Методический анализ сеанса консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Глава 1: проанализировать возможности арт-терапии и арт-терапевтической техники, как психокоррекционного направления.
Глава 2: провести и проанализировать сеанс психологического консультирования.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы арт-терапии;
Описать суть, подходы, цели арт-терапии
Провести сеанс консультирования.
Провести методический анализ сеанса психологического консультирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………………………………………..5
1.1. История возникновения арт-терапии………………………………………..5
1.2. Теория арт-терапии ………………………………………………………….9
1.3. Суть, подходы, цели арт-терапии …………………………………………12
1.4. Упражнения………………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
Глава 2. Методический анализ сеанса консультирования………………………………..28
2.1. Стенограмма сеанса консультирования…………………………………...28
2.2. Анализ сеанса консультирования …………………………34
Выводы и практические рекомендации………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КР Арт-терапия.docx

— 67.81 Кб (Скачать)

     Сферы анализа, то, что имеет значение при  анализе творчества:

     - как человек себя выражает;

     - что он выражает;

     - в какой форме;

     - как это воздействует на человека  или группу.

     В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

     Карл  Юнг считал, что воображение и  творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал  термин "активное воображение" для  обозначения такого творческого  процесса, когда человек просто наблюдает  за развитием своей фантазии и  не пытается воздействовать на нее. Примером спонтанного использования фантазии в терапии искусством может служить  упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени  волнистую линию, не отрывая ручки  или кисти от бумаги. Цель этого  упражнения - дать участнику возможность  спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются  подсознательные компоненты психики  участника. Затем участник в течение  некоторого времени смотрит на рисунок  и пытается понять, не могут ли возникшие  зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи  в его подсознании. Методики терапии  искусством типа упражнения по рисованию  каракулей аналогичны используемым Юнгом упражнениям "активного воображения", когда пациенты получают инструкцию продолжать свои прерванные мечты в фантазии.

     К сферам применения арт-тарапии относятся:

     1) индивидуальная, групповая и семейная  арт-терапия;

     2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

     3) в общеобразовательных школах, детских  садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества - работа с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

     4) с престарелыми людьми (в домах  престарелых, в специализированных  центрах);

     5) с лицами, страдающими различного  рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.),

     6) в медицинских учреждениях общесоматического и психиатрического назначения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1.4.  Упражнения 

     Процедурные аспекты терапии искусством зависят  от профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Руководителю следует  обеспечить участников необходимым  материалом. Его основная функция  – создать необходимые условия  для самораскрытия участников и  их свободного самовыражения в творческом процессе.

     Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о  художественности своих творений. Помещение  должно обеспечивать место для движений и шумных игр. 

Условия

• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

• Концентрация (привлечение внимания к другим и  себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен  опытом).

• Креативность.

• Сам  процесс спонтанного творчества.  

Сессия

     В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии)

     Другая  часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).

     Упражнения  для арт-терапевтической сессии стоит подбирать с учётом её оптимальной структуры, которая включает несколько этапов:

 

 1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация  визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении;

3. Индивидуальная  изобразительная деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5. Коллективная  работа; в парах; малых группах(театрализация, ритуальная драматизация);

6. Рефлексивный  анализ 

Упражнения  для знакомства. 

     Этими упражнениями начинается работа новой  группы, а также новая сессия. Наряду с определением целей работы участников, знакомство является обязательным условием успешной групповой работы, позволяет установить доверительные  отношения между её членами, снять  напряжение, включиться в работу и  настроиться на творческий процесс, рефлексию. 

1. Рисунок  себя 

     Задача  этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это  может быть:

- иллюстрация  вашего образа жизни;

- ваши  ценности и интересы;

- ваше  мироощущение;

- метафора, отражающая вас в целом. 

2. Интервью-презентация 

     Упражнение  выполняется в парах, тройках, малых  группах. Инструкция: попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал. Обсуждение, обратная связь группы. 

3. Первые  впечатления 

     Расслабьтесь  и посмотрите на партнера. На общем  листе бумаги изобразите поочередно любые элементы внешнего облика партнера, на которых останавливается Ваш  взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочередно рисуя в абстрактной  манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные  с партнером, передайте свои впечатления, связанные с партнером, используя один цвет и одну форму нарисуйте, каким Вы представляетесь партнеру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге. 

Упражнения  для индивидуальной работы 

1. Рисунок  состояния

Цель: Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии  искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить  диагностическим материалом, а также  использоваться в конце сессии для  анализа изменений. 

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски. 

     Инструкция  для участников: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много  бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну - две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая. 

     В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом  случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей  работе обнаружить информацию для себя. 

2. Коллаж

     Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень  свободы, является эффективным методом  работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа  не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет  каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

     Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых  они запечатлены, а также использование  коллажа в перфомансе и инсталляции.

     Материалом  для коллажа могут служить  глянцевые журналы, разнообразные  изображения, фотографии, природные  материалы, предметы, изготовленные  или преобразованные его создателями. 

     Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в  композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить  работу надписями, комментариями, закрасить  и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным. 

     Анализ  коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания  выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет; 

3. Упражнение  «Могу позволить себе играть  как ребенок...» 

     Нарисовать  «нерабочей» рукой самую любимую  игру (или занятие) своего детства  и придумать к рисунку название.

     Для работы лучше брать мягкие изобразительные  материалы (гуашь, мелки, акварель и  т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).

Понятно, что при рисовании левой рукой  «правша» как бы раздвигает границы  умений, открывает в себе новые  чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.

     Важно обсудить, почему именно эта детская  игра возникла в воображении? Как  чувствовал себя человек, работая над  образами? Что чувствует сейчас? 
 

5. Работа  с глиной

     Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это  может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:

- Создайте  скульптурное изображение, закрыв  глаза;

- Создайте  отпечатки различных предметов  в глине;

- Изготовьте  из глины фигурки для тематической  групповой композиции;

- Изготовьте  различные сосуды из глины;

- Создайте, а затем разрисуйте фигуры  из глины;

- Создайте  глиняные слепки различных предметов  и поверхностей, частей тела;

- Создайте  плоскую глиняную маску, раскатав  глину валиком, оформите поверхность  отпечатками различных текстур  (если есть возможность обжига, эту маску потом можно раскрасить);

- Создайте  глиняный амулет или оберег. 

Информация о работе Методический анализ сеанса консультирования