Медицинское интервью, структура, задачи. Основные правила вербального и невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Нужно хорошо понимать насколько сложным является унификация и схематизация творческого процесса, а ведь интервьюирование можно с полным основанием назвать творчеством. Каждый психолог или врач вправе выбрать себе из множества существующих наиболее подходящий для него (его характера, интересов, пристрастий, уровня общительности, мировоззрения, культуры и т.д.) способ интервьюирования клиента (пациента
Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

В идеальном варианте оба — врач и пациент — осознают и используют культурно-исторический аспект. Эмпатию же нельзя считать необходимым и достаточным условием, если не уделять внимания и культурному аспекту.

Модель Ж. Лакана дает дополнительный импульс для построения определенного уровня эмпатии. Иногда клиент и психолог полатают, что они говорят друг с другом, тогда как на самом деле они являются только пассивными наблюдателями того, как взаимодействуют две культурные установки.

В процессе клинического интервью, как показывает опыт и подтверждает теория Ж. Лакана, могут сталкиваться такие составляющие историко-культурных баз психолога (врача) и клиента (пациента) как: пол, возраст, религиозные убеждения и вероисповедание, расовые особенности (в современных условиях — национальность); сексуальные предпочтения ориентации. Эффективность интервью в этих случаях будет зависеть от того, как психолог и пациент с различными убеждениями и особенностями найдут общий язык, какой стиль общения предложит диагност для создания атмосферы доверия. Сегодня мы сталкиваемся с относительно новыми проблемами в области лечебного взаимодействия. Пациенты зачастую не доверяют врачам, а врачи пациентам только на основании различий по национальному, религиозному, сексуальному (гетеро-, гомосексуалист) признакам. Врач (также как и психолог) должен ориентироваться на текущую ситуацию в области этнокультуральных взаимоотношений и выбирать гибкую тактику общения, избегающую обсуждения острых глобальных и немедицинских проблем, в частности национальных, религиозных, тем более не навязывать своей точки зрения по этим вопросам.

Описанные принципы клинического интервью отражают базовые знания, теоретическую платформу, на которой  строится весь процесс интервьюирования. Однако не подкрепленные практическими  процедурами принципы останутся  незадействованными.

Существуют различные  методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:

I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы.

III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.

Приведенные этапы клинического психологического интервью дают представление  о существенных пунктах, обсуждаемых  в процессе встречи врача и больного. Эта схема может использоваться при каждой беседе, однако следует помнить, что удельный вес — время и усилия, отводимые на тот или иной этап — различны в зависимости от очередности встреч, эффективности терапии, уровня наблюдаемых психических расстройств и некоторых иных параметров. Понятно, что при первом интервью преобладающими должны являться первые три этапа, а при последующих — четвертый. Особо следует учитывать уровень психических расстройств пациента (психотический — непсихотический); добровольность или принудительность интервью; критичность больного; интеллектуальные особенности и способности, а также реальную окружающую его ситуацию.

Первый этап клинического интервью («установление доверительной дистанции») можно определить как активное интервью. Он является наиболее важным и трудным. Первое впечатление пациента способно решить дальнейший ход интервью, его желание продолжать беседу, пойти на раскрытие интимных подробностей. Общение врача или психолога с пациентом начинается не с набившего оскомину формального; «На что жалуетесь?», а с ситуативной поддержки. Интервьюер берет нить разговора в свои руки и, мысленно поставив себя на место пациента, впервые обратившегося к врачу (тем более, если в психиатрическую больницу), прочувствовав драматизм ситуации, страх обратившегося быть признанным душевнобольным или понятым превратно или поставленным на учет, помогает тому начать разговор.

Обычно эффективным для  установления «доверительной дистанции» — психологического комфорта оказывается  высказывания типа: «Я понимаю, как  это непросто обратиться к врачу (психологу), тем более в такое  заведение как психиатрическая  лечебница. Мне наверное не стоит говорить о том, что все, о чем Вы захотите поделиться со мной о себе и своих переживаниях останется между нами». На дальнейших этапах желательно подтверждать (напоминать) пациенту свои гарантии конфиденциальности, но не прямо, а косвенно. Например, вопросы, существенные для понимания состояния пациента, следует начинать со слов: «Если не секрет, не могли бы Вы рассказать подробнее о...» или «Ваше право не говорить мне о ...»; «Если Вам не хочется обсуждать эту тему, мы могли бы перейти к другой». Подобными речевыми, основанными на этических принципах, способами возможно быстрое и эффективное установление нужной «душевной волны» между врачом (психологом) и пациентом при условии, что за техникой коммуникации будет стоять искреннее желание разобраться в состоянии пациента, помочь ему, а не манипулирование.

Кроме этого, на первом этапе  психолог должен выявить доминирующие мотивы обращения к нему, составить  первое впечатление об уровне критичности  интервьюируемого к себе и психологическим  проявлениям. Эта цель достигается  с помощью вопросов типа: «Кто был  инициатором Вашего обращения к  специалисту?», «Ваш приход на беседу со мной — это Ваше собственное желание  или Вы сделали это для успокоения родственников (знакомых, родителей-, детей, начальства)?»; «Знает ли кто-нибудь о том, что Вы собирались обратиться к специалисту?»

Даже при беседе с больным  с психотическим уровнем расстройств  целесообразно начать интервью с  предоставления гарантий конфиденциальности. Нередко эффективными для дальнейшего  разговора с такими больными оказываются  фразы типа: «Вы наверное знаете, что можете отказаться от разговора со мной как с психологом и психиатром?» В подавляющем большинстве случаев данная фраза не вызывает желания уйти из кабинета врача, а наоборот оказывается приятным откровением для пациента, который начинает чувствовать свободу распоряжаться информацией о себе и при этом становится более открытым для общения.

Активная роль врача (психолога) на этом прерывается и наступает этап пассивного интервью. Больному (клиенту) предоставляется время и возможность предъявить жалобы в той последовательности и с теми подробностями и комментариями, которые он считает нужными и важными. Врач или психолог при этом выполняют роль внимательного слушателя, лишь уточняющего особенности проявлений заболевания пациента. Чаще всего методика выслушивания включает в себя следующие способы (таблица 1).

Вопросы, задаваемые диагностом, направляются на оценку внутренней картины  и концепции болезни, т.е. выявления  представлений пациента о причинах и поводах возникновения у  него тех или иных симптомов. При  этом производится структурирование проблемы, которая остается фрустрирующей на момент интервью.                                                                                                                                 

Таблица 1

Основные этапы диагностического выслушивания (по А-Айвн)

Методика 

Описание 

Функция в процессе интервью

Открытые вопросы

«Что?» — выявляет факты; «Как?» — чувства; «Почему?» —причины; «Можно ли?» — общую картину

Используется для выяснения  основных фактов и облегчают разговор

Закрытые вопросы 

Обычно включают в себя частицу «ли», на них можно отвечать кратко

Дают возможность выявит особые факты, сокращают слишком длинные монологи

Поощрение (поддержка)

Повторение нескольких ключевых фраз клиента 

Поощряет детальную разработку специфических слов и смысла

Отражение чувства 

Обращает внимание на эмоциональное, содержание интервью

Проясняет эмоциональна подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства

Пересказ 

Повторение сущности слов

клиента и его мыслей, используя  его ключевые слова 

Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания 

Резюме 

В сжатом виде повторяет основные факть* и чувства клиента

Полезно повторять периодически во время интервью. Обязательнр в конце встречи.


Здесь же диагност задает всевозможные вопросы, касающиеся анализа и психического состояния, основываясь на известных диагностических алгоритмах. Кроме выслушивания психолог во время интервью должен использовать и элементы воздействия.  

 

Методы воздействия  в процессе интервью (по А. Айви)

Таблица 2

Метод

 

Описание

Функция в процессе интервью

Интерпретация

 

Задает новые рамки, в  которых клиент может увидеть  ситуацию

Попытка дать возможность  клиенту по-новому увидеть ситуацию — альтернативное восприятие реальности, что способствует изменению взглядов, мыслей, настроения и поведения 

Директива (указание)

 

Говорит клиенту, какое действие предпринять. Может быть просто пожеланием или техникой.

Ясно показывает клиенту, какого действия психолог от него ожидает.

Совет

(информация)

 

Дает пожелания, общие  идеи, домашние задания, совет о том, как действовать, думать, вести себя.,

Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информацию.

Самораскрытие

 

Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет  чувства клиента.

Тесно связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях». Способствует установлению раппорта.

Обратная связь 

 

Дает клиенту возможность  понять, как его воспринимает психолог, а также окружающие.

Дает конкретные данные, которые  помогают клиент} понять, как его  осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления, что создает возможность самовосприятия.

Логическая 

последовательность 

 

Объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения. «Если... то».

Дает клиенту иную точку  отсчета. Этот метод помогает людям  предвидеть результаты их действий.

Воздействующее резюме

Часто используется в конце  беседы, чтобы сформулировать суждения психолога. Часто используется в  комбинации с резюме, делаемым клиентом.

Проясняет, что психолог и  клиент добились за время беседы- Подводится итог того, что сказал терапевт. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизн.

       

Существенным на данном этапе  интервьюирования является сбор так  называемого психологического и  медицинского анамнеза — истории  жизни и болезни. Задачей психологического анамнеза является получение от больного сведений для оценки его личности как сложившейся системы отношений  к самому себе и, в особенности, отношения  к болезни и оценки того, насколько  болезнь изменила всю эту систему. Важными являются данные о течении  болезни и жизненном пути, которые  призваны выявлять, какое отражение  болезнь получает в субъективном мире пациента, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Внешне медицинский и  психологический анамнез как  методы исследования весьма сходны —  расспрос мог идти по единому плану, но их цель и использование полученных данных совершенно отличны.

Следующий (III) этап клинического интервью направлен на выявление представлений пациента о возможном и желаемом результатах интервью и терапии. Больного спрашивают: «От чего из того, что Вы мне рассказали Вам хотелось бы избавиться в первую очередь? Как Вы представляли себе до прихода ко мне нашу беседу и что Вы ждете от нее? Как Вы думаете, чем бы я мог Вам помочь?»

Последний вопрос нацеливает на выявление предпочтительного  для пациента способа терапии. Ведь не редки случаи, когда больной  после предъявления врачу жалоб (часто разнообразных и субъективно  тяжелых) отказывается от лечения, ссылаясь на то, что принципиально не принимает  никаких лекарств, скептически относится  к психотерапии или вообще не доверяет врачам. Подобные ситуации указывают  на искомый психотерапевтический эффект от самого интервью, от возможности  высказаться, быть услышанным и понятым.

Этого оказывается в некоторых  случаях достаточным для определенной части обращающихся за консультацией  к врачу или психологу. Ведь нередко человек приходит к врачу (особенно психиатру) не за диагнозом, а для того, чтобы получить подтверждение собственным убеждениям о своем психическом здоровье и уравновешенности.

На четвертом заключительном этапе клинического интервью вновь активная роль переходит к интервьюеру. Основываясь на выявленной симптоматике, имея представление пациента о концепции болезни, зная чего ожидает больной от лечения, интервьюер-психолог направляет интервью в русло антиципационного тренинга. Как правило, невротик страшится думать и даже обсуждать с кем бы то ни было возможные печальные исходы существующих для него конфликтных ситуаций, вызвавших обращение к врачу и заболевание.

Антиципационный тренинг, который основан на антиципационной концепции неврозогенеза (В.Д. Менделевич), направлен, в первую очередь, на додумывание пациентом самых негативных последствий его болезни и жизни. К примеру, при анализе фобического синдрома в рамках невротического регистра целесообразно задавать вопросы, в следующей последовательности: «Чего именно Вы страшитесь? — Что-то плохое должно произойти. — Как Вы предполагаете и чувствуете, с кем это плохое должно произойти: с Вами или с Вашими близкими? — Я думаю со мной. — Что же именно, как Вам кажется? — Я боюсь умереть. — Что означает для Вас смерть? Чем она страшна? — Не знаю. — Я понимаю, что это неприятное занятие — думать о смерти, однако прошу Вас подумайте, чего именно Вы боитесь в смерти? Я попробую Вам помочь. Для одного человека смерть — это небытие, для другого — страшна не сама смерть, а связанные с ней страдания, боли; для третьего — она означает, что дети и близкие окажутся в случае смерти беспомощными и т.д. Какое Ваше мнение об этом? — ...—»

Информация о работе Медицинское интервью, структура, задачи. Основные правила вербального и невербального общения