Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:03, контрольная работа
Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека.
1. Функции, виды и структура общения…………………………………………………..….2
2. Закономерности и эффекты социальной перцепции……………………………………..5
3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации……………………………………7
4. Общение как взаимодействие……………………………………………………………..10
5. Виды и структура малых групп…………………………………………………………...13
6. Межгрупповое взаимодействие…………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………….17
Визуальное общение
— это контакт глазами, первоначальное
изучение которого связывали с интимным
общением. Многие исследователи считают,
что контакт глаз между партнерами по
общению может служить мерой симпатии
между ними. Во многом этот фактор зависит
от культурных традиций: в ряде стран контакта
глаз избегают из уважения, у некоторых
народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается
как вызов и агрессия.
Каждая из
описанных невербальных систем
коммуникаций использует свою
собственную знаковую систему,
свой код. Для правильного взаимопонимания
кодификация и декодификация этих систем
должна быть известна всем участникам
коммуникативного процесса. Но если в
случае с речью эта система кодификации
более или менее общеизвестна, то при невербальной
коммуникации важно в каждом случае определить,
что можно считать кодом и, главное, как
обеспечить, чтобы и другой партнер по
общению владел этим же самым кодом. Недостаточная
осведомленность может стать причиной
искажений в коммуникативном процессе
и, в конечном счете, привести к нарушению
общения.
4.
Общение как взаимодействие.
Интерактивная
сторона общения чаще всего
проявляется при организации
совместной деятельности людей.
Психологическая
структура совместной
В психологии
все многообразие
сотрудничество:
оба партнера по взаимодействию активно
помогают друг другу, активно способствуют
достижению индивидуальных целей каждого
и общих целей совместной деятельности;
противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
уклонение от взаимодействия:
оба партнера стараются избегать
активного сотрудничества;
однонаправленное
содействие: когда один из участников
совместной деятельности способствует
достижению индивидуальных целей другого,
а второй уклоняется от взаимодействия
с ним;
однонаправленное
противодействие: один из партнеров
препятствует достижению целей другого,
а второй уклоняется от взаимодействия
с первым;
контрастное взаимодействие:
один из участников старается содействовать
другому, а второй прибегает к стратегии
активного противодействия первому (в
подобных ситуациях такое противодействие
может маскироваться в той или иной форме);
компромиссное
взаимодействие: оба партнера проявляют
отдельные элементы как содействия, так
и противодействия.
Обобщение
вышеперечисленных видов
направленное
на сотрудничество и кооперацию;
основанное на
соперничестве и конкуренции, часто
ведущих к конфликтному взаимодействию.
Конфликт (от
лат. conflictus — столкновение) представляет
собой столкновение
Социально-психологический
анализ позволяет выделить
внутриличностный.
Сторонами конфликта могут
межличностный
конфликт возникает между двумя
(или более) отдельными личностями.
При этом наблюдается конфронтация
по поводу потребностей, мотивов, целей,
ценностей и/или установок;
личностно-групповой
конфликт зачастую возникает в случае
несоответствия поведения личности
групповым нормам и ожиданиям;
межгрупповой. В
этом случае может происходить столкновение
стереотипов поведения, норм, целей и/или
ценностей различных групп.
В динамике
конфликта выделяют следующие
четыре основные стадии:
Возникновение
объективной конфликтной
Осознание объективной
конфликтной ситуации. Для того чтобы
конфликт был осознан, необходим
инцидент, т.е. ситуация, при которой
одна из сторон начинает действовать,
ущемляя интересы другой стороны.
Переход к конфликтному
поведению. После того как конфликт осознан,
стороны переходят к конфликтному поведению,
которое направлено на блокирование достижений
противоположной стороны, ее стремлений,
целей, намерений. При переходе конфликта
из потенциального в актуальный он может
развиваться как прямой или опосредованный,
конструктивный, стабилизирующий или
неконструктивный.
Конструктивным
межличностным конфликтом считается
тот, при котором оппоненты не
выходят за рамки деловых аргументов,
отношений и не касаются личности
противоположной стороны. При этом могут
наблюдаться различные стратегии поведения.
К.У.Томас и Р.X.Килман выделили следующие
стратегии поведения в конфликтной ситуации:
сотрудничество,
направленное на поиск решения, удовлетворяющего
интересы всех сторон;
компромисс —
урегулирование разногласий через
взаимные уступки;
избегание, заключающееся
в стремлении выйти из конфликтной
ситуации, не решая ее, не уступая, но
и не настаивая на своем;
приспособление
— тенденция сглаживать противоречия,
поступаясь своими интересами;
конкуренция —
соперничество, открытая борьба за свои
интересы.
Неконструктивный
межличностный конфликт возникает
тогда, когда один из оппонентов прибегает
к нравственно осуждаемым методам
борьбы, стремится подавить партнера,
дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.
Обычно это вызывает сопротивление другой
стороны, диалог сопровождается взаимными
оскорблениями, решение проблемы становится
невозможным, разрушаются межличностные
отношения.
Разрешение конфликта
является заключительной стадией его
протекания. Оно возможно как за
счет изменения объективной
полное разрешение
на объективном уровне за счет преобразования
объективной конфликтной ситуации — например,
пространственное или социальное разведение
сторон, предоставление им дефицитных
ресурсов, отсутствие которых привело
к конфликту;
частичное разрешение
на объективном уровне за счет преобразования
объективной конфликтной ситуации в направлении
создания незаинтересованности в конфликтных
действиях;
полное разрешение
на субъективном уровне за счет кардинального
изменения образов конфликтной
ситуации;
частичное разрешение
на субъективном уровне за счет ограниченного,
но достаточного для временного прекращения
противоречия изменения образов в конфликтной
ситуации.
5.
Виды и структура малых
групп.
Основной
формой социального
Малая группа
— это небольшая по размеру
общность людей, связанных
За нижнюю
границу размеров малой группы
большинством специалистов
Другой американский
исследователь, Э.Мэйо, разделил
все группы на формальные и
неформальные. В формальных группах
членство и взаимоотношения
Третья классификация,
автором которой является Г.
По времени
существования выделяются
В зависимости
от степени произвольности решения
индивидом вопроса о вхождении в ту или
иную группу, участии в ее жизнедеятельности
и уходе из нее, группы делятся на открытые
и закрытые. Ярким примером закрытых групп
являются секты.
Структура
малой группы — это
Информация о работе Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения