Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение феномена массового мышления. Нами была предпринята попытка описать сам феномен, также исследовать феномен массового человека и поведение толпы.
Объектом исследования является массовое мышление. Предметом исследования является поведение человека в толпе,
Введение_____________________________________________ 3
Глава 1 Понятие массового мышления__________________¬___4-11
1.1 Исторические предпосылки___________________________4-7
1.2 Определение массового мышления______________________7-11
Глава 2 Субъекты стихийного массового поведения¬¬¬__________12-14
2.1 Публика и массы_____________________________________12
2.2 Толпа______________________________________________12-14
Глава 3 Концепция «массового человека»___________________14-21
3.1 Понятие и характерные черты «массового человека»______14-19
3.2 Условия и причины формирования «массового человека»__19-21
Глава 4 Психология масс_________________________________22-33
4.1 Теории массы_______________________________________22-26
4.2 Особые психологические механизмы существования
действующей толпы_____________________________________26-28
4.3 Слухи как условия существующей толпы________________28-33
Заключение_____________________________________________34
Список литературы______________________________________35
Факторы возникновения массовой паники:
1. Социальные факторы
— общая напряженность в
2. Физиологические факторы
— усталость, голод,
3. Общепсихологические факторы
— неожиданность, удивление,
4. Социально-психологические
и идеологические факторы:
Наблюдения и описания
многочисленных эпизодов коллективной
паники позволили вычленить некий
«усредненный» сценарий. Шокирующий
стимул, очень сильный или
Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительном, хотя в действительности только усугубляет опасность.
Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты — женские или детские крики — в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.
Одним из главных условий предотвращения паники (появления спасающейся толпы) является четкая организация управления в экстремальных условиях: громкая команда, указание направления движения и т.п.
4.3 Слухи как условие существования толпы
Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.
Почему же на изучение феномена слухов тратится столько сил и средств? Важность такой работы, по мнению А. П. Назаретяна, обусловлена тремя обстоятельствами15.
(1) Слухи — валидный
источник информации об
(2) Слухи часто служат
катализатором социально-
(3) Циркулирующие слухи
являются активным фактором
При изучении слухов используются различные основания классификации
1. По экспрессивному параметру
различают три типа: слух-желание,
слух-пугало и агрессивный
Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, террористический акт, война и т.д.) и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула слуха-пугала — грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.
Здесь опять-таки отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене.
В последних эпизодах уже
просматриваются оттенки
Агрессивные слухи возникают
там, где имеются напряженные
отношения между социальными
группами, причем даже явно стихийные
или вызванные собственной
Задача квалификации слуха по экспрессивному параметру не так элементарна, как может показаться на первый взгляд, а квалификационная ошибка часто влечет за собой ошибку инструментальную. Здесь важно иметь в виду два момента:
• в сложной разнородной
вселенной (а политически значимый
слух обычно циркулирует именно в
такой аудитории) один и тот же
сюжет может иметь совершенно
различные эмоциональные
• решающим критерием для
экспрессивной оценки слуха является
не сам по себе сюжет, а реакция
аудитории. Без учета этих обстоятельств
вероятность ложных экспертных оценок
и контрпродуктивных
Второй, информационный параметр слуха-пугала отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.
2. По информационному параметру различают следующие типы слухов:
• абсолютно недостоверные;
• недостоверные с элементами правдоподобия;
• правдоподобные.
При этом важно помнить, что циркулирующий слух способен «подстраивать» события под свой сюжет. Следовательно, информационный параметр так же не дискретен, как и экспрессивный. Слух с первоначально низкой достоверностью, упав на благодатную почву и захватывая умы, побуждает людей к действиям, и, таким образом, по мере распространения слуха достоверности фабулы повышается.
Считается, что в достаточно обширной, политически значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию, причем трансформации в целом достаточно характерны и закономерны.
Многолетними наблюдениями,
исследованиями и экспериментами выявлены
три характерные тенденции
(1) Сглаживание состоит
в том, что несущественные в
глазах данной аудитории
Соответственно сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло, увеличиваются их масштаб и социальная значимость.
(2) Сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые способствуют его «функционализации». Эту тенденцию называют заострением.
В самых элементарных примерах цвета и марки столкнувшихся автомобилей могут исчезнуть (сглаживание), зато на месте одного раненого пассажира образуется «гора трупов» (заострение); внешность и одеяние драчунов забудутся, но драка с двумя участниками «виртуально» вырастет в массовую потасовку и т.д. Эти грубые примеры нуждаются, однако, в решающем уточнении, поскольку именно в деталях, как всегда, кроется дьявол.
Внешность и одежда участников
конфликта, как говорилось, могут
остаться за порогом внимания и запоминания.
Но, если такие детали демонстрируют
принадлежность к различным расовым,
этническим, религиозным или сословным
группам, а отношения между этими
группами в данный период напряжены,
то цвета кожи, глаз, волос, качество
костюмов, марки автомобилей и
прочее заслонят все остальное. Каким
бы поводом ни был вызван конфликт,
он будет интерпретирован массовым
сознанием как национальный, конфессиональный
или классовый, а это уже может
дать импульс соответствующим
(3) Приспособление — под
стереотипы и установки
Итак, изменения фабулы в
русле какой-либо одной, двух или
всех трех указанных тенденций
Порой слухи кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия: поиски провокаторов, репрессии против разговорчивых граждан и т.д.
Не секрет, что иногда (далеко не всегда) слухи намеренно распространяются специально нанятыми провокаторами. Но ни один «слухач» не в состоянии подсадить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации. Для этого ему нужно найти подходящую «нишу», в которой какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит в том, чтобы придать фабуле желательное содержание и направленность.
Существуют так называемые сопутствующие факторы распространения слухов.
1. Фактор личностного
статуса. Сообщая интересные
2. Фактор эмоционального
баланса. Выяснилось, что циркулирующий
слух способен временно
Если группа продолжительное время живет в напряженном ожидании, люди испытывают непреодолимое желание обсуждать «между собой возможные опасности. Парадоксальным образом даже распространение слухов-пугал способно на время снизить эмоциональное напряжение — срабатывает эффект аффилиации, ощущение принадлежности к общине.
Нельзя особо не сказать, что распространению слухов способствует и социальная среда. Поэтому одним из основных направлении профилактики распространения слухов является формирование слухоустойчивой среды.
Слухоустойчивая среда предполагает:
• высокую оперативность и систематичность официальных сообщений;
• неизменно высокую
• систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику;
• оптимальное эмоциональное
насыщение жизни, распределение
ролей и функций согласно индивидуальным
способностям и наклонностям, исключая
ситуации бессобытийности и
Заключение.
Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.
Масса — это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.
Психология толпы очень резко отличается от психологии отдельной личности. Будучи частью толпы, человек неосознанно подчиняется ее движениям и требованиям. А если в толпе стихийно образуется лидер, который способен волевым действием подчинить ее себе, то толпа способна смести все на своем пути, охваченная общей идеей или целью.
Одним из условий
существования толпы как
Поведение во внутренне конфликтной
ситуации становится антиволевым: эволюционно
примитивные потребности, прямо
или косвенно связанные с физическим
самосохранением, подавляют потребности,
связанные с личностной самооценкой.
Таким образом, биологические инстинкты
побеждают над социальными