Методический анализ сеанса консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Глава 1: проанализировать возможности арт-терапии и арт-терапевтической техники, как психокоррекционного направления.
Глава 2: провести и проанализировать сеанс психологического консультирования.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы арт-терапии;
Описать суть, подходы, цели арт-терапии
Провести сеанс консультирования.
Провести методический анализ сеанса психологического консультирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………………………………………..5
1.1. История возникновения арт-терапии………………………………………..5
1.2. Теория арт-терапии ………………………………………………………….9
1.3. Суть, подходы, цели арт-терапии …………………………………………12
1.4. Упражнения………………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Методический анализ сеанса консультирования………………………………..28
2.1. Стенограмма сеанса консультирования…………………………………...28
2.2. Анализ сеанса консультирования …………………………34
Выводы и практические рекомендации………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КР Арт-терапия.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

Работа  с эффектами

     Целью данной работы всегда является углублённое  самопознание, освоение новых видов  деятельности и способов поведения  в неизвестной ситуации. Все эти  упражнения актуализируют сильные  переживания, чувства, фантазии и страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они  на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия  и принятия. Эти техники относятся  к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии. 
 
 
 

     Выводы 

     1. Спектр возможностей арт-терапии весьма широк - и тяжелые (как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз) психические расстройства, и неврозы, и психосоматические (например, язвенная болезнь) нарушения, и помощь жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), алкогольная и наркотическая зависимость, нарушения поведения и успеваемости у детей и подростков, проблемы мигрантов и безработных, и многие другие. Это - только по расстройствам психики. Вообще же, арт-терапия годится для многих, вплоть до инфекционных и онкологических, болезней, ибо это - один из немногих методов, которые действительно лечат не болезнь, а больного (говорят, это завещал сам Гиппократ). Даже явная патология органов чувств не является препятствием: незрячий может лепить и работать с музыкой, не слышащий - рисовать, и так далее…  

     2. Форма проведения арт-терапии может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой (с использованием совместно создаваемой атмосферы и «групповых проектов»). Материалом творчества может быть рисунок, лепка, аппликация, работа с тканью и деревом, подручными предметами, изготовление масок - почти все. Работа может сочетаться с музыкальным воздействием, пластикой, элементами драматизации и медитации - спектр «инструментов» практически неисчерпаем. 

     3. Не заменяя собою инструментально-лабораторное обследование и лекарственное лечение, назначаемые по общепринятым показаниям, арт-терапия, проводимая подготовленным специалистом (а такие есть), способна существенно обогатить арсенал предлагаемых современной медициной средств, усилить эффект других назначений, повысить самооценку страждущих и сделать их отношения с лечащим персоналом более глубокими и доверительными.

   Глава 2. Анализ сеанса консультирования

   2.1. Стенограмма сеанса  консультирования 

За консультацией  обратился молодой человек, 25 лет, холост, живёт с родителями.

Запрос: Чувство  нереализованности, невостребованности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Стенограмма консультации

№№ Этапы беседы Цели  действия

консультанта

Эмоциональные

реакции

клиента

Комментарии
1 Клиент:…добрый день…я кажется к Вам.

 Консультант: да…здравствуй, Александр, добро пожаловать…располагайся…ни чего что я на «ты»?

Клиент: всё в порядке, так даже проще

Консультант: что же…рассказывай, с чем ты ко мне пожаловал и чего ожидаешь от нашей встречи?

Клиент:…меня кое-что мучает...

Консультант: что именно, Саша?

Клиент:…не уверен, что смогу сформулировать, но попробую…чувствую, себя не реализованным, не востребованным, ничего не хочется…всё как-то бессмысленно, что ли…

Консультант: …каковы твои ожидания?

Клиент:…хочу понять, в чём причина, наверное…

Приветствую 

Устанавливаю  контакт 

Настраиваюсь  на клиента 
 

Выясняю и уточняю первичный запрос 

Улыбаетя 

Показывает  открытость и готовность к общению 
 

Задумался,обвел глазами комнату 
 
 
 

Отвечает взаимностью, расположен к общению. 
 
 

Видно, что человек пришёл с определённым настроем и мыслями

2 Консультант: …хорошо, расскажи мне о себе Александр…

Клиент:…всё банально и очень обычно, как говорится, родился в обычной семье, воспитывался мамой, иногда бабушками, в детсад не ходил…учился в школе, ездил на занятия в дом учёных …нормально окончил школу, поступил в университет…получил два высших!……м да, а толку как работал системным администратором, так и работаю…

…в  один момент, понял, что у меня нет, да и не было никаких  стремлений, всё очень  ровно…что же у меня так и пройдёт жизнь?...я хочу изменений, так как чувствую, что так продолжаться не может, я чувствую себя ничем и никем, а я может быть признания и успеха хочу!..

…моя  сегодняшняя жизнь  состоит из работы, интернета и телевизора…самая интересная часть моего дня - это обед

Задаю вопрос с  целью знакомства и выяснения  обстоятельств, сбор необходимой информации. Рассказывает  вяло, показывая, что всё банально и делает длинные паузы, иногда с ухмылкой Использую технику  активного слушания, предоставляю пространство
3 Консультант: …возможно, в детстве у тебя были какие-нибудь увлечения, мечты…может спорт, какое-либо искусство…что тебе больше всего нравилось в те времена?..

Клиент:…да!...ты права у меня отец посвятил всю жизнь спорту, а точнее лыжам, по этому-то и я с лет четырёх на лыжах…зимой на лыжах, летом на велосипеде и мне это определённо нравилось. К сожаленью, теперь мне и некогда и особого желания тоже нет…всё равно мне не стать великим спортсменом…

…ещё  помню, когда ходил  в дом учёных…за  год до школы…там  я занимался английским языком и рисованием…помню, как восхищались мной, когда я рассказывал стишок на английском…а ещё я рисовал, до сих пор валяются рисунки на даче, надо бы их найти…даже забавно стало…а ещё у бабушки с дедушкой до сих пор висит моя картинка «жар птица»!

Задаю уточняющий вопрос с целью прояснения ранее полученной информации 

Выявляю психологическую проблему, относящуюся к внутреннему миру клиента и его личностным особенностям

С энтузиазмом  рассказывает о своей жизни, в  процессе принимает открытую позу, много улыбается Нужно похвалить  его за открытость, чтобы подкрепить его внутреннего «ребёнка»
4 Консультант: …как здорово, Александр, вот видишь не всё так грустно и обыденно...Ты можешь снова возобновить занятия спортом, начать рисовать.! 

Клиент:…да…но ты знаешь ведь я, кажется, боюсь…получается все кто меня окружают занимаются любимым делом, реализовывают свои фантазии и желания, отец счастлив от спорта, мать занимается йогой, моя  девушка и фотограф и художник…я им даже где-то завидую…я не уверен, что что-то хорошее получится, есть страх, что меня не поймут, что не смогут воспринимать меня другим, не таким какой я есть сейчас…у меня есть такая черта, если у меня что-то не получается я оставляю это… 

…да и успеха и признания  по мне можно добиться, только сойдя с  ума…

Подбодрить, подкрепить приятные воспоминания  
 
 
Смутился, опустил глаза, принял закрытую позу 
 
 
 
 
 
 

Замолчал 

Улыбается

 
 
Защитная  реакция, не вера в себя. 

Возможно, здесь есть зацепка и прояснились  данные, на которые я хочу впоследствии опереться.

5 Консультант: …а что для тебя слово «признание»? 

Клиент:…м…благодарные поклонники, известность, почитатели, награды…хотя это всё мелочи жизни, хочу чтобы когда-нибудь обо мне вспомнили, посмотрев на что-то сделанное мной…хочу оставить свой след в истории!!!

Уточняю суть проблемы 

Пытаюсь понять что имеется в виду и ослабить защиту

Задумывается, смеётся над своей фразой  
6 Консультант: это замечательные желания, но что бы к ним приблизиться и добиться чего-либо нужно, хоть что-то делать для этого….Как говорится  «под лежачий камень вода не течёт…» 

Клиент:да, это действительно так…

   
Опускает глаза, глубоко вздыхает
Своевременная фраза - поговорка дала свои результаты.
7 Консультант: …а хочешь прямо сейчас порисовать, заодно вспомнишь как это здорово, а я проанализирую твой рисунок, тест называется «нарисуй человека под дождём» 

Клиент:..интересно,  можно попробовать…

Перевожу сложившуюся ситуацию в игру 
 
 
 
Улыбается

С удовольствием  и интересом принимается за дело, рисует.

Во время  рисования, улыбается, слегка возбужден. 

Как мало нужно  человеку для счастья, он с таким  удовольствием это делает
8 Консультант: …что ты можешь рассказать о своём рисунке? 

Клиент:…летний дождик, девочка, которая любит гулять со своим плюшевым мишкой, решила поиграть на полянке под деревцем и подождать пока он закончится…

Вопрос направлен на выявление собственной интерпретации рисунка.  
 
С энтузиазмом и непосредственной улыбкой рассказывает историю рисунка. 
 
Адекватный  рисунок и интерпретация 
 
 
9 Консультант: … как мило…

…судя по твоему рисунку, Саша ты достаточно уверенный в себе человек, имеешь способность эффективно действовать в трудных жизненных ситуациях, умение защититься от неблагоприятного воздействия стрессовых ситуаций, ты активный и общительный... 

Клиент:…улыбаюсь как дурак, наверное…

Даю свою интерпретацию. Внимательно слушает, улыбается Возможно, у  него наступил «инсайт», появились новые мысли и идеи. 
 
 
10   Консультант: …я думаю это улыбается не «дурак», твой внутренний ребёнок, про которого ты совсем забыл…  Подкрепляю его детскую непосредственность. Молча слушает. 
 
Надо закрепить  результат.
11   Консультант: Так к чему мы пришли? Может, стоит попробовать?

Клиент:…я думаю, да…стоит…сейчас у меня куча мыслей, я хочу рисовать это определённо, а ещё у меня вот буквально родилась мысль о том, что я хотел бы походить на танцы и попробовать себя в свободном театре, а ещё хочу писать книги…или нет хочу написать книгу…но это позже где-нибудь в старости…. 

…сейчас разболелась голова от мыслей, но как  ни странно они  очень светлые  и безоблачные…хочу, хочу, хочу!!! 

Возвращаюсь к вопросу, который его задел. Возбужден, серьезен 

Очень эмоционально, много говорит, много  желает, делает выводы. 
 
 

Улыбается, слегка возбужден

Поощряю его  выводы улыбкой, тем самым показываю, что мы всё же добились какого, никакого, но результата!
12 Консультант:…я очень рада, что это истинно твоё желание!

Как вывод  нашей встречи хотела бы сказать  вот, что ты очень ресурсный человек…и  никогда не бойся пробовать, ошибаться  и снова пробовать, ведь в этом состоит наша жизнь, оглянись вокруг столько всего интересного, прекрасного…и  ты часть этого прекрасного!!!.. поверь в себя и в свои силы, твори, удивляй, ломай стереотипы, будь самим собой!!! 

Клиент:…спасибо, тебе …я рад, что обратился к тебе, и как, оказалось, получил больше ожидаемого!!! 

Консультант:ну что же…желаю тебе успехов во всех твоих начинания и всего доброго тебе, Александр!!! 

Клиент: До свидания!!!!

Подвожу итог беседы 

Прощаюсь

Он соглашается, благодарит, улыбается. Вижу подтверждение  факта эффективности работы 

Показываю свою эмпатию.


 

     2.2. Анализ сеанса консультирования 

     Была  проведена первичная консультация, на которой состоялось знакомство с клиентом. Беседа началась с получения запроса. Клиент пришел с еще не четко сформулированным запросом. В ходе беседы прояснился ряд проблемных мест в жизни клиента. Для разрядки обстановки клиенту было предложено нарисовать рисунок. Рисование оживило беседу, рисунок и его обсуждения дали информацию о личности клиента. Клиент сам пришел к выводам, как изменить свою жизнь, построил планы на будущее.

     Я осталась довольна, проведенной консультацией.

 

     

     Выводы  и практические рекомендации: 

     1. В каждом из нас живет чудо. И это Чудо - Ребенок. Удивительно творческая, мудрая, спонтанная и энергичная часть нас. Тот, кто знает все ответы на вопросы, умеет прощать, принимать и любить безусловно, радоваться и наслаждаться и знает, как творить чудеса. 

     2. В разных традициях это называют по-разному: Интуиция, Внутренний ребенок, Мудрец, Душа, "Истинная Сущность". Мы приходим в этот мир Совершенными. Но, приходя, забываем про это, чтобы вспомнить вновь и вновь научиться любить, прощать, мечтать. Взрослея, мы забываем о том, какой неиссякаемый источник любви находится в нас же самих. Обиды, страхи, одиночество, критика и нелюбовь приводят нас к отрицанию себя и закрывают наше сердце. Мы начинаем все оценивать, и забываем про чувства, а наше желание и избежать боли, закрывает способность любить и творить окончательно.

 

      3. В случае Александра, он удачно  реализовал свои потребности  в обществе, получил статус, образование,  профессию, но чувствовал себя, всё равно, не реализованным  и как оказалось всё дело  во внутренних зажимах и запретах, страхах. Для того, что бы их  снять нужно дать себе возможность: 

  • исследовать свое детство, оживить детские воспоминания
  • осознать и переработать свои детские впечатления, переживания
  • увидеть свои истинные, глубинные желания и потребности
  • изменить восприятие себя
  • открыть путь к своей Сущности
  • воссоединиться со своей интуитивной, спонтанной частью
  • раскрыть свой творческий потенциал и яркость восприятия мира
  • научиться любить и прощать

     В качестве рекомендации,  я бы посоветовала такие направления в психологии, как арт-терапия «Каждый человек — художник!»; психодрама «Чтобы жизнь была в радость!»; и танцевально-двигательную терапию «В здоровом теле здоровый дух!». Думаю, это стало бы и лично для Александра и для каждого отдельно взятого человека, как интересным занятием, так и действительно полезным и эффективным во многих вопросах и проблемах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

     Большой интерес представляют попытки некоторых  арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

 

     Список  литературы 

  1. «Арт-терапия – новые горизонты» / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.
  2. Богданович В. «Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы». Золотое Сечение, 2008.
  3. Будза А. «Арт-терапия: Йога внутреннего художника». Феникс, 2006.
  4. Гулинкина О. «Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и пространство». Packagin, №1(15),февраль,2008,с.56-62..
  5. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». – изд. «Питер». – 2001.
  6. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика». СПб.: Речь, 2003.
  7. «Хрестоматия по психологии» под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». – 2001.
  8. http://psy-creation.pp.net.ua/publ/
  9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4254/

Информация о работе Методический анализ сеанса консультирования