Любовь в отношениях в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Вопросы семьи и брака являются одними из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеют прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Этим двум аспектам человеческой жизни, ввиду их несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется достаточно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей до более совершенных культурных народов. Т

Содержание

Формирование любви в семейных отношениях.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..….2
Глава 1. Краткое раскрытие понятий «семья» и «семейные отношения»……………………………………………………………………...3
1.1 Семья как малая группа………………………….....………………..3
1.2. Типы семейных отношений………………………………...….…...6
Глава 2.
1.1 Раскрытие понятия «Любовь»……………….……………………...7
1.2 Классификация типов любви………………………………..……….9
Глава 3. Любовь в семейных отношениях………………..…………..…….10
1.1 Проявления супружеской любви……………………...……....…...11
1.2 Проявления родительской любви и любви детей к родителям......12
1.3 Проявления сиблинговой любви…………………………………...17
1.4 Влияние эмоции любви на развитие ребенка………………….......23
Заключение……………………………………………………………………..28
Библиография……………………………………………………………….….29

Работа содержит 1 файл

курсовая любовь в отношениях в семье.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


29

 

Формирование любви в семейных отношениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2

Глава 1. Краткое раскрытие понятий «семья» и «семейные отношения»……………………………………………………………………...3

1.1 Семья как малая группа………………………….....………………..3

1.2. Типы семейных отношений………………………………...….…...6

Глава 2.

1.1 Раскрытие понятия «Любовь»……………….……………………...7

1.2 Классификация типов любви………………………………..……….9

Глава 3.  Любовь в семейных отношениях………………..…………..…….10

1.1 Проявления супружеской любви……………………...……....…...11

1.2 Проявления родительской любви и любви детей к родителям......12

1.3 Проявления сиблинговой любви…………………………………...17

1.4 Влияние эмоции любви на развитие ребенка………………….......23

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиография……………………………………………………………….….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея», стр.81

 

Введение

Вопросы семьи и брака являются одними из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеют прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Этим двум аспектам человеческой жизни, ввиду их несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется достаточно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей до более совершенных культурных народов. Традиционно семья была и остается основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

Множество писателей, философов и мыслителей  обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Конфуций говорил  о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. 

Естественно, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот,  как правило, нарушение детско-родительских отношений и отношений между самими родителями ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Традиционно мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку.

И здесь мы непосредственно подходим к главному вопросу моей работы: «Каким же образом в семье формируются правильные отношения и, что немаловажно, чувство любви?» Нельзя не признать что любовь является одной из основополагающих эмоций при создании супружеской пары, а также при общении и воспитании ребенка.

Основными задачами нашей работы стало рассмотреть факторы, приводящие к возникновению чувства любви, его укреплению, а также влияние этого чувства на формирование гармоничных отношений в семье, как между родителями и детьми, так и между старшими и младшими детьми.

Глава 1. Раскрытие понятий «семья» и «семейные отношения»

Для того чтобы рассмотреть эмоциональные аспекты семейных отношений, сначала необходимо дать определение самому понятию «семья»

1.1 Семья как малая группа

Семья  - это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущее общее хозяйство[1].

Естественно, всякое образование должно иметь свои функции. Так и для  семьи можно основные функции, приведенные ниже:
функции семьи это  жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяется индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализоваться в детях.

Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи; содействует сохранению их здоровья, обеспечивает восстановление затраченных физических сил.

Эмоциональная функция удовлетворяет ее членам потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите. Содействует сохранению психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет роль в духовном развитии членов общества.

Функция социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Функции могут утрачиваться не потому, что этого требуют социальные условия, а потому что члены семьи не могут их выполнять.

Конечно же, зачастую встречается и нарушение функционирования семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способность нарушений может носить широкий круг факторов: особенности личностей членов семьи и взаимоотношения между ними, определенные условия жизни семьи.

Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.

Признаки функциональной семьи:

1.      Проблемы признаются и решаются.

2.      Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3.      Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

4.      Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.

5.      Родители делают то, что говорят.

6.      Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

7.      В семье есть место развлечениям.

8.      Ошибки прощаются, на них учатся.

9.      Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Помимо функций семья имеет свою структуру и динамику развития.

Структура семьи это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи – авторитарная семья, и семьи, где явно выражено  равное участие всех членов – демократическая семья.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе это семья, включающая взрослых и детей, одного или двух. Также структура семьи может быть нарушенной – неполная семья.

В своей работе я хотела бы взять за основу нормально функционирующую полную семью, так как чувство любви между членами такой структуры обычно выражено ярче всего.

 

 

1.2 Типы семейных отношений

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная  ее членами система семейных отношений, в том числе и между родителями и детьми. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка и друг друга. Могут быть выделены 4 наиболее общих типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат  в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность одного члена семьи, игнорирование интересов и мнений других, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ними, издевательство, систематическое лишение их права голоса при решении вопросов - все это яркий пример дисфункциональной семьи, в которой чувство любви или минимально, или же отсутствует совсем.

Опека в семье – это система отношений, при которых один или несколько членов семьи (зачастую родители), обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей других, ограждают их от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая все их на себя. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –  заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у опекаемых членов семьи отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. В данном случае любовь к опекаемым членам семьи может быть гипертрофированной, порой раздражающей, что в дальнейшем негативно сказывается на отношениях между членами такой системы.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования отдельных его членов, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два или больше миров, например, взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться дружеским, теплым отношениям.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где все члены семьи общаются на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. На мой взгляд именно в семье такого типа чувство любви приобретает свою высшую форму и способствует еще более тесному контакту между членами.

Глава 2.

1.1. Раскрытие понятия «любовь»

В этой главе своей работы я хотела бы более подробно рассмотреть любовь, как эмоцию, дать более четкое определение и критерии этого чувства.

Любовь — исключительно сложный объект для психологического анализа. Чувство любови – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще.

Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов.

Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протекание эмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться эта причина. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного.  Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий;

Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования»[2]. Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Человек «стал бы безумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее, объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим»2. Важным аспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологию видов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный  характер любви (в отличии от симбиотического, основанного на том или ином использовании другого человека) он включает такие неотъемлемые  элементы как давание (отдачу), заботу, ответственность, уважение и знание.

Э. Берн определяет любовь как - «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность»3. В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность,  а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.

Информация о работе Любовь в отношениях в семье