Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека.

Содержание

1. Функции, виды и структура общения…………………………………………………..….2
2. Закономерности и эффекты социальной перцепции……………………………………..5
3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации……………………………………7
4. Общение как взаимодействие……………………………………………………………..10
5. Виды и структура малых групп…………………………………………………………...13
6. Межгрупповое взаимодействие…………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

к.р. построение общения.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 При исследовании  формальных групп и организаций  вслед за Э.Мэйо принято выделять  формальную и неформальную структуры  группы. Для изучения неформальной  структуры малой группы наиболее  часто используют метод социометрии,  предложенный Д.Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:  

социометрический  статус членов группы, т.е. положение, которое  они занимают в системе межличностных  предпочтений и отклонений;  

характеристики  взаимных предпочтений и отклонений;  

наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями  взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;  

относительное число взаимных предпочтений (так  называемая социометрическая сплоченность группы).  
 

 Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между членами группы. В этой структуре особое значение имеют: положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, к объему информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы), направленность и интенсивность внутригрупповых коммуникаций.  

 Ролевая структура  малой группы — это совокупность  отношений между индивидами. Наиболее  важной составляющей данной структуры  является распределение групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т.д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.  

 Структура  социальной власти и влияния  в малой группе — это совокупность  связей между индивидами, характеризуемая  направленностью и интенсивностью  их взаимного влияния. В зависимости  от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной.  

6. Межгрупповое взаимодействие.  

 Предметом  исследования психологии межгруппового  взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).  

 Одним из  первых ученых, обративших внимание  на психологические закономерности  отношений между группами, был У.Самнер, описавший феномен этноцентризма.  

 Этноцентризм  — это свойство сознания этнической  группы, связанное с преувеличением  положительно оцениваемых характеристик  собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают  центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.  

 Отличительной  особенностью межгрупповых отношений  является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Внутригрупповая пристрастность заключается в тенденции благосклонного отношения к собственной группе, что способствует противопоставлению «мы» — группа людей, объединенная чувством общей идентичности по разным признакам (раса, пол, религиозная, профессиональная принадлежность, образование, место жительства и т.д.), и «они» — группа, которую люди воспринимают как непохожую на их собственную и обособленную от нее.  

 Г.Адорно  показал, что враждебное отношение  к представителям других этнических  групп связано с определенным  набором психологических качеств,  характерных для так называемой  авторитарной личности:  

установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;  

чрезмерная озабоченность  вопросами статуса и власти;  

стереотипность  суждений и оценок;  

нетерпимость  к неопределенности;  

склонность подчиняться  людям, наделенным властью;  

нетерпимость  к тем, кто находится на более низком статусном уровне.  

 М.Шериф в  полевых экспериментах показал,  что ситуация конкурентного взаимодействия, в основе которой лежит объективный  конфликт интересов, приводит  к усилению проявлений межгрупповой  агрессии, враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности.  

 Экспериментальные  исследования феномена внутригруппового  фаворитизма (тенденции оказывать  предпочтение своей группе в  противовес интересам другой), проведенные  Г.Тэджфелом и Д.Тернером, показали, что одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установки по отношению к тем, кто входил в одну группу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу.  

 Теория социальной  идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера  объясняет феномены внутригруппового  фаворитизма и внешнегрупповой  дискриминации (тенденции к установлению  различий в оценках «своей»  и «чужой» группы, как правило, в пользу «своей» группы) как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями разных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения.  

 Социальная категоризация — это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.  

 Социальная  идентификация — это процесс  отнесения индивидом себя к  тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им  своей групповой социальной принадлежности.  

 Социальное  сравнение — это процесс соотнесения  качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.  

 Внутригрупповой  фаворитизм и внешнегрупповая  дискриминация являются заключительным  звеном в серии когнитивных  процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».  
 
 
 
 

Литература.

1.   Андреева Г. М. Социальная психология. М.,1988. Гл. 5,6,7 и 11.

2.   Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. В. Гаврилова и др. СПб., 1997.Гл.3,9 и 11.

3.   Психология: Учебник/Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 19, 20 и 21.

4.   Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

5.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Информация о работе Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения