Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:56, курсовая работа
Цель:
Глава 1: проанализировать возможности арт-терапии и арт-терапевтической техники, как психокоррекционного направления.
Глава 2: провести и проанализировать сеанс психологического консультирования.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы арт-терапии;
Описать суть, подходы, цели арт-терапии
Провести сеанс консультирования.
Провести методический анализ сеанса психологического консультирования.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………………………………………..5
1.1. История возникновения арт-терапии………………………………………..5
1.2. Теория арт-терапии ………………………………………………………….9
1.3. Суть, подходы, цели арт-терапии …………………………………………12
1.4. Упражнения………………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Методический анализ сеанса консультирования………………………………..28
2.1. Стенограмма сеанса консультирования…………………………………...28
2.2. Анализ сеанса консультирования …………………………34
Выводы и практические рекомендации………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………
Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:
- как человек себя выражает;
- что он выражает;
- в какой форме;
-
как это воздействует на
В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.
Карл
Юнг считал, что воображение и
творчество являются движущими силами
человеческого существования. Он использовал
термин "активное воображение" для
обозначения такого творческого
процесса, когда человек просто наблюдает
за развитием своей фантазии и
не пытается воздействовать на нее. Примером
спонтанного использования
К сферам применения арт-тарапии относятся:
1) индивидуальная, групповая и семейная арт-терапия;
2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;
3)
в общеобразовательных школах, детских
садах, в специализированных
4)
с престарелыми людьми (в домах
престарелых, в
5)
с лицами, страдающими различного
рода зависимостями (
6)
в медицинских учреждениях
1.4.
Упражнения
Процедурные аспекты терапии искусством зависят от профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Руководителю следует обеспечить участников необходимым материалом. Его основная функция – создать необходимые условия для самораскрытия участников и их свободного самовыражения в творческом процессе.
Участники
получают инструкцию полностью отдаться
своим чувствам и не заботиться о
художественности своих творений. Помещение
должно обеспечивать место для движений
и шумных игр.
Условия
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Сам
процесс спонтанного
Сессия
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии)
Другая часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).
Упражнения для арт-терапевтической сессии стоит подбирать с учётом её оптимальной структуры, которая включает несколько этапов:
1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении;
3. Индивидуальная изобразительная деятельность;
4. Вербализация (коммуникация);
5. Коллективная
работа; в парах; малых группах(
6. Рефлексивный
анализ
Упражнения
для знакомства.
Этими
упражнениями начинается работа новой
группы, а также новая сессия.
Наряду с определением целей работы
участников, знакомство является обязательным
условием успешной групповой работы,
позволяет установить доверительные
отношения между её членами, снять
напряжение, включиться в работу и
настроиться на творческий процесс,
рефлексию.
1. Рисунок
себя
Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:
- иллюстрация вашего образа жизни;
- ваши ценности и интересы;
- ваше мироощущение;
- метафора,
отражающая вас в целом.
2. Интервью-презентация
Упражнение
выполняется в парах, тройках, малых
группах. Инструкция: попросите партнёра
рассказать о его жизни, интересах,
планах и т.д., а затем изобразите
на рисунке то, что он Вам рассказал.
Обсуждение, обратная связь группы.
3. Первые
впечатления
Расслабьтесь
и посмотрите на партнера. На общем
листе бумаги изобразите поочередно
любые элементы внешнего облика партнера,
на которых останавливается Ваш
взгляд, не отрывая карандаша от
бумаги. Обсудите созданные рисунки.
Варианты: поочередно рисуя в абстрактной
манере, постарайтесь передать свои первые
мысли и впечатления, связанные
с партнером, передайте свои впечатления,
связанные с партнером, используя
один цвет и одну форму нарисуйте, каким
Вы представляетесь партнеру, нарисуйте
портреты друг друга, а под ними запишите
свои впечатления друг о друге.
Упражнения
для индивидуальной
работы
1. Рисунок состояния
Цель: Этим
упражнением целесообразно
Материалы:
Бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Инструкция
для участников: Каждый член группы
имеет в своем распоряжении много
бумаги и краски, цветные карандаши,
мелки. Используйте одну - две минуты,
чтоб осознать ощущения и чувства, которые
возникают в этот момент. Забудьте об искусстве
и не старайтесь быть художником. Возьмите
карандаш и начните наносить какие-нибудь
штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии
и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете.
Попытайтесь символически выразить свое
состояние в данный момент. Не заставляйте
себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное.
Рисуйте то, что приходит в голову. Когда
все члены группы закончат задание, группа
может поделиться впечатлениями о каждом
рисунке, никак его не оценивая.
В
качестве варианта испробуйте другие
материалы, например, глину. В любом
случае доверяйте своим внутренним
ощущениям и старайтесь в своей
работе обнаружить информацию для себя.
2. Коллаж
Цель:
раскрытие потенциальных
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Материалом
для коллажа могут служить
глянцевые журналы, разнообразные
изображения, фотографии, природные
материалы, предметы, изготовленные
или преобразованные его
Инструкция:
вырежьте из журналов фигуры людей, животных
и пр., а затем оформите их в
композицию. С элементами можно делать
всё, что угодно, можно дополнить
работу надписями, комментариями, закрасить
и декорировать пустоты, быть конкретным
или абстрактным.
Анализ
коллажа: расположение элементов на
листе, размер элементов, их расположение
относительно других элементов, основания
выбора того или иного элемента,
элементы пристраиваются друг к другу,
дополняют общую идею коллажа, прослеживается
общий сюжет;
3. Упражнение
«Могу позволить себе играть
как ребенок...»
Нарисовать
«нерабочей» рукой самую
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Важно
обсудить, почему именно эта детская
игра возникла в воображении? Как
чувствовал себя человек, работая над
образами? Что чувствует сейчас?
5. Работа с глиной
Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
- Создайте
скульптурное изображение,
- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте
из глины фигурки для
- Изготовьте различные сосуды из глины;
- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;
- Создайте
глиняные слепки различных
- Создайте
плоскую глиняную маску,
- Создайте
глиняный амулет или оберег.
Информация о работе Методический анализ сеанса консультирования