Медиации при решении управленческих проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:16, реферат

Описание работы

Цель данного реферата выяснить, что такое медиация и как эффективно использовать её при решении управленческих проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

1 Понятие медиации………………………………………………....4

2 Подходы в медиации………………………………………………6

3 Роль медиатора………………………………………………….…8

4 Техника медиации………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………….…….23

Список использованной литературы…………………………………24

Работа содержит 1 файл

Медиации при решении управленческих проблем.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Таким образом, медиатор на данном этапе дает старт взаимодействию между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других без какого-либо давления; чтобы нить понимания между участниками не терялась и чтобы они не уходили в сторону от обсуждаемой проблемы. Медиатор может также остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения на сессии.

Данная стадия является довольно трудной. Зачастую медиатор, увлекшись, не обеспечивает своевременного перехода к прямому диалогу между участниками и постепенно становится козлом отпущения, на которого взваливается ответственность за принятие решений. Однако это и по существу, и по форме - является исключительной прерогативой участников конфликта. 
 

Стадия 5. Составление итогового  документа 

Функция этой стадии производство документа (плана или  соглашения), в котором были бы четко  изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем.

Чем занимается медиатор на данной стадии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения и стимулирует  внесение в итоговый документ пунктов, которые говорили бы о возможности  его корректировки в случае тех или иных изменений.

В процессе выработки  приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно  с наиболее легких вопросов. Их решение  оказывает положительное психологическое  воздействие на участников переговоров  и демонстрирует принципиальную возможность достижения договоренностей. Столь же позитивное воздействие данный прием оказывает и на общественное мнение.

Для облегчения пути к такому решению можно использовать метод наибольшего общего знаменателя. Он заключается в том, что в  повестку дня включаются первоначально те пункты, по которым готовность участников к договоренностям наиболее высока, а самые спорные вопросы выносятся за скобки. При использовании данного метода на первом этапе переговоров приносится в жертву полнота решений. Однако это компенсируется сначала быстротой договоренности, а в дальнейшем - эффектом промежуточного успеха, то есть тем, что блок уже решенных вопросов готовит хорошую почву для перехода к следующим.

Сходная логика присутствует в случаях, когда разрабатывается соглашение в принципе. Речь идет о попытке решения сложных конфликтов с помощью слишком общего соглашения, большая часть пунктов которого лишена конкретности. Его смысл заключается в том, чтобы признать интересы всех сторон прямо или косвенно; дать сторонам почувствовать вкус меда, то есть представить, как хороша была бы жизнь, если бы конфликт разрешился; повысить уровень кооперации между оппонентами. В дальнейшем от соглашения в принципе осуществляется переход к соглашению в деталях.

В ходе работы над соглашением рекомендуется использовать и такой принцип: Пусть решение будет легким для другой стороны. В чем конкретно он заключается? Поскольку большинство людей подвержены сильному воздействию своих собственных понятий о законности, одним из эффективных путей добиться легких решений для другой стороны состоит в том, чтобы придать им законный вид. Другая сторона скорее примет решение, которое выглядит безукоризненным с точки зрения знакомым им правовых норм.

Легкости принятия решения способствует и использование прецедента. Поэтому имеет смысл отыскать какое-нибудь решение, которое уже пригашалось в подобной ситуации, и постараться обосновать с его помощью предлагаемое соглашение.

Проект плана  или соглашения раздается всем участникам с тем, чтобы в преддверии следующей сессии они могли еще раз обдумать его и сделать свои поправки. Важно заметить, что зачастую стороны согласны с пунктами по существу, однако их не устраивают зафиксированные в документе слова - соответственно, медиатор должен позаботиться о том, чтобы план или соглашение были бы приемлемы и в стилистическом смысле.

Но вот, в конце  концов, вы использовали все перечисленные  приемы и составили текст итогового  соглашения. Что оно должно собой  представлять? Идеальное итоговое соглашение - это равноправные законные практичные, удовлетворяющие интересы, прочные обязательства с которыми согласны все конфликтующие стороны и которые выработаны в результате успешных переговоров с позиций сотрудничества.

Особое внимание следует уделить процедуре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа. Рукопожатия или поднятие бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацию и в дальнейшем намерены решать свои проблемы путем кооперации усилий. 

Прочное итоговое соглашение

Соглашение может  считаться прочным тогда, когда  в процессе работы над ним и  в самом тексте соглашения присутствуют следующие составляющие: 

1) Процедурное  удовлетворение. Его главным индикатором  служит то, что стороны, вне  зависимости от хода выполнения соглашения, готовы использовать ту же модель переговорного процесса снова в сходных обстоятельствах. 

2) Психологическое  удовлетворение. Оно достигается,  когда участники переговоров  не уничтожены, не угнетены, не  понесли непоправимого морального ущерба, чувствуют себя лучше и сознают, что в противном случае, было бы хуже. 

3) Удовлетворение  по существу. Его степень зависит  от того, насколько адекватно  разрешены все проблемы и насколько  формальные пункты соглашения  обеспечивают реальное удовлетворение интересов. 

Отчет по переговорам 

По окончании  переговоров их участники обычно готовят отчет. Ведь важно не только достигнутое соглашение, но и то, как проходили переговоры, каковы были предложения партнеров и  их реакция на ваши предложения, что  не вошло в итоговый документ, но может представлять интерес для дальнейшей работы. 
 

При составлении  отчета целесообразно ответить на следующие  вопросы:

    • что способствовало успеху переговоров, какие возникали трудности, как они преодолевались;
    • что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
    • какие возникли неожиданности в ходе ведения переговоров;
    • каково было поведение партнера на переговорах; какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать на других переговорах;
 

Стадия 6. Правовая процедура и утверждение соглашения 

Довольно часто  бывает, что конфликт между сторонами  затрагивает и их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается  в институциализации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ратификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т.п.

Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются. 

Стадия 7. Выполнение, пересмотр  и коррективы соглашения 

Но вот стороны  начинают работать в соответствии с  достигнутыми договоренностями. Однако пункты этих договоренностей могут переосмысливаться, ситуация - меняться. Наконец, могут возникать непредвиденные (форс-мажорные) обстоятельства. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласовании и обсуждений. 

Эти встречи  будут представлять из себя мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку  стороны уже накопили некоторый  опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно  меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации), либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.

Таким образом, медиатор может помочь сторонам:

    • Организовать процесс переговоров
    • Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых "горящих" аргументов
    • Разделить людей и проблему
    • Исследовать все перспективы
    • "Построить мост" между сторонами
    • Увидеть выход из конфликтной ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Руководители, которым удалось лично столкнуться  с процедурой медиации на практике, знают, что она в корне отличается от арбитража, третейского суда или  традиционных согласительных процедур в суде либо в арбитраже. В процессе медиации решение принимают сами стороны, а не судья или арбитр, поэтому стороны не теряют контроль за ситуацией. Однако в связи с тем, что медиация - это не некий шаблон, а индивидуальная работа, невозможно частный опыт медиации по конкретному случаю считать в полной мере общеприменимым. Вместе с тем существуют некоторые общие подходы, позволяющие добиться успеха в медиации..

Для России медиация пока остается экзотикой, поэтому  и инфраструктура, необходимая для  того, чтобы стороны чаще прибегали  к медиации, не развита. Не хватает достаточного числа опытных и квалифицированных медиаторов. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы защиты участников процедуры медиации, в том числе защита от необходимости давать показания в суде по конфиденциальным вопросам, касающимся процедуры медиации, а также механизмы принудительного исполнения соглашений, заключенных в процессе или по результатам процедуры медиации.

Также необходимо попробовать изменить способ мышления в бизнес и юридическом сообществе. Для этого необходимо изменить значение термина "альтернативный способ разрешения споров". Альтернативой должна быть подача иска в суд или арбитраж, а приоритетным выбором должна быть попытка разрешить спор с помощью переговоров, примирения, медиации.

Люди  должны почувствовать доверие к медиаторам, а для этого стандарты работы медиаторов должны быть одинаково высокими. Для поддержания высоких стандартов, для медиаторов необходимо ввести определенные ограничения, отсеивающие необученных, а следовательно, неэффективных медиаторов. 

Список  использованной литературы

  1. Чумиков А.Н. «Связи с общественностью».-Учебник. М.:«Дело»,2005.-268с.
  2. Райли М.  «Управление персоналом».-Учебник .  Пер. с англ. — М.:     «ЮНИТИ-ДАНА», 2005. — 191 с.
  3. Бесемер Х. «Медиация. Посредничество в конфликтах».-Пер. с нем.-Калуга: «Духовное познание»,2004.-176с.
  4. Б. Г. Мещеряков «Большой психологический словарь».-М.: «Дрофа»,2006.-632с.

Информация о работе Медиации при решении управленческих проблем