Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека.

Содержание

1. Функции, виды и структура общения…………………………………………………..….2
2. Закономерности и эффекты социальной перцепции……………………………………..5
3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации……………………………………7
4. Общение как взаимодействие……………………………………………………………..10
5. Виды и структура малых групп…………………………………………………………...13
6. Межгрупповое взаимодействие…………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

к.р. построение общения.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 Особую важность  в жизни человека представляет  межличностная перцепция, или  межличностное восприятие, так как  именно этот процесс непосредственно  включен в общение.  

 На основе  внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения — во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид, во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.  

 Содержание  межличностного восприятия зависит  от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия. Значимое влияние на процесс межличностного восприятия оказывают установки и прошлый опыт субъекта восприятия. В повседневном общении люди, не зная действительных причин поведения другого человека или зная их недостаточно, в условиях дефицита информации начинают приписывать другому как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Таким образом, возникает целая система способов такого приписывания, которая в социальной психологии получила название каузальная атрибуция.  

 Важную роль  в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.  

 Сущность  «эффекта ореола» заключается  в том, что информация, получаемая  о каком-то человеке, «категоризируется»  определенным образом, а именно  накладывается на тот образ  который уже был создан заранее.  Этот ранее существовавший образ  выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.  

 Эффект ореола  проявляется при формировании  первого впечатления о человеке  и заключается в том, что  общее благоприятное впечатление  приводит к позитивным оценкам  неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Хорошо известны эксперименты А.А.Бодалева, в которых двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй — что он крупный ученый. После этого студентам было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. При этом в разных группах одни и те же черты внешности получили противоположную интерпретации. В первом случае глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении, и т.д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания, и т.д.  

 Эффекты первичности  и новизны касаются значимости  определенного порядка предъявления  информации о человеке для  составления представления о  нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Люди говорят: «Первое впечатление самое верное». Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.  

 В широком  плане перечисленные эффекты  можно рассматривать как проявления  особого процесса, сопровождающего  восприятие человека человеком,  — явления стереотипизации. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты, наблюдавшиеся у встреченных в прошлом представителей определенной профессии, рассматриваются как черты, присущие всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.  

 Стереотипизация  в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального приятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.  

 Особый круг  проблем межличностной перцепции  возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии и даже любви к нему. В связи с этим огромное значение для эффективного общения людей друг с другом имеет аттракция.  

 Аттракция  — это и процесс формирования  привлекательности какого-то человека  для воспринимающего, и результат  этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, характеризующийся преобладанием эмоционального компонента, оцениванием другого преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.  

3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации.  

 В процессе  общения люди обмениваются между  собой различными представлениями,  идеями, интересами, настроениями, чувствами,  установками и пр. Все это можно  рассматривать как информацию, и  тогда сам процесс общения может быть понят как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.  

 Передача  любой информации возможна лишь  посредством знаковых систем. Знаковые  системы, которые используются в коммуникативном процессе, лежат в основе двух традиционно выделяемых видов коммуникации: вербальной (с речью в качестве знаковой системы) и невербальной (с использованием различных неречевых знаковых систем).  

 Речь является  самым универсальным средством коммуникации. Она представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с другими людьми посредством естественного языка.  

 Язык выступает  как общественно необходимая,  социально фиксированная и исторически  обусловленная система: неодинаковые общественные условия, разнообразные пути развития порождают разную лексику и строй языка. Речь и язык представляют собой сложное диалектическое единство. В процессе своего развития, общаясь с взрослыми, ребенок усваивает родной язык и учится пользоваться им в собственной речи.  

 В психологии  и психолингвистике различается  речь внешняя, ориентированная  на других, и внутренняя, предназначенная  для самого субъекта. В свою  очередь внешняя речь может  быть устной и письменной. Устная  речь разделяется на монологическую (в форме лекции, доклада и т.д.) и диалогическую. Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологические особенности.  

 Важнейшим  способом общения является диалогическая  речь, т.е. разговор, поддерживаемый  собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает:  

уникальность  и равенство партнеров;  

различие и  оригинальность их точек зрения;  

ориентацию каждого  на понимание и интерпретацию  высказанного;  

ожидание ответа;  

взаимодополнение  позиций участников общения, соотнесение  которых и является целью диалога.  
 

 Развернутость,  полнота и расчлененность диалогической  речи бывают различными. Речь  может быть сокращена настолько,  что разговаривающие могут понимать  друг друга буквально «с полуслова». Это происходит, когда собеседники стремятся понять друг друга, когда между ними имеется много общего. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого ее построения.  

 В процессе  коммуникации речь выполняет  ряд функций.  

При сообщении  человек может указывать на какой-либо предмет — эта функция называется указательной, или индикативной.  

Сообщая что-то, субъект может высказывать свои суждения по какому-либо вопросу —  эта функция называется предикативной, или функцией высказывания.  

Помимо сообщения  о каких-либо событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы  вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания — данная функция определяется как функция побуждения.  

 Речь побуждает  задуматься над чем-то, определенно  отнестись к тому или иному  событию, пережить чувства сожаления,  возмущения, радости и т.п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности. В свою очередь выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов. При этом важны живость, образность языка, доступность для понимания. Хотя речь и является универсальным средством общения, она необходимо дополняется употреблением невербальных средств общения, которые, по мнению многих исследователей, имеют для коммуникации гораздо большее значение, чем сами речевые высказывания.  

 В психологии  выделяют четыре формы невербальной коммуникации: кинесику, паралингвистику, пространственно-временную организацию и визуальное общение. Каждая из указанных форм общения использует свою знаковую систему.  

Кинесика —  это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук — жестикуляция; лица — мимика; позы — пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела является выражением эмоциональных реакций и состояний человека. Включение кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы, которые оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С.Л.Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии.  

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы  знаков представляют собой следующий  вид «добавок» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система —  это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха; сюда же относят темп речи.  

Пространство  и время организации коммуникативного процесса также выступают особой знаковой системой. Пространство и время несут важную смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Окрик в спину, напротив, может иметь для процесса коммуникации отрицательное значение. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Как своего рода дополнения к семантически значимой информации выступают разработанные в различных культурах нормативы относительно временных характеристик общения. Область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется проксемикой.  

Ряд исследований в этой области связан с изучением  специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных  ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопы». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».  

Информация о работе Место установок, ценностных ориентаций, иерархии мотивов при построении общения