуиция, Внутренний ребенок, Мудрец, Душа, "Истинная Сущность". Мы приходим в этот мир Совершенными. Но, приходя, забываем про это, чтобы вспомнить вновь и вновь научиться любить, прощать, мечтать. Взрослея, мы забываем о том, какой неиссякаемый источник любви находится в нас же самих. Обиды, страхи, одиночество, критика и нелюбовь приводят нас к отрицанию себя и закрывают наше сердце. Мы начинаем все оценивать, и забываем про чувства, а наше желание и избежать боли, закрывает способность любить и творить окончательно.
3.
В случае Александра, он удачно
реализовал свои потребности
в обществе, получил статус, образование,
профессию, но чувствовал себя,
всё равно, не реализованным
и как оказалось всё дело
во внутренних зажимах и
В
качестве рекомендации, я бы посоветовала
такие направления в
Заключение
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.
Список
литературы
Информация о работе Методический анализ сеанса консультирования