Медиации при решении управленческих проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:16, реферат

Описание работы

Цель данного реферата выяснить, что такое медиация и как эффективно использовать её при решении управленческих проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

1 Понятие медиации………………………………………………....4

2 Подходы в медиации………………………………………………6

3 Роль медиатора………………………………………………….…8

4 Техника медиации………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………….…….23

Список использованной литературы…………………………………24

Работа содержит 1 файл

Медиации при решении управленческих проблем.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

    1  Понятие медиации………………………………………………....4

    2  Подходы в медиации………………………………………………6

    3  Роль медиатора………………………………………………….…8

    4  Техника медиации………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………….…….23

Список  использованной литературы…………………………………24

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Медиация (от лат. mediatio) это переговорный процесс, осуществляемый при помощи независимой стороны квалифицированного посредника (медиатора). Стороны встречаются с нейтральным посредником, который, выслушивая их, помогает прийти к взаимовыгодному решению. Если стороны не приходят к взаимоприемлемому решению, они не лишаются права использовать иной способ разрешения спора.

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров, которые могут перерасти в открытый конфликт и имеет огромное практическое значение. В зарубежной психологической практике, принципы медиация используется как средство разрешения судебных споров, на стадии досудебного разбирательства. При этом медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным.

Процессом медиации руководит специалист-медиатор, выбранный сторонами.

По статистике, большинство мировых примирительных процедур (более 80% споров) с участием медиатора (посредника) разрешается  заключением соглашения об урегулировании спора.

Цель данного  реферата выяснить,  что такое медиация и как эффективно использовать её при решении управленческих проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «медиации

В дословном  переводе  «медиация» означает «посредничество». При этом имеется в виду посредничество в спорах беспристрастных третьих  лиц, которых признают все стороны.

Медиация - это  процедура прогрессивного вмешательства  в конфликт, в ходе которой его  участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого соглашения, которое соответствовало бы их интересам. ( А.Н. Чумиков «Связи с общественностью». Учебное пособие для студентов.)

Медиация - это  целенаправленное вмешательство, способное  сначала ослабить конфликт, затем  подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему.

Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты  с помощью медиации. Он участвует  в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

    • взаимоуважение,
    • нейтральность и беспристрастность медиатора,
    • Добровольность – медиация может состояться только в случае, если стороны пришли на  переговоры добровольно и действительно готовы договариваться. Добровольность проявляется также в том, что стороны и посредник в любой момент вправе выйти из медиации, не объясняя причин; решение принимают сами стороны, посредник лишь организует данную встречу.
    • Нейтральность (добросовестность, беспристрастность) – медиатор находится в роли нейтрального помощника, а не судьи, он не дает советов, не принимает никаких решений, одинаково нейтрально относится к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон).
    • Равноправие сторон – стороны имеют равные права в переговорах, равны в принятии решений.
    • Конфиденциальность – сторонам переговоров гарантируется, что медиатор (посредник) сохранит тайну о том, что было им услышано в процессе медиации; стороны переговоров сами определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме.

В задачи медиатора  входит создать благоприятный психологический  климат и  условия для конструктивного  диалога, дать возможность сторонам конфликта безопасно изложить свои позиции, выявить действительные интересы сторон  и найти то, что стороны объединяет, и наконец  - помочь сторонам достичь согласия.

Медиатор содействует  сторонам в заключении ими соглашения по спорным вопросам. 

Преимущества  медиации 

• Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные  силы участников спора. 

• При ее проведении обстановка, организация, регламент  и содержание процесса могут быть определены индивидуально. 

• Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений. 

• В плане  временных затрат медиация может  быть легко подстроена под потребности  участников и может учитывать  эмоциональные и личные аспекты спора. 

• При этом сфера  частных интересов участников полностью  защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс. 

• Медиация позволяет  участникам спора посмотреть в будущее  и использовать свои творческие способности. 

• При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

    Медиация помогает:

    • ослабить препятствия, мешающие эффективной коммуникации
    • между участниками;
    • максимизировать возможности исследования альтернатив;
    • учесть интересы всех вовлеченных в процесс сторон;
    • создать модель для разрешения конфликта в будущем.
 
 

2. Подходы в медиации 

    • Медиация, ориентированная на решение проблем (problem-solving or settlement-directed approach)

    Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность  на интересах людей, а не на позициях: позиция — это исход конфликта, который сторона заявляет как наиболее предпочтительный; интересы — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.

    • Трансформативная медиация (transformative approach)

    Данный подход позволяет участникам определить ход  медиации, в то время как медиатор следует за ними (а не наоборот, когда  участники следуют указаниям  медиатора). В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются слышание и слушание: именно это помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям.

    • Нарративная медиация (narrative approach)

    Нарративный подход основан на убеждении в  том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее.

    • Экосистемная или семейно-ориентированная медиация (ecosystemic or family-focused approach)

    Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в  преодолении грядущих перемен и  сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

    • Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach)

    Главная цель этого подхода заключается в  разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.

    • Оценочная медиация (evaluative approach)

    Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах  и оказывает влияние на результат  диалога, при необходимости предлагая  свои варианты разрешения конфликта. 
     

3. Роль медиатора 

Роль медиатора  состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими условиями (регламентом), которые были выработаны до начала процесса медиации (правила  и структура), и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели коммуникации участников.

Для того чтобы  действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и  признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Содействие поиску нестандартных решений - это один из аспектов работы медиатора. С этой целью медиатор находит подход к  спорящим сторонам, формируя условия для выявления самого важного в существующем споре, что способствует переводу спора на основе принципов к спору на основе интересов, что возможно только тогда, когда стороны отбросят мелкие претензии и личные обиды.

«Поспорили  однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом - кому принадлежат эти апельсины по праву. - Тому, кто первый их заметил, - сказал один.

- Тому, кто увидел  в них образ  солнца, - сказал другой.

Спор  был жаркий, но он не принес облегчения, ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами, во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник - к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:

- Рассуди нас! - Для  чего каждому из  вас эти апельсины? - это все, о чем  спросил путник.

- Мне, - сказал один, нужна их спелая  мякоть, чтобы мои  гости смогли вдоволь  ей полакомиться  на свадьбе дочери. - Мне нужна их  сочная кожура, чтобы  приготовить из  нее цукаты на  свадьбу сыну - промолвил  другой. Ничего не  сказал путник, ничего  не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица.»

Эта известная  история подтверждает факт, что интересы имеют право на существование  и даже могут быть удовлетворены  одновременно. Но не всегда участники  спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны. 
 
 

Выделяют пять типов медиаторов: 

Информация о работе Медиации при решении управленческих проблем