Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека.

Содержание

1. Функции, виды и структура общения…………………………………………………..….2
2. Закономерности и эффекты социальной перцепции……………………………………..5
3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации……………………………………7
4. Общение как взаимодействие……………………………………………………………..10
5. Виды и структура малых групп…………………………………………………………...13
6. Межгрупповое взаимодействие…………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

к.р. построение общения.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Визуальное общение — это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Многие исследователи считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.  
 

 Каждая из  описанных невербальных систем  коммуникаций использует свою  собственную знаковую систему,  свой код. Для правильного взаимопонимания кодификация и декодификация этих систем должна быть известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что можно считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. Недостаточная осведомленность может стать причиной искажений в коммуникативном процессе и, в конечном счете, привести к нарушению общения.  

4. Общение как взаимодействие.  

 Интерактивная  сторона общения чаще всего  проявляется при организации  совместной деятельности людей.  Обмен знаниями и идеями по  поводу этой деятельности неизбежно  предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.  

 Психологическая  структура совместной деятельности  включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности — совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.  

 В психологии  все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:  

сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно  помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого  и общих целей совместной деятельности;  

противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;  

однонаправленное  содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;  

однонаправленное  противодействие: один из партнеров  препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;  

контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);  

компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.  

 Обобщение  вышеперечисленных видов позволяет  выделить два основных вида  взаимодействия:  

направленное  на сотрудничество и кооперацию;  

основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.  

 Конфликт (от  лат. conflictus — столкновение) представляет  собой столкновение противоположно  направленных целей, интересов,  позиций, мнений или взглядов  оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.  
 

 Социально-психологический  анализ позволяет выделить четыре  типа конфликта:  

внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать  две или более составляющих одной  и той же личности — например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;  

межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;  

личностно-групповой  конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;  

межгрупповой. В  этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.  

 В динамике  конфликта выделяют следующие  четыре основные стадии:  

Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».  

Осознание объективной  конфликтной ситуации. Для того чтобы  конфликт был осознан, необходим  инцидент, т.е. ситуация, при которой  одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.  

Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.  

Конструктивным  межличностным конфликтом считается  тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К.У.Томас и Р.X.Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:  

сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;  

компромисс —  урегулирование разногласий через  взаимные уступки;  

избегание, заключающееся  в стремлении выйти из конфликтной  ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;  

приспособление  — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;  

конкуренция —  соперничество, открытая борьба за свои интересы.  
 

Неконструктивный  межличностный конфликт возникает  тогда, когда один из оппонентов прибегает  к нравственно осуждаемым методам  борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.  

Разрешение конфликта  является заключительной стадией его  протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной  ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда  исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждении). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:  

полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации — например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;  

частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;  

полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального  изменения образов конфликтной  ситуации;  

частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.  
 

5. Виды и структура малых групп.  

 Основной  формой социального объединения  людей является малая группа.  

 Малая группа  — это небольшая по размеру  общность людей, связанных непосредственным  взаимодействием. Ее нижние и  верхние границы определяются  качественными признаками, основными  из которых являются контактность  и целостность. Контактность есть  возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу индивидов, позволяющая воспринимать их как единое целое.  

 За нижнюю  границу размеров малой группы  большинством специалистов принимаются  три человека, поскольку в группе  из двух человек (диаде) групповые  социально-психологические феномены  протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20—30, по данным некоторых специалистов, до 50 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи американский психолог Ч.Кули предложил выделять группы первичные, т.е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.  

 Другой американский  исследователь, Э.Мэйо, разделил  все группы на формальные и  неформальные. В формальных группах  членство и взаимоотношения носят  преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными  предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. В неформальные группы люди объединяются на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.  

 Третья классификация,  автором которой является Г.Хаймен, выделяет группы членства и  референтные группы. Референтностью  называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Дж.Келли выделил в качестве основных функций референтной группы сравнительную (принятые в группе стандарты поведения выступают для человека в качестве эталонных образцов, на которые он ориентируется в принятии решений и оценках) и нормативную (групповые ценности позволяют человеку оценить, насколько его поведение соответствует нормам группы).  

 По времени  существования выделяются группы  временные, в рамках которых  объединение индивидов ограничено  во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).  

 В зависимости  от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее, группы делятся на открытые и закрытые. Ярким примером закрытых групп являются секты.  

 Структура  малой группы — это совокупность  связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуры).  

Информация о работе Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения