Любовь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

В работе отражена любовь как эмоция и ее исследования в психологии.

Работа содержит 1 файл

любовь.docx

— 45.53 Кб (Скачать)
 

Любовь. Любовь как эмоция и ее исследования в психологии 

В мире зла, глупостей, неуверенности и

сомнений, называемых существованием,

есть  одна вещь, для нее  еще стоит жить и

которая, несомненно, сильна как смерть:

это любовь. 

Г. Сенкевич 

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.[1]

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его  жизнедеятельности), который имеют  существующие или возможные в  его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и  тому подобного, играющие роль ориентирующих  субъективных сигналов. Способа оценить  наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно  понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание  порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и  понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению  к кому или чему-либо, а по отношению  к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого  человека» — это чувство. В  связи с этим эмоции, в отличие  от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и  хорошим, это что-то можно назвать  объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

Эмоции, любовь, возникновение  любви

Любовь это высшая форма человеческих чувств. О любви  написано сотни тысяч книг. Во имя  любви люди пересекали океаны, творили  величайшие произведения искусства  и шли на плаху. Несмотря на это  каждый отдельный человек проходит путь этого опыта снова самостоятельно. Отношения межу людьми могут складываться по-разному, и вне зависимости  от этого любовь либо есть, либо ее нет.

Несмотря на многочисленные попытки унифицировать это чувство, единая формула любви так и  не найдена. Вместе с тем с токи зрения психологии есть определенные критерии, которые отличают любовь от всех остальных чувств.

В первую очередь  этот вид отношений основан на взаимной привлекательности людей. Любовь не привязана к общественной деятельности, когда отношения строятся исключительно на общих целях  и разделении обязанностей. Взаимоотношение  между людьми, которое называется любовью, не должно быть направлено на достижение, каких либо благ, ибо  уже само по себе является благом. Любовь индивидуально избирательна, добровольна  и основывается на взаимной симпатии. Так же можно сказать, что это  чувство глубокое и интимное, подразумевающее  не только взаимопомощь, но и духовную близость, откровенность, доверие.

          Вместе с тем многие из перечисленных  характеристик присущи и дружбе. Именно поэтому у многих людей  испытывающих друг к другу  симпатии возникает вопрос о  том, являются ли вновь появившиеся  у них чувства любовью.

          В первую очередь следует сказать,  что любовь приходит с формированием  эмоциональной зрелости. Именно  поэтому первые юношеские или  даже подростковые порывы души  мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь. Не пытаясь преуменьшить важность сексуальных чувств, нужно заметить, что в том случае если они являются единственно важными, термин любовь здесь не применим. В подтверждение этого можно привести два аргумента. С одной стороны хорошо известны факты, когда люди лишенные сексуальных отношений, продолжают любить друг друга. С другой стороны, множество людей вступающие в сексуальную связь, совершенно ничего не испытывают к своему партнеру после очередного оргазма.

         Любовь как смыслообразующий фактор в жизни проявляется в желании жить для другого человека. При этом все радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно. Между двумя людьми растворяется грань «Я» и «Не Я». У них появляется некоторое общее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. Здесь, для наглядности уместно вспомнить легенду об андромедах. Согласно этой легенде, со времени создания люди достигли таких высот своего развития, что стали вровень богам. При этом боги испугались и разделили людей, а две части, мужскую и женскую. Но половинки обратно начали слипаться. Тогда боги перемешали половинки между собой, после чего люди на протяжении многих лет блуждают в поисках своей утраченной части. Может быть, именно поэтому ощущение божественной сущности заставляет людей быть вместе и доставляет нечеловеческие страдания в случае расставания. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».

        Действительно зрелое чувство  любви направлено не просто  на представителя другого пола, а на конкретную личность с  ее неповторимо уникальными индивидуальными  свойствами. С точки зрения окружающих  такое чувство может оцениваться  как заблуждение, и даже заболевание.  Однако это не так. Черты  одного человек притягивают к  чертам другого человека наподобие  ключа к замку, являясь неповторимыми  в своем роде. Понимание таких  чувств со стороны другого  человека означало бы, что он  тоже влюблен в кого-то из  тех, за чьей любовью он наблюдает.  Говоря проще не зная все  тонкости личности другого человека  нельзя понять, почему он испытывает  к кому-либо любовь. Так же важно  отметить подсознательные механизмы,  которые также играют роль  в формировании этого великого  чувства. Указанные механизмы  не осознаются и самим индивидуумом. Он просто ощущает непреодолимую  тягу к другому человеку, которую  не может, объяснит ни какими  внешними факторами. Помните,  как поется в песне: «Я смотрю  ей в след, ничего в ней нет,  а я все гляжу, взгляд не отвожу». Такое чувство иногда оценивается, как колдовские чары и тогда люди в поисках спасения начинают обогащать бесчисленные полчища шарлатанов.

         Что же касается продолжительности  этого чувства, то тут так  же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она может присутствовать  всю жизнь, у других она кратковременна  как яркая вспышка падающей  звезды. Но не стоит огорчаться  если любовь к какому то конкретному человеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит в другие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самые разнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке, оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но при появлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается в привычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всеми известная фраза, что любовь спасет мир.

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено  множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более  ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. В  своей работе я хотел бы остановиться на некоторых аспектах любви как  эмоции: ее месте в структуре эмоциональной  жизни человека; ее определениях и  типах в разных психологических  направлениях; причинах ее развития у  человека и ряде других.

Некоторые определения любви

З.Фрейд первый упомянул  о том, что сексуальный компонент присущ не одной любви, но и для других сфер человеческой жизни. Исходя из  психоаналитических представлений, сексуальность влияет на многие аспекты личности, жизненные цели и устремления, мотивы определенных действий.  З.Фрейд считал психологическим истоком любви неосознанные детские переживания, которые были вызваны влечением ребенка по отношению к родителю противоположного пола.

Постепенно  становление социальной психологии повлияло на усовершенствование идей Фрейда. Э. Фромм (автор концепции гуманистического психоанализа) утверждал, что основная ценность человечества – это способность к любви, которая заключается в опеке, ответственности, почитании и знании. Но стоить отметить, что гедонистический аспект (фактор радости, удовольствия) здесь отсутствует, как и идеализация объекта любви.

  Беря за основу  солидные статистические  выборки, западные  исследователи выделили  такую классификацию  видов любви:

•    эрос – любовь, перенасыщенная страстью, стремлением  к телесному и  физическому контакту;

•    людус – своеобразная любовная игра, заключающаяся в поверхностных чувствах, допускаются измены, партнеры не связаны никакими обязательствами;

•    сторге – любовь-дружба, эмоциональные переживания практически отсутствуют, но есть гарантия верности и свободы;

•    прагма – такие отношения основываются на очевидном расчете, который постоянно контролируется рассудком;

•    мания – любовь-одержимость, партнеры очень подозрительно, ревностно относятся  друг к  другу, никто  из них не уверен  в верности партнера;

•    агапе – любовь-самоотдача, когда партнер как бы растворяется в объекте любви, всецело служит ему.

Т. Кемпер разграничил любовные отношения в паре, учитывая при этом следующие моменты:  власть (это, когда один партнер заставляет другого что-то сделать) и статус (когда партнер сам хочет выполнять требования другого).  На основании этого он получил 7 видов любовных отношений:

1.    Романтическая любовь: партнеры имеют  власть и статус.

2.    Братская любовь: статус партнеров  высок, но низкая  власть;

3.    Харизматическая  любовь: один из  партнеров владеет  властью и статусом, другой – статусом.

4.    Измена: один партнер  владеет властью  и статусом, другой  – властью.

5.    Влюбленность:  один  партнер имеет  статус и власть, другой не имеет  ничего.

6.    Поклонение: у одного  партнера есть  статус, у другого  – ничего.

7.    Родительская любовь: у одного партнера  высокий уровень  статуса и низкая  власть, а у другого  - наоборот.

Согласно  теории дифференциальных эмоций,а это Теория дифференциальных эмоций, объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по-разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводя обзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но и из ряда негативных - печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

В учении Спинозы, это  переключение отразилось в том, что  такой аффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов, определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием  внешней причины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания с непосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти в работах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинные связи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующим образом: 1) предмет любви - 2) предмет удовольствия - 3) удовольствие - 4) любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий; 

Информация о работе Любовь