Любовь в отношениях в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Вопросы семьи и брака являются одними из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеют прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Этим двум аспектам человеческой жизни, ввиду их несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется достаточно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей до более совершенных культурных народов. Т

Содержание

Формирование любви в семейных отношениях.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..….2
Глава 1. Краткое раскрытие понятий «семья» и «семейные отношения»……………………………………………………………………...3
1.1 Семья как малая группа………………………….....………………..3
1.2. Типы семейных отношений………………………………...….…...6
Глава 2.
1.1 Раскрытие понятия «Любовь»……………….……………………...7
1.2 Классификация типов любви………………………………..……….9
Глава 3. Любовь в семейных отношениях………………..…………..…….10
1.1 Проявления супружеской любви……………………...……....…...11
1.2 Проявления родительской любви и любви детей к родителям......12
1.3 Проявления сиблинговой любви…………………………………...17
1.4 Влияние эмоции любви на развитие ребенка………………….......23
Заключение……………………………………………………………………..28
Библиография……………………………………………………………….….29

Работа содержит 1 файл

курсовая любовь в отношениях в семье.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Таким образом, несмотря на то, что проблематика любви давно изучается как в психологии вообще, так и в психологии эмоций в частности, не существуетчеткой картины этого эмоционального переживания.

1.2. Классификация типов любви

Существует множество классификаций любви. Остановимся коротко на некоторых из них.

В рамка теории дифференциальных эмоций, идеологическим основателем которой можно считать Силвана Томкинса, выделяют следующие типы любви:

Материнская. Ее особенностью является ее жизненная необходимость для ребенка.   Более подробно материнская любовь будет рассмотрена во второй части моей работы.

Сиблинговая любовь. Это вид тоже является особым феноменом. Старший сиблинг становиться первым партнером ребенка в игре; он же, как правило, заботиться вместе с родителям о младшем, обеспечивая ему социальную поддержку. Сиблинговая любовь также будет рассмотрена ниже.  

Романтическая любовь. Здесь следует различать любовные переживания и любовные отношения. Первые всегда сопряжены с эмоциями радости и интереса, а вторые могут включать в себя весь спектр эмоций.   

Похожая классификация существует у Э. Фромма[3]. Он выделяет:

Братскую любовь, которая является наиболее фундаментальным вид, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет.

Материнскую любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. В противоположность братской и эротической любви, являющиеся любовь между равными, связь матери и ребенка есть, по своей сути, неравенство. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви.

Эротическую любовь.  В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком и в ней также есть предпочтительность.

Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себя, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других.

Любовь к богу.

Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательства. При этом идеальной считается совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов[4].

Мы можем заметить, что выделенные выше критерии и понятия скорее описывают отдельные стороны и проявления любви, что может быть связано, на мой взгляд,  с неоднозначностью данной эмоции.

Глава 3. Зарождение любви в семейных отношениях

Во второй части своей работы мы хотели бы раскрыть механизм зарождения чувства любви в семейных отношениях как между супругами, так и между детьми.  

 

 

1.1. Проявления супружеской любви

В первой части своей работы мы уже приводили определение семьи. Безусловно, семья - это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и, рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. В семье есть экономика - это зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика - это отношения внутри семьи и с соседями, также культурная сторона жизни. Однако, самое главное в семье - это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи. Таким образом, одна из глобальных проблем семьи - проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Семью по праву можно называть школой истинной любви, где мы усваиваем основные уроки человечности.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Известно, что в основе отношений любви лежит чувство любви - высшая степень эмоционального положительного отношения человека к человеку. Известна также исключительная избирательность в выборе партнера в отношениях любви, нередко приводящая к единичности или даже отсутствию этого вида отношений в жизни отдельного человека.

Если говорить о соотношении супружеских отношений с приведенными ранее классификациями, то можно заметить, что в основе гармоничного брака лежит романтическая (или эротическая) любовь с одной стороны, а с другой – смесь любви, дружбы и обязательств.  Более того, наиболее прочные отношения будут у двух зрелых личностей, любящих себя и друг друга в равной степени.

1.2. Проявления родительской любви и любви ребенка к родителям

Родительская любовь – одно из самых важных чувств в жизни любого человека. Именно родители учат или не учат ребенка любить и быть любимым. Безусловно, что влияние отцовской любви умалять нецелесообразно, однако следует признать, что огромную и незаменимую роль в воспитании детей несет все же мать, особенно в ранние периоды жизни человека. Ребенок, чувствующий за спиной материнскую опору и любовь, оказывается более способным преодолевать негативные чувства, связанные с семейной напряженностью.

В главе «Классификация видов любви» мы кратко описали материнскую любовь. Считается, что эта любовь безусловна и альтруистична, то есть является высшей формой любви, однако бывают случаи, что такой привязанности не возникает, вследствие чего очень сильно страдает ребенок.

Выделяют следующие элементы материнской любви:

- телесный контакт.  Существует ряд экспериментальных исследований этого элемента:  начиная от ставших классическим экспериментов Харлоу с новорожденными обезьянами, которым предъявлялись различные манекены матери и заканчивая наблюдениями Говарда Мосс о половых различиях в материнском внимании.  В анализе работ по этой теме Д. Боулби выдел общую характеристику материнско-детской привязанности: устойчивость-неустойчивость. Наблюдая за реакциями ребенка в различных ситуациях, связанных с уходом и появлением матери в незнакомой обстановке, можно выделить несколько типов привязанности: избегательная, амбивалентная и устойчивая[5]. На характер этих привязанностей в основном влияют различные проблемы, возникающие в семье: напряженность в отношениях, развод, потеря работы и тому подобное. Результаты исследований других авторов  показали, что дети с устойчивым типом привязанности, обычно, лучше и успешнее адаптируются к условиям садов и других дошкольных учреждений.

- эмоциональная доступность матери, под которой подразумевают не только физическое присутствие матери, но и ее готовность отдать свою любовь ребенку, чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность их удовлетворить.

Существует ряд специфичных эмоций, переживаемых при материнской любви. К ним относят: а) чувственный или физический аспект или т.н. физиологический драйв (вызванный частично гормональными изменениями, происходящих в организме матери); б) эмоции радости (социальной по своей природе т.к. вызывается фактом причастности к жизни, развитию ребенка); в)эмоции интереса.

Помимо определения «любовь», в отношениях между ребенком и родителями можно ввести такое понятие, как привязанность - это слово, которым означают прочные эмоциональные связи между ребенком и одним или несколькими взрослыми. Эти узы устанавливаются с возраста 6 месяцев как следствие врожденного поведения ребенка (плач, смех) на окружение взрослых[6].

Идеи Боулби внесли значительный вклад в формирование этого понятия. Особый интерес представляет исходный пункт Боулби: он прибавляет к двум основополагающим инстинктам Фрейда (либидо и агрессия), третий- привязанность. Привязанность определяется как « поведенческий комплекс», служащий целям привязывания к фигуре матери или другим взрослым из окружения ребенка, пользующимся его доверием. Этот поведенческий комплекс остается активным и в последующей жизни индивидуума- при формировании взаимоотношений с людьми2. Такое объяснение представляется более вероятным, чем мысль Фрейда о том, что эмоциональная связь с матерью- это вытесненная форма сексуальной связи. Если этот контакт эротизируется или сексуализируется,  тогда мы рассматриваем его как аномальный.

Боулби отмечал, что «длительное отсутствие материнской заботы имеет выражение и далеко идущие последствия для характера и соответственно всей будущей жизни»[7].

«Материнская любовь в младенческом и детском возрасте так же важна для психического здоровья, как витамины и белки для физического здоровья»2, - это одна из основных идей Боулби. Мать формирует ребенка как  будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между  младенцем и матерью. Сформировавшаяся связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которого у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакты с тем, чье лицо он воспринимает.

Лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляются положительная реакция на человеческий голос.  Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так и для развития привязанности к ней. Уже на 3-6 дни жизни ребенок отличает  мать по запаху. Успокаивающее действие материнского запаха может  использоваться для лечения у ребенка расстройства сна.

Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Со своей стороны, мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Однако сильная привязанность может возникнуть, лишь если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой, способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными (мать и ребенок). Дети, которых мать быстро успокаивает, плачут гораздо меньше тех, к  кому не подходят.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать- дитя зависимость младенца от матери.

Можно выделить основные признаки привязанности между матерью и младенцем или ее нарушения:

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:

- ищет и поддерживает глазной контакт;

- произносит слова с особенными интонациями;

- прикасается к ребенку, ласкает его;

- часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;

- испытывает положительные чувства.

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:

- возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;

- поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;

- настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;

- принимает форму материнского тела, кажется расслабленным- хорошо приноравливается;

- испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоится если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:

- избегает глазного контакта или он «плавающий»;

- редко обращается прямо к ребенку, не использует особых интонаций;

- избегает прикосновений и ласк;

- редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка в дали от себя, само тело матери не гибкое;

- испытывает негативные чувства ( невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

- избегает глазного контакта или он только мимолетен;

- отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;

- отворачивается, не реагирует, плачет;

- не гибкий, не податлив, беспокоен, плохо приноравливается;

- испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью (юный возраст матери). Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом могли подвергать депривации,  их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей.  Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что так же затрудняет благополучное развитие детей. Нелюбимый или нежелательный ребенок  не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития.  Поэтому чувство взаимной любви между ребенком и матерью, а также между ребенком и отцом чрезвычайно важно для гармоничного развития личности в целом.

Информация о работе Любовь в отношениях в семье