Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:16, реферат
Цель данного реферата выяснить, что такое медиация и как эффективно использовать её при решении управленческих проблем.
Введение………………………………………………………………....3
1 Понятие медиации………………………………………………....4
2 Подходы в медиации………………………………………………6
3 Роль медиатора………………………………………………….…8
4 Техника медиации………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………….…….23
Список использованной литературы…………………………………24
Таким образом, медиатор на данном этапе дает старт взаимодействию между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других без какого-либо давления; чтобы нить понимания между участниками не терялась и чтобы они не уходили в сторону от обсуждаемой проблемы. Медиатор может также остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения на сессии.
Данная стадия
является довольно трудной. Зачастую медиатор,
увлекшись, не обеспечивает своевременного
перехода к прямому диалогу между участниками
и постепенно становится козлом отпущения,
на которого взваливается ответственность
за принятие решений. Однако это и по существу,
и по форме - является исключительной прерогативой
участников конфликта.
Стадия 5.
Составление итогового
документа
Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы четко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем.
Чем занимается медиатор на данной стадии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый документ пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений.
В процессе выработки
приемлемого соглашения стоит помнить,
что начинать путь к нему целесообразно
с наиболее легких вопросов. Их решение
оказывает положительное
Для облегчения пути к такому решению можно использовать метод наибольшего общего знаменателя. Он заключается в том, что в повестку дня включаются первоначально те пункты, по которым готовность участников к договоренностям наиболее высока, а самые спорные вопросы выносятся за скобки. При использовании данного метода на первом этапе переговоров приносится в жертву полнота решений. Однако это компенсируется сначала быстротой договоренности, а в дальнейшем - эффектом промежуточного успеха, то есть тем, что блок уже решенных вопросов готовит хорошую почву для перехода к следующим.
Сходная логика присутствует в случаях, когда разрабатывается соглашение в принципе. Речь идет о попытке решения сложных конфликтов с помощью слишком общего соглашения, большая часть пунктов которого лишена конкретности. Его смысл заключается в том, чтобы признать интересы всех сторон прямо или косвенно; дать сторонам почувствовать вкус меда, то есть представить, как хороша была бы жизнь, если бы конфликт разрешился; повысить уровень кооперации между оппонентами. В дальнейшем от соглашения в принципе осуществляется переход к соглашению в деталях.
В ходе работы над соглашением рекомендуется использовать и такой принцип: Пусть решение будет легким для другой стороны. В чем конкретно он заключается? Поскольку большинство людей подвержены сильному воздействию своих собственных понятий о законности, одним из эффективных путей добиться легких решений для другой стороны состоит в том, чтобы придать им законный вид. Другая сторона скорее примет решение, которое выглядит безукоризненным с точки зрения знакомым им правовых норм.
Легкости принятия решения способствует и использование прецедента. Поэтому имеет смысл отыскать какое-нибудь решение, которое уже пригашалось в подобной ситуации, и постараться обосновать с его помощью предлагаемое соглашение.
Проект плана или соглашения раздается всем участникам с тем, чтобы в преддверии следующей сессии они могли еще раз обдумать его и сделать свои поправки. Важно заметить, что зачастую стороны согласны с пунктами по существу, однако их не устраивают зафиксированные в документе слова - соответственно, медиатор должен позаботиться о том, чтобы план или соглашение были бы приемлемы и в стилистическом смысле.
Но вот, в конце концов, вы использовали все перечисленные приемы и составили текст итогового соглашения. Что оно должно собой представлять? Идеальное итоговое соглашение - это равноправные законные практичные, удовлетворяющие интересы, прочные обязательства с которыми согласны все конфликтующие стороны и которые выработаны в результате успешных переговоров с позиций сотрудничества.
Особое внимание
следует уделить процедуре
Прочное итоговое соглашение
Соглашение может
считаться прочным тогда, когда
в процессе работы над ним и
в самом тексте соглашения присутствуют
следующие составляющие:
1) Процедурное
удовлетворение. Его главным индикатором
служит то, что стороны, вне
зависимости от хода выполнения
соглашения, готовы использовать ту же
модель переговорного процесса снова
в сходных обстоятельствах.
2) Психологическое
удовлетворение. Оно достигается,
когда участники переговоров
не уничтожены, не угнетены, не
понесли непоправимого
3) Удовлетворение
по существу. Его степень зависит
от того, насколько адекватно
разрешены все проблемы и
Отчет по переговорам
По окончании
переговоров их участники обычно
готовят отчет. Ведь важно не только
достигнутое соглашение, но и то,
как проходили переговоры, каковы
были предложения партнеров и
их реакция на ваши предложения, что
не вошло в итоговый документ, но может
представлять интерес для дальнейшей
работы.
При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:
Стадия 6.
Правовая процедура
и утверждение соглашения
Довольно часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциализации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ратификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т.п.
Таким образом,
на медиаторской сессии следует определить,
какие механизмы обеспечат
Стадия 7.
Выполнение, пересмотр
и коррективы соглашения
Но вот стороны
начинают работать в соответствии с
достигнутыми договоренностями. Однако
пункты этих договоренностей могут переосмысливаться,
ситуация - меняться. Наконец, могут возникать
непредвиденные (форс-мажорные) обстоятельства.
Во всех этих случаях будет лучше, если
стороны не ограничатся спонтанной реакцией,
а заранее предусмотрят возможность новых
встреч, согласовании и обсуждений.
Эти встречи будут представлять из себя мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили некоторый опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации), либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.
Таким образом, медиатор может помочь сторонам:
Заключение
Руководители,
которым удалось лично
Для России медиация пока остается экзотикой, поэтому и инфраструктура, необходимая для того, чтобы стороны чаще прибегали к медиации, не развита. Не хватает достаточного числа опытных и квалифицированных медиаторов. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы защиты участников процедуры медиации, в том числе защита от необходимости давать показания в суде по конфиденциальным вопросам, касающимся процедуры медиации, а также механизмы принудительного исполнения соглашений, заключенных в процессе или по результатам процедуры медиации.
Также необходимо попробовать изменить способ мышления в бизнес и юридическом сообществе. Для этого необходимо изменить значение термина "альтернативный способ разрешения споров". Альтернативой должна быть подача иска в суд или арбитраж, а приоритетным выбором должна быть попытка разрешить спор с помощью переговоров, примирения, медиации.
Люди
должны почувствовать доверие к медиаторам,
а для этого стандарты работы медиаторов
должны быть одинаково высокими. Для поддержания
высоких стандартов, для медиаторов необходимо
ввести определенные ограничения, отсеивающие
необученных, а следовательно, неэффективных
медиаторов.
Список использованной литературы
Информация о работе Медиации при решении управленческих проблем