Методический анализ сеанса консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Глава 1: проанализировать возможности арт-терапии и арт-терапевтической техники, как психокоррекционного направления.
Глава 2: провести и проанализировать сеанс психологического консультирования.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы арт-терапии;
Описать суть, подходы, цели арт-терапии
Провести сеанс консультирования.
Провести методический анализ сеанса психологического консультирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………………………………………..5
1.1. История возникновения арт-терапии………………………………………..5
1.2. Теория арт-терапии ………………………………………………………….9
1.3. Суть, подходы, цели арт-терапии …………………………………………12
1.4. Упражнения………………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Методический анализ сеанса консультирования………………………………..28
2.1. Стенограмма сеанса консультирования…………………………………...28
2.2. Анализ сеанса консультирования …………………………34
Выводы и практические рекомендации………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КР Арт-терапия.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

     Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную  с отсутствием "художественного  таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов  и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам  чувство защищённости, поскольку  они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при  рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень отдаленности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

 

     1.3. Суть, подходы, цели  арт-терапии 

     Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

     Наиболее  часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

     - выражение эмоций и чувств, связанных  с переживаниями своих проблем, самого себя;

     - активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;

     - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

     - и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в  постоянно меняющемся мире (гибкости).

     Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

     Многие  психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

     В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

     Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

     Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

     В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

     Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

     Архаические формы искусства дольше всего  сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный  характер, а также опора на символический  язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного  здоровья. Примитивность узоров, ритмика  орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.

     Многие  «первобытные» рисунки и изделия  напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми  переживаниями, носящими, скорее, положительный  для творящего человека оттенок. 

     Два основных подхода  в арт-терапии:

     1. Искусство обладает целительным  действием само по себе, художественное  творчество дает возможность  выразить и заново пережить  внутренние конфликты, оно является  средством обогащения субъективного  опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

     2. На первом месте – терапевтические  цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

     Основные  цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

     Важным  понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

       Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

     1) предоставляет возможность для  выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

     2) ускоряет прогресс в терапии.  Подсознательные конфликты и  внутренние переживания легче  выражаются с помощью зрительных  образов, чем в разговоре во  время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации  могут с большей вероятностью  избежать сознательной цензуры;

     3) дает основания для интерпретаций  и диагностической работы в  процессе терапии. Творческая  продукция ввиду ее реальности  не может отрицаться пациентом.  Содержание и стиль художественной  работы предоставляют терапевту  огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад  в интерпретацию своих собственных  творений;

     4) позволяет работать с мыслями  и чувствами, которые кажутся  непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые  травмы и насилие, страхи, внутренние  конфликты, воспоминания детства,  сновидения). Иногда невербальное  средство оказывается единственным  инструментом, вскрывающим и проясняющим  интенсивные чувства и убеждения;

     5) помогает укрепить терапевтические  взаимоотношения. Элементы совпадения  в художественном творчестве  членов группы могут ускорить  развитие эмпатии и положительных чувств;

     6) способствует возникновению чувства  внутреннего контроля и порядка;

     7) развивает и усиливает внимание  к чувствам;

     8) усиливает ощущение собственной  личностной ценности, повышает художественную  компетентность. Побочным продуктом  терапии искусством является  удовлетворение, возникающее в результате  выявления скрытых умений и их развития.

     Факторы психотерапевтического воздействия  в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

       1) фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;

     2) фактор психотерапевтических отношений  – динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

     3) фактор интерпретаций и вербальной  обратной связи – трансформация,  перевод материала (процесса и  результата творчества) с эмоционального  уровня на уровень понимания,  формирование смыслов.

     Руководитель  группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и  проявляет максимум гибкости для  стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место  для движений и шумных игр. Роль руководителя - способствовать творчеству. Участники  получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о  художественности своих творений.

       В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

      - одна часть невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

     - другая часть вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Информация о работе Методический анализ сеанса консультирования